Развитие личности является сложным и многоступенчатым процессом. Одним из наиболее важных и переломных моментов в этом процессе является подростковый возраст. В это время перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения, развития отношений с людьми и с окружающим миром.
Одна из серьезных проблем, возникающих у подростков, – это проблема взаимоотношений с родителями. Начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность в общении с детьми подросткового возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими [1, c.209].
Все это может создать ситуацию нервно-психического напряжения в семье и стать источником стресса как для родителей, так и для взрослеющего подростка. Конфликты в детско-родительских отношениях ведут к общей семейной неудовлетворенности и негативно влияют на становление личности подростка. Поэтому в ситуации частых конфликтов подростку и его родителям необходима социально-психологическая поддержка и профилактика детско- родительских конфликтов. Таким образом, тема исследования представляется весьма актуальной.
Целевая установка состоит в исследовании социально-психологической профилактике детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте. Предположили, что существуют значимые свойства, по которым семьи подростков с высокой конфликтностью детско-родительских отношений отличаются от семей с низкой конфликтностью детско-родительских отношений.
Подростковый период – это период завершения детства, время перехода от детства к взрослости. Этот возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой жизни. Интенсивный физический рост, половое развитие и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка: меняются интересы и увлечения, наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают новые жизненные планы [2, c.2].
Для изучения детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте в рамках исследования было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 66 подростков в возрасте 15-16 лет, среди них 38 девочек и 28 мальчиков.
Опрос проводился онлайн, набор испытуемых проходил в группах социальной сети ВКонтакте, популярных среди подростков.
При отборе для исследования подросткам задавали вопрос: «Как часто у вас происходят конфликты с родителями?» Выбор вариантов ответа «Очень часто» и «Часто» считался индикатором высокой конфликтности их детско- родительских отношений; выбор вариантов «Редко», «Крайне редко» считался индикатором низкой конфликтности их детско-родительских отношений; при выборе промежуточного варианта «Иногда, время от времени» подросток не включался в выборку исследования. В итоге из подростков было набрано две группы по 33 ребенка:
–группа 1 – с высоким уровнем конфликтности детско-родительских отношений;
–группа 2 – с низким уровнем конфликтности детско-родительских отношений.
Каждой группе подростков были представлены для выполнения две психодиагностические методики:
1. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М. Марковскова (анкета для подростков);
2. Опросник «Шкала семейного окружения» (ШСО) Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
Данные методики были выбраны потому, что они подходят для подростков и показывают различные аспекты взаимодействия родителей и детей, что дает возможность понять, при каких условиях чаще возникают конфликты в детско- родительских отношениях и на что обратить внимание при их профилактике.
С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты в Группе 1 (высокая конфликтность) и Группе 2 (низкая конфликтность).
Результаты по методике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) показаны на рисунке 1.
Шкала требовательности показывает, что в группе с высокой конфликтностью родители достаточно требовательны к детям, они ожидают высокого уровня ответственности от своего ребенка. В группе с низкой конфликтностью требовательность находится на среднем уровне.
Рисунок 1 – Результаты по методике ВРР
В группе с высокой конфликтностью отмечается: эмоциональная дистанция между родителями и подростком, родители склонны не принимать ребенка, во многом отвергать его из-за каких-либо неугодных им качеств характера и поведения, отсутствует сотрудничество между детьми и родителями, характерно скорее несогласие в детско-родительских отношениях. Это может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. В группе с низкой конфликтностью отмечается: умеренная эмоциональная близость, среднее желание подростка делиться с родителями самым сокровенным и важным, отмечается довольно позитивное отношение родителей к детям, принятие большинства личностных качеств и поведенческих проявлений подростка, дети умеренно ориентированы на сотрудничество с родителями, согласие между подростками и их родителями среднее, обычно им удается договориться и прийти к согласию во взглядах и действиях. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителя и ребенка.
Баллы по шкале последовательности примерно равны для обеих групп и показывают, что родители проявляют среднюю последовательность и постоянство в своих требованиях к подросткам, в своем отношении к ним, в применении наказаний и поощрений.
Авторитетность родителя выше в группе с низкой конфликтностью, в группе с высокой конфликтностью отношение к родителю в целом менее положительное, хотя и негативным его назвать нельзя.
В группе с высокой конфликтностью степень удовлетворенности отношениями с родителями низкая. Это свидетельствует о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, конфликтах и обеспокоенности сложившейся ситуацией. В группе с низкой конфликтностью дети умеренно удовлетворены отношениями с родителями.
Результаты по методике «Шкала семейного окружения» (ШСО) показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты по методике ШСО
Результаты показывают, что в группе с высокой конфликтностью отмечается низкая сплоченность семьи, умеренная экспрессивность, разрешено открытое выражение эмоций (однако, очевидно, что часто это агрессивные эмоции), независимость умеренная ‒ члены семьи поощряются к некоторой независимости, самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений, высока ориентация на достижения, а значит в таких семьях важны результаты подростка в учебе, родители ждут от ребенка высоких достижений и могут давить на него, отмечается высокий контроль, что говорит о высокой степени иерархичности семейной организации, где детям отведена подчиненная роль.
И напротив, в группе с низкой конфликтностью отношения между членами семьи характеризуются высокой сплоченностью: родители тесно контактируют с детьми, они заботятся друг о друге, помогают друг другу. У подростков выраженно чувство принадлежности к семье, экспрессивность высокая, для них свойственно открыто выражать свои эмоции и чувства и открыто действовать, независимость высокая, то есть самостоятельно подростков высоко поощряется родителями, ориентация на достижения средняя, что более конструктивно, контроль средний, значит степень иерархичности семейной организации умеренная и контроль членами семьи друг друга нестрогий.
У обеих групп низкая ориентация на активный отдых ‒ семейный активный отдых и спорт не свойственны семьям.
Показатели управления семейной системой говорят о том, что уровень семейной организации в обеих группах средний, в семьях не всегда царит порядок и организованность в таких вопросах, как структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей.
Чтобы определить, какие из выявленных различий между Группой 1 и Группой 2 статистически значимы, с помощью программы SPSS был произведен расчет U-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни.
Шкалы |
Статистика U Манна-Уитни |
Асимпт. Знч. (двухсторонняя) |
Методика ВРР |
||
Нетребовательность – требовательность |
98,500 |
0,026 |
Мягкость – строгость |
90,000 |
0,009 |
Автономность – контроль |
158,500 |
0,216 |
Эмоциональная дистанция – близость |
106,500 |
0,008 |
Отвержение – принятие |
86,000 |
0,030 |
Отсутствие сотрудничества – сотрудничество |
89,000 |
0,012 |
Несогласие – согласие |
87,500 |
0,025 |
Непоследовательность – последовательность |
167,500 |
0,315 |
Авторитетность родителя |
119,000 |
0,076 |
Удовлетворенность отношениями с родителями |
112,500 |
0,044 |
Методика ШСО |
||
Сплоченность |
56,500 |
0,002 |
Экспрессивность |
106,000 |
0,302 |
Конфликт |
88,000 |
0,003 |
Независимость |
83,500 |
0,201 |
Ориентация на достижения |
102,500 |
0,106 |
Интеллектуально-культурная ориентация |
106,500 |
0,058 |
Ориентация на активный отдых |
96,500 |
0,152 |
Мораль и нравственность |
93,500 |
0,068 |
Организация |
90,000 |
0,080 |
Контроль |
66,000 |
0,005 |
Как видно из таблицы, по методике ВРР между группами подростков с высокой и низкой конфликтностью детско-родительских отношений статистически значимы различия по следующим шкалам:
- нетребовательность – требовательность;
- мягкость – строгость;
- эмоциональная дистанция – близость;
- отвержение – принятие;
- отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
- несогласие – согласие;
- удовлетворенность отношениями с родителями.
По методике ШСО между группами подростков с высокой и низкой конфликтностью детско-родительских отношений статистически значимы различия по следующим шкалам:
- сплоченность;
- конфликт;
- контроль.
Таким образом, мы обнаружили, что в семьях, где конфликты между подростком и родителями часты, высок уровень контроля, строгости и требовательности. Родители не принимают и даже отвергают ребенка-подростка, между ними держится сильная эмоциональная дистанция. Не развито сотрудничество и сплоченность между родителями и детьми.
Социально-психологической профилактике детско-родительских конфликтов в подростковом возрасте следует уделять повышенное внимание в работе школьного психолога. Психолог школы совместно с другими сотрудниками учреждения должен содействовать психологическому просвещению родителей подростков [3, c.74].
Учитывая данные эмпирического исследования, необходимо разрабатывать мероприятия для того, чтобы родители лучше понимали своих детей-подростков, учились принимать их, развивали сотрудничество друг с другом, переставали излишне контролировать взрослеющего ребенка, стремящегося к автономии и сепарации.
Во-первых, нами предлагается проводить в рамках школы курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети». Курс рассчитан на 6 занятий. Продолжительность каждого занятия – 90 минут, 1 раз в неделю.
Актуальность и целесообразность проведения данных занятий обусловлены тем, что существующие проблемы в детско-родительских отношениях в подростковом возрасте разрешимы, если удается установить дружеские отношения в семье, основанные на уважении мнения каждого ее члена. И такому общению и пониманию можно научиться.
Цели курса занятий «Мы и наши дети» – профилактика проблем во взаимоотношениях родителей и детей-подростков, преодоление проблем в общении. Задачами курса занятий «Мы и наши дети» являются: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями подростков; повышение у родителей самоуважения и осознание ими своих поведенческих стереотипов в общении с ребенком-подростком; развитие у родителей умений и навыков активного слушания и Я- высказываний в общении с ребенком-подростком и т.д.
Структура данного курса и его содержание соответствуют основным проблемам и запросам родителей подростков. Курс занятий помогает осуществить профилактику проблем во взаимоотношениях родителей и подростков, преодолеть их проблемы в общении и создать эмоциональное благополучие в семье.
Таким образом, для социально-психологической профилактики детско- родительских конфликтов в подростковом возрасте было предложено проводить в школах курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети», а также использовать групповую библиотерапию.
Курс занятий для родителей подростков «Мы и наши дети» познакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями подростков, научит их осознавать свои поведенческие стереотипы в общении с ребенком- подростком, научит навыкам активного слушания и Я-высказываний и поможет овладеть новыми стратегиями преодоления плохого поведения подростка.
Библиотерапия поможет опосредованно, через образы героев литературных произведений, актуализировать эмоциональные переживания и когнитивные установки родителей, подвергнуть их анализу. Это даст возможность родителям подростков не только увидеть универсальность трудностей детско-родительских взаимоотношений, но и обогатить свое восприятие другими, отличными от имеющихся, стереотипами выстраивания коммуникации с подростком.
Библиографическая ссылка
Виноградова А.А., Катеринич О.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21617 (дата обращения: 26.12.2024).