Детство является основным фундаментом, когда формируется личность ребенка. Большую роль в формировании здоровой личности имеет самооценка. На протяжении всей жизни самооценка выступает одним из наиболее основополагающих свойств личности и является ее ядром. Однако ее формирование происходит не статично, а в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является последней константой в формировании общей картины мира.
По мнению многих психологов, наиболее важной проблемой изучения самооценки, с которой приходится сталкиваться в современных реалиях, является проблема нарушения во внутрисемейных отношениях [1].
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает свое воздействие на формирование личности ребенка, верное оценивание им себя. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, влияет на процесс и результаты формирования личности.
Чаще всего, ребенок дошкольного возраста, воспитывающийся в полной семье, умеет оценивать себя адекватно, не имеет психических и психологических отклонений.
Наличие адекватной самооценки является основополагающим фактором для дальнейшей социальной адаптации ребенка, и ее деформация приводит к серьезным проблемам.
Воспитание в неполной семье может сказаться на личностных особенностях детей дошкольного возраста, которые могут проявляться в неадекватной самооценке и нарушении процесса идентификации. Следовательно, дети старшего дошкольного возраста из неполных семей чаще испытывают отрицательное отношение к собственной личности [5].
В обосновании проблемы исследования самооценки у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей мы обратились к исследованиям зарубежных и отечественных психологов М.И. Лисина, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, С. Куперсмит и другие. По мнению исследователей, наибольшее влияние на формирование самооценки в дошкольном возрасте оказывают значимые взрослые.
Так как самооценка ребенка формируется в кругу значимых взрослых, особенно важную роль в этом отношении играет семья, а именно, родительская диада. Наличие в ней здорового климата является первым и самым важным условием дальнейшего психического благополучия ребенка. Здоровый климат семьи и благополучие ребенка также будет зависеть от типа семьи.
В исследованиях А.Я. Варги отмечается, что семейная структура, а именно полная или не полная семьи, влияют на самооценку ребенка и на его оценку своих родителей. В случае, когда родители разведены, и мать довольна своим положением, самооценка ребенка не коррелирует с его оценкой своей матери. В других случаях (неполная несчастливая семья, полная счастливая семья, полная несчастливая семья) корреляция между детской самооценкой и оценкой родителей очень высока [4].
Воспитание в неполной семье сопряжено с рядом сложностей. В силу своего состава неполная семья создает у ребенка дефицит адекватных взаимодействий между ребенком и родителем. Кроме того, в современном обществе брак больше не выступает институтом контроля над поведением человека. Традиционные ценности перестают играть основополагающую роль для поколения молодых людей.
С.А. Королева исследовала самооценку детей старшего дошкольного возраста из неполных семей. Исследование показало, что у таких детей образ «Я», носит аморфный, диффузный характер и искажается отношение к себе, а также наблюдается нарушение восприятия своего положения в семье [3].
На основании исследований Т.В. Андреева, В.Н. Дружинин, В.Н. Дементьева пришли к выводу, что дошкольники из неполных семей не умеют адекватно оценивать свою деятельность и не способны к ее анализу. Их самооценка, как правило, занижена, неустойчива и не имеет под собой прочной базы[2].
Напротив, самооценка детей из полной семьи отличается устойчивостью, они способны аргументировать свои ответы, поэтому ее можно считать адекватной [5].
Однако, неполная семья не всегда может служить негативной почвой для психического развития ребенка, если семья выполняет все надлежащие ей функции (воспитательную, экономическую, функцию поддержки, правовую функцию). Так же, как и полная не всегда служит благоприятной почвой для развития ребенка, так как полная может быть неблагополучной семьей, которая способствует негативному развитию личности [3].
Неблагополучные семьи, где ребенку плохо, разнообразны - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития [6].
Многообразие теоретических подходов и актуальность изучения проблемы самооценки дошкольников из разных типов семьи послужили для экспериментального исследования.
Целью нашего исследования является выявление самооценки дошкольников, воспитывающихся в разных типах семьи. Мы предположили, что завышенную или адекватную дети из полных семей, заниженную самооценку могут иметь дети из неполных семей.
Материалы и методы исследования
В эмпирическом исследовании приняло участие 14 детей старшего дошкольного возраста. Из них 8 человек из полной семьи, 4 человека из неполной семьи и 2 человека из полной неблагополучной семьи (сведения о типах семьи были взяты у педагога-психолога). Исследование проводилось на базе – МДОУ №32 «Пчелка» с. Стародубского Буденновского района Ставропольского края.
Исследование включало в себя три диагностических задания, на выявление уровня самооценки детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Методика «Лесенка» В.Г. Щура, методика «Какой Я?» О.С. Богдановой, проективная методика «Дерево» Д. Лампена.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе результатов методики «Лесенка» В.Г. Щура было выявлено, что у 3 детей (22 %), неадекватно завышенная самооценка, это дети из полных благополучных семей. Данные дети без раздумья ставят себя на самую высокую ступень, объясняя это тем, что они «лучше» всех, их никогда не ругают родители, они почти всегда получают похвалу. 6 детей (43%) с завышенной самооценкой, 5 детей воспитываются в полных благополучных семьях, 1 - в неполной. Такие дети прежде, чем сделать свой выбор, размышляют о том, что говорят за них родители и сверстники, а также ставят себя на высшие ступени. Было выявлено 2 ребенка (14%) с адекватной самооценкой. Они не ставят себя на высшие ступени, но и не используют низшие. Эти дети воспитываются в неполных семьях. Они вспоминают о том, какие обязанности не выполняют, и что говорит за них близкое окружение. 3 ребенка (21%) имеют заниженную самооценку – это 2 ребенка из полной, но неблагополучной семьи и 1 ребенок из неполной семьи. Такие дети ставят себя на низшие ступени, объясняя это тем, что их всегда ругают, родители говорят, что они «плохие».
Анализ результатов методики «Какой Я?» О.С. Богдановой показал, что у 7 детей старшего дошкольного возраста (43 %) преобладает высокая самооценка. Эти дети практически на все вопросы отвечали «да», т.е. они считают себя хорошими, добрыми, умными, трудолюбивыми и т.д. Все дети воспитываются в полных благополучных семьях.
У 3 старших дошкольников (21 %) преобладает средняя самооценка. Такие дети в основном на вопросы отвечали «да» и «не знаю», иногда «нет», т.е. они не считают себя плохими, но и не считают во всем хорошими. 2 ребенка воспитываются в полной благополучной семье и 1 не в полной семье.
У 4 старших дошкольников (29 %) преобладает низкая самооценка. Такие дети в основном на вопросы отвечали «нет» или «не знаю», т.е. они не считают себя хорошими, добрыми, честными и т.д. 2 ребенка воспитываются в неполной семье и 2 ребенка в полной, но неблагополучной семье.
Для подтверждения данных была проведена методика Д. Лампена «Дерево».
По результатам проведенной методики было выявлено, что 10 детей имеют завышенную или адекватную самооценку, такие дети выбирали человечка под номером 20 - это самый высокий человек, а также выбирали 17 номер, который указывает на поддержку.
У 4 детей была выявлена заниженная самооценка. Они выбирали человечков под номером 1, 7, 13, 21. Этот выбор говорит о замкнутости, тревожности и отстраненности ребенка.
Проанализировав результаты исследований, мы увидели, что высокие показатели самооценки получили дети из полных благополучных семей. Дети с такой самооценкой очень подвижны, готовы выполнить любое задание, чаще всего оценивают себя выше своих возможностей, а также на их самооценку влияет семья и окружающие, когда вокруг ребенка все хвалят, поощряют за сделанные порученные дела. Но если вдруг таких детей начинают критиковать, они обижаются, становятся тревожными и раздражительными.
Адекватные или средние показатели самооценки получили дети из полных благополучных и неполных семей. Такие дети чаще всего умеют анализировать свою деятельность, они ищут причину своих ошибок, адекватно оценивают происходящее.
Низкий показатель самооценки получили дошкольники из неполных и полных неблагополучных семей. Такие дети чаще всего не общаются со своими сверстниками в группе, избегают трудных задач, скованы. Возможно, на их самооценку влияет климат в семье. Ведь в неблагополучных семьях у ребенка нет личных границ, его могут унижать, а также такие дети не получают внимания от своих родителей.
Проведенное нами исследование частично подтверждает гипотезу о том, что самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от воспитания в полной или в неполной семье.
На формирование самооценки ребёнка будет влиять функциональность и конструктивность(деструктивность) семьи.
Библиографическая ссылка
Лукьянченко Д.А., Соловьева Е.В. САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2025. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21709 (дата обращения: 21.01.2025).