Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР НА СТРЕСС ВО ВРЕМЯ СЕССИИ

Замешаев Т.И. 1 Цинис А.В. 2
1 САФУ
2 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Данное исследование посвящено анализу влияния термических процедур на уровень стресса у студентов в период сессии. В условиях повышенной учебной нагрузки и эмоционального напряжения, вызванного экзаменами, термические процедуры, такие как сауны, горячие ванны и контрастные души, могут служить эффективным средством для снижения стресса и улучшения общего самочувствия. В рамках исследования был проведен опрос среди студентов, в котором участники оценивали свои ощущения и уровень стресса во время сессии.
стрессоустойчивость
стресс
когнитивные функции
здоровье
научные исследования
обучаемость
1. Cohen S., Kamarck T., Mermelstein R. A global measure of perceived stress //Journal of health and social behavior. – 1983. – С. 385-396.
2. Henderson K. N. et al. The cardiometabolic health benefits of sauna exposure in individuals with high-stress occupations. A mechanistic review //International journal of environmental research and public health. – 2021. – Т. 18. – №. 3. – С. 1105.
3. Hussain J. N., Greaves R. F., Cohen M. M. A hot topic for health: Results of the Global Sauna Survey //Complementary Therapies in Medicine. – 2019. – Т. 44. – С. 223-234.
4. Podstawski R. et al. The influence of extreme thermal stress on the physiological and psychological characteristics of young women who sporadically use the sauna: practical implications for the safe use of the sauna //Frontiers in Public Health. – 2024. – Т. 11. – С. 1303804
5. Hussain J., Cohen M. Clinical effects of regular dry sauna bathing: a systematic review //Evidence‐Based Complementary and Alternative Medicine. – 2018. – Т. 2018. – №. 1. – С. 1857413.

Введение:

Период сессии в учебном процессе является одним из самых напряженных и стрессовых этапов для студентов. Увеличение учебной нагрузки, необходимость подготовки к экзаменам и выполнение курсовых работ создают значительное эмоциональное и физическое напряжение, что может негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии студентов и их академической успеваемости. В условиях современного образования, где стресс становится неотъемлемой частью студенческой жизни, поиск эффективных методов его управления и снижения становится актуальной задачей.[2,4]

Одним из таких методов являются термические процедуры, которые включают в себя различные формы теплового воздействия, такие как сауны, горячие ванны, паровые ингаляции и контрастные души. Эти процедуры известны своими расслабляющими и оздоровительными свойствами, способствующими улучшению кровообращения, снятию мышечного напряжения и общему улучшению самочувствия. Исследования показывают, что термические процедуры могут оказывать положительное влияние на уровень стресса, способствуя выработке эндорфина и снижению уровня кортизола.[3,4,5]

Несмотря на растущий интерес к использованию термических процедур в качестве средства управления стрессом, недостаточно изучены их конкретные эффекты на студентов в период сессии. Настоящее исследование направлено на анализ влияния термических процедур на уровень стресса у студентов, а также на выявление их роли в повышении общего психоэмоционального благополучия. В рамках данного исследования был проведён опрос среди студентов, что позволило получить эмпирические данные о восприятии и эффективности термических процедур в контексте управления стрессом. Результаты данного исследования могут способствовать разработке рекомендаций для студентов и образовательных учреждений по внедрению эффективных методов снижения стресса в учебный процесс.

Организация и методы исследования:

Опрос был проведён по методике PSS10 (Perceived Stress Scale). PSS10 это шкала, состоящая из 10 вопросов, которая позволяет оценить субъективное восприятие стресса человеком. [1] Респонденты оценивают каждый вопрос по 5-балльной шкале, после результаты суммируются и по сравнению со шкалой узнают общий уровень стресса: 0-13 – Низкий уровень стресса, 14-26 – Умеренный уровень стресса, 27-40 – Высокий уровень стресса. К вопросам из PSS10 были добавлены вопросы о том, на каком курсе находится опрашиваемый и то, проводят ли опрашиваемые какие-либо термопроцедуры, а именно посещение бани/сауны и закаливание, и то, как часто они это делают.

Всего было опрошено 122 человека. 24 из которых занимались прохождением термических процедур, и 98 – нет

Результаты исследования:

В ходе проведения анонимного анкетирования и обработки собранных данных, мы поделили опрашиваемых на 2 группы, те кто занимались прохождением термических процедур (1 группа) и те, кто не занимались (2 группа). Полученные результаты: среди 1 группы среднее значение баллов – 22, что по шкале обозначает средний уровень стресса, при этом 10,2% опрошенных из первой группы имеют низкий уровень стресса, 65,3% имеют средний уровень стресса, 24,5% имеют средний уровень стресса. Во 2 группе среднее значение баллов – 14, что говорит о среднем уровне стресса, при этом 50% имеют низкий уровень стресса и 50% имеют средний уровень стресса. В среднем, у тех, кто посещал баню чаще чем раз в месяц, уровень стресса был ниже. Стоит заметить, что человеком с самым низким показателем баллов, а именно 4 является человек из 2 группы, который единственный посещал баню и каждый день принимал контрастный душ.

Заключение:

Полученные результаты свидетельствуют о том, что прохождение термических процедур может положительно влиять на уровень стресса во время сессии, вследствие чего во время сессии можно рекомендовать регулярное посещение бани и контрастный душ.


Библиографическая ссылка

Замешаев Т.И., Цинис А.В. ВЛИЯНИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР НА СТРЕСС ВО ВРЕМЯ СЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21650 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674