Введение:
Период сессии в учебном процессе является одним из самых напряженных и стрессовых этапов для студентов. Увеличение учебной нагрузки, необходимость подготовки к экзаменам и выполнение курсовых работ создают значительное эмоциональное и физическое напряжение, что может негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии студентов и их академической успеваемости. В условиях современного образования, где стресс становится неотъемлемой частью студенческой жизни, поиск эффективных методов его управления и снижения становится актуальной задачей.[2,4]
Одним из таких методов являются термические процедуры, которые включают в себя различные формы теплового воздействия, такие как сауны, горячие ванны, паровые ингаляции и контрастные души. Эти процедуры известны своими расслабляющими и оздоровительными свойствами, способствующими улучшению кровообращения, снятию мышечного напряжения и общему улучшению самочувствия. Исследования показывают, что термические процедуры могут оказывать положительное влияние на уровень стресса, способствуя выработке эндорфина и снижению уровня кортизола.[3,4,5]
Несмотря на растущий интерес к использованию термических процедур в качестве средства управления стрессом, недостаточно изучены их конкретные эффекты на студентов в период сессии. Настоящее исследование направлено на анализ влияния термических процедур на уровень стресса у студентов, а также на выявление их роли в повышении общего психоэмоционального благополучия. В рамках данного исследования был проведён опрос среди студентов, что позволило получить эмпирические данные о восприятии и эффективности термических процедур в контексте управления стрессом. Результаты данного исследования могут способствовать разработке рекомендаций для студентов и образовательных учреждений по внедрению эффективных методов снижения стресса в учебный процесс.
Организация и методы исследования:
Опрос был проведён по методике PSS10 (Perceived Stress Scale). PSS10 это шкала, состоящая из 10 вопросов, которая позволяет оценить субъективное восприятие стресса человеком. [1] Респонденты оценивают каждый вопрос по 5-балльной шкале, после результаты суммируются и по сравнению со шкалой узнают общий уровень стресса: 0-13 – Низкий уровень стресса, 14-26 – Умеренный уровень стресса, 27-40 – Высокий уровень стресса. К вопросам из PSS10 были добавлены вопросы о том, на каком курсе находится опрашиваемый и то, проводят ли опрашиваемые какие-либо термопроцедуры, а именно посещение бани/сауны и закаливание, и то, как часто они это делают.
Всего было опрошено 122 человека. 24 из которых занимались прохождением термических процедур, и 98 – нет
Результаты исследования:
В ходе проведения анонимного анкетирования и обработки собранных данных, мы поделили опрашиваемых на 2 группы, те кто занимались прохождением термических процедур (1 группа) и те, кто не занимались (2 группа). Полученные результаты: среди 1 группы среднее значение баллов – 22, что по шкале обозначает средний уровень стресса, при этом 10,2% опрошенных из первой группы имеют низкий уровень стресса, 65,3% имеют средний уровень стресса, 24,5% имеют средний уровень стресса. Во 2 группе среднее значение баллов – 14, что говорит о среднем уровне стресса, при этом 50% имеют низкий уровень стресса и 50% имеют средний уровень стресса. В среднем, у тех, кто посещал баню чаще чем раз в месяц, уровень стресса был ниже. Стоит заметить, что человеком с самым низким показателем баллов, а именно 4 является человек из 2 группы, который единственный посещал баню и каждый день принимал контрастный душ.
Заключение:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что прохождение термических процедур может положительно влиять на уровень стресса во время сессии, вследствие чего во время сессии можно рекомендовать регулярное посещение бани и контрастный душ.
Библиографическая ссылка
Замешаев Т.И., Цинис А.В. ВЛИЯНИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР НА СТРЕСС ВО ВРЕМЯ СЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21650 (дата обращения: 27.12.2024).