Введение Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - состояние, характеризующееся астенией, депрессивной симптоматикой, утратой интереса к профессиональной деятельности, профессиональной деформацией с цинизмом и равнодушием, вызванное длительными эмоциональными нагрузками, ассоциированными с профессиональной межличностной коммуникацией. Согласно исследованиям, СЭВ подвержено от 20% до 50% работников в таких отраслях как здравоохранение, образование, социальные услуги и бизнес [1].
Согласно результатам научных исследований, феномен эмоционального выгорания является значимым фактором, влияющим на психическое здоровье и психосоциальное функционирование человека вне зависимости от возраста и пола [2]. Изучение СЭВ необходимо для понимания того, какие условия приводят к его развитию, что имеет значение для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения [3].
Цель исследования Получить эпидемиологические данные по распространенности проявлений и условиям формирования эмоционального выгорания у студентов Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ).
Материал и методы исследования Нами было проведено исследование факторов, влияющих на формирования эмоционального выгорания в осеннем семестре 2024/2025 учебного года в выборке студентов 1-6 курсов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов ГрГМУ, которая включала в себя 109 респондентов, из них 41 (37,6 %) мужчины и 68 (62,4%) женщины. Возрастная медиана с межквартильным размахом составила Ме 18 (18-21) лет. В опросе принимали участие различные возрастные группы: от 17 до 24 лет: 17 лет- 22%, 18 лет- 29.4%, 19 лет- 11%, 20 лет- 11%, 21 год - 9.09%, 22 года- 9%, 23 года-8.18%, 24 года- 0.91%.
Для самостоятельного заполнения обучающимся была предложена анкета, содержащая вопросы, касающиеся биологических и социальных характеристик респондентов исследуемой группы. Также нами был использован опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (в модиф. Е.Ильина) [4, с. 206].
Статистическая обработка осуществлялась с помощью программы Microsoft Office Excel, а также Онлайн калькулятор критерия Пирсона, Данные обрабатывались непараметрическим методом, абсолютные количественные данные представлены в виде Ме (медиана) и интервального размаха с описанием значения 25-го и 75-го перцентилей; при сравнении номинальных и порядковых переменных использовался χ2-критерий согласия Пирсона. Результаты исследования считали достоверными, а различия между величинами значимыми при вероятности безошибочного прогноза не менее 95,5% (р<0,05).
Результаты исследования и их обсуждение В исследовании принимали участие как люди, учащиеся на разных факультетах, так и на разных курсах:
Лечебный факультет: 33%; Педиатрический факультет: 46%; Медико-психологический факультет: 13%; Медико-диагностический: 8.26%.
1 курс: 37%; 2 курс: 23%; 3 курс: 12%; 4 курс: 5%; 5 курс: 11%; 6 курс: 12%.
Большинство респондентов (50%) проживает в общежитии, на съемной квартире проживает 25% студентов, собственное жилье имеет 7,14%, а с родителями живет 18% заполнивших анкету.
По мнению 40% студентов учеба плохо повлияла на их эмоциональное состояние, сформировав негативный эмоциональный фон. При этом опрошенные считают, что текущее эмоциональное состояние влияет на результативность их учебы. Напротив, по мнению 74% респондентов их эмоциональное состояние оказывает влияние на результаты учебного процесса.
Описывая свое эмоциональное состояние 30% респондентов отметили, что, на момент заполнения опросника, чувствуют эмоциональную опустошенность, ещё 14% затруднились ответить на этот вопрос.
Согласно результатам анкетирования 66% респондентов чувствует необходимость в уединении после учебного процесса, 9% участников опроса затруднились ответить на этот вопрос и только 25% написали, что не нуждаются в уединении после учёбы. Большинство студентов (67%) утверждает, что уже ждет окончания учебного дня.
Часть респондентов (32%) говорит о потере интереса к тому, что радовало их раньше (хобби, увлечения во внеучебное время). Данный ответ совпадает с одним из наиболее значимых критериев депрессии в МКБ-10/DSM-4R, что соответствует научным исследованиям, в которых выявлена прямая связь между депрессией и эмоциональным выгоранием: депрессия приводит к потере энергии, нервному перенапряжению, умственному и физическому истощению, что способствует формированию симптоматики эмоционального выгорания [3].
Отрадно, что 49% респондентов не считает учебную нагрузку в медицинском университете чрезмерной, но все же 32% респондентов оценивают учебу как очень сложную, 19% затрудняется оценить степень сложности учебы.
Обучающиеся ГрГМУ, заполнившие анкеты, чувствуют себя некомпетентными и неуверенными в своих силах, сомневаются в своих знаниях и профессиональных способностях в 39% случаев, ещё 19% затруднились с ответом на вопрос об уверенности в своих силах.
Часть респондентов (22%) задумывается, либо хотели бы (15%) сменить место учебы. Эти студенты видят себя в иных, отличных от медицины, сферах деятельности. По результатам анкетирования, 31% студентов хотели бы сменить учебное направление на сферу гуманитарных наук, 18% - на физико-технологические, 31% на лингвистические науки, остальные 21% не считают, что для реализации себя в жизни необходимо высшее образование.
Подавляющее большинство (92%) студентов вдохновляется успехами в учебном процессе, что благоприятно сказывается на качестве учебного процесса и помогает им справляться с трудностями, возникающими во время учебы. При этом 54% респондентов считает, что если бы в учебе им сопутствовала удача, то они были бы более счастливы. Однако 8% респондентам даже успехи и достижения, связанные с обучением, не приносят удовлетворения, что косвенно указывает на ограниченный ресурсный потенциал и неудовлетворенность выбранной профессией.
Значительная часть (42%) студентов, отметила, что учится «автоматически» и без понимания материала. По мнению 55% опрошенных - учеба в университете проходит «через силу», что, вероятно, отражает наличие астенического фона и может коррелировать с имеющимися нарушениями продуктивности в работе/учебе и эмоциональным выгоранием.
Большая часть (67%) респондентов, по их мнению, уделяет учебе меньше времени, чем следует. Причем данный показатель увеличивается больше у респондентов от младших курсов к старшим. По этому показателю выборка респондентов старших курсов статистически значимо превосходила выборку респондентов младших курсов (χ2=5,237 при р = 0, 023). Относительный риск по данному показателю составляет RR=1,4±0,1 (ДИ 1,038-1,741), отражая достоверность повышения вероятности развития данного поведенческого паттерна у студентов старших курсов.
Выводы Проведенное исследование показало, что, с одной стороны, эмоциональное состояние студентов существенным образом отражается на их субъективном переживании успешности и эффективности в учебной деятельности [5, с. 87]. С другой стороны, интенсивные учебные нагрузки и отсутствие успехов в учебе ухудшают эмоциональный фон. Распространенность проявлений, ассоциированных с эмоциональным выгоранием, среди студентов ГрГМУ оказывается весьма значительной. Наблюдается нарастание риска возникновения СЭВ у студентов медицинского университета от младших курсов к старшим.
Библиографическая ссылка
Лазутина И.И., Крот И.А., Хильмончик Н.Е. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2025. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21707 (дата обращения: 21.01.2025).