Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время имеется достаточно большое количество студентов, у которых наблюдается проблема, связанная с недостаточным развитием социальной активности. В студенческой среде не всегда проявляется социальная активность в виде осознанного отношения к таким сферам социально-культурной деятельности как досуг, занятиям художественной деятельностью и т.д. Проблемным является, что у студентов отсутствует творческая выраженность и способности к преобразовательным процессам в виде творческих способностей.
С целью развития социальной активности студентов посредством коллективной творческой деятельности в высших образовательных учреждениях организуют творческие группы, студии, кружки и клубы.
Социальная активность студентов и особенности ее развития рассматривались в работах таких ученых, как: А. И. Герцена, А. П. Давыдова, Н. Г. Козина, Н. Ф. Третьянова, С.Л. Рубинштейна и др.
Средства развития социальной активности студентов представлены в работах Т. Р. Ганзенко, В. А. Куриной, Д. З. Умарова, И. А. Шаповалова, А. А. Ярцева и др.
Данные условия определяют актуальность и необходимость исследования особенностей развития социальной активности студентов посредством коллективной творческой деятельности.
Цель исследования – определить особенности развития социальной активности студентов через коллективную творческую деятельность.
Исследование развития социальной активности студентов проводилось на базе филиала московского университета ВИТИ НИЯУ МИФИ в г. Волгодонске.
В данном исследовании приняло участие 30 студентов.
Цель и задачи исследования: определение уровня сформированности социальной активности студентов; разработка программы развития социальной активности посредством коллективной творческой деятельности; составление рекомендаций по развитию социальной активности.
Для определения сформированности социальной активности студентов нами были определены следующие критерии:
–участие студентов в деятельности Вуза;
–отношение к социальной активности;
–развитие творческих способностей.
В процессе исследования нами использовались: анкетирование и тест творческого воображения Э. Торренса «Неполные фигуры» [1]. Значимым в исследовании определяется наличие интереса у студентов к проявлению социальной активности и наличия у них предрасположенности к творческой деятельности. Это обусловлено тем, что интерес к социальной активности свидетельствует о готовности субъекта осуществлять обязанности, требования, предписания, составляющие содержание разных социальных ролей в обществе. То есть проявление интереса к активности является устойчивым стремлением студентов к усвоению навыков и реализации их в практической деятельности, что является одним из важных факторов формирования социально-активной личности.
Творческая деятельность способствует в развитии социальной активности, так как посредством ее осуществления студенты могут самостоятельно решить задачи, проявив при этом творческие способности [2]. В связи с этим необходимым является определение критериев социальной активности, являющейся осознанием личности важности данного качества.
Для студентов была составлена анкета, в которую входили вопросы в которых студентам нужно было отметить их участие в мероприятиях Вуза и т.д.
Анализируя опросник студентов, мы увидели, что 60 % – 18 студентов ответили, что участвуют спортивной деятельности вуза; 20% – 6 студента ответили отрицательно, то есть они не участвуют в спортивной деятельности вуза, а 20% – 6 студентов участвуют в спортивной деятельности иногда. Выявляя участие студентов в культурно-массовой деятельности вуза, было определено, что: 40 % студентов – 12 студентов участвуют в культурно-массовой деятельности вуза; 40 % – 12 студентов не участвуют в культурно-массовой деятельности вуза, а 20% принимают участие в культурно-массовой деятельности иногда. В волонтерской работе вуза принимают участие 20% – 6 студента; 50% – 15 студентов не принимают участие в волонтерстве, а 30% студентов осуществляют волонтерскую деятельность иногда.
Представим полученные данные в виде диаграммы.
Рисунок 1 – Участие студентов в деятельности Вуза
Данные свидетельствуют о том, что большинство студентов принимают участие в научно-исследовательской и спортивной жизни вуза. В культурно-массовых мероприятиях принимает участие 60% студентов. Такое же количество студентов принимает участие в субботниках. Наименьшие показатели получены по участию в молодежной организации – 10% студентов от всей группы, а 20% студентов осуществляют волонтерскую деятельность. Показатели участия в мероприятиях Вуза представим в таблице 1.
Таблица 1 – Участие в мероприятиях Вуза
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
15 |
50% |
12 |
40% |
3 |
10% |
Полученные данные указывают на то, что у 15 (50%) студентов участие в деятельности вуза на высоком уровне. У 12 (40%) студентов такое участие имеет средний уровень. 3 (10%) студентов имеют низкий уровень участия в мероприятиях вуза. На рисунке 2представим полученные данные.
Рисунок 2 – Участие студентов в мероприятиях Вуза
Далее мы определяли отношение студентов к процессу формирования социальной активности личности. При определении необходимости формирования социальной активности личности для студентов, было определено, что: 70% – 21 студент считают формирование социальной активности личности необходимым; 20% – 6 студентов ответили отрицательно, а 10% считают, что социальная активность должна проявляться иногда.
В таблице 3 отображены данные опроса на развитие социальной активности студентов.
Таблица 3 – Развитие критериев социальной активности студентов
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Участие в мероприятиях |
15 |
50% |
12 |
40% |
3 |
10% |
Отношение к социальной деятельности |
18 |
60% |
6 |
20% |
6 |
20% |
Творческие способности |
6 |
20% |
12 |
40% |
12 |
40% |
Социальная активность |
13 |
43,3% |
10 |
33,3% |
7 |
23,4% |
Из полученных данных, было выявлено, что студенты в большей части осознают необходимость формирования социальной активности и считают себя успешными. При этом, они в большей части имеют одобрение со стороны близких и коллег, но считают недостаточным побуждением со стороны вуза. Таким образом, намечается тенденция для развития социальной активности: совокупность развития интересов с проявлением их в деятельности студентов.
При проведении исследования, было выявлено, что социальная активность у студентов в зависимости от вида деятельности неоднородна. Стоит отметить, что полученные данные анкетирования свидетельствуют о том, что среди студентов только 60% принимают участие в культурно-массовых мероприятиях, 40% не принимают участия в таких мероприятиях.
Социальная активность на высоком уровне развита у 13 (43,3%) студентов. На среднем уровне социальная активность развита у 10 (33,3%) студентов. Низкий уровень развития социальной активности имеет 7 (23,4%) студентов.
Процесс развития социальной активности посредством творческих способностей требует наличия определенных психолого-педагогических условий:
- наличие компетентного педагогического состава;
- учет и использование индивидуальных способностей;
- организация ситуации успеха;
- сотворчество в воспитательном взаимодействии;
- наличие диалогического взаимодействия;
- разнообразие педагогического процесса и педагогических методов обучения;
- разнообразие педагогических средств по развитию социальной активности, включая средства творческой направленности[3,с.699].
В целях развития социальной активности студентов была разработана программа занятий, в которую входят занятия коллективной творческой деятельности.
Цель основного (формирующего) этапа – процесс разработки создания и реализации программы развития социальной активности посредством коллективной творческой деятельности студентов.
Задачи:
–разработка программы развития социальной активности;
–реализация коллективной творческой деятельности студентов в условиях вуза;
–сплочение студенческого коллектива;
–создание условий для творческого развития и самореализации студентов всех курсов;
–развитие социальной активности студентов.
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, самовыражение личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своём коллективе, о близких и далёких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далёким целевым перспективам.
Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность. При этом уровень самостоятельности деятельности студентов растёт от сотрудничества с преподавателями до полной самостоятельности[4].
Разработка программы по развитию социальной активности посредством коллективной творческой деятельности осуществлялась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
Ее основными принципами являются: доверие и поддержка; добровольность; индивидуальность; наличие выбора; творчество и успешность; наличие обратной связи.
В программе мероприятий содержатся занятия, направленные как на развитие творческих, так и на развитие познавательных способностей студентов вуза. Целенаправленность данного сочетания обуславливается тем, что обучение в условиях вуза является основополагающей деятельностью, а развитие коллективных творческих способностей студентов осуществляется также и в процессе учебно-исследовательской деятельности и способствует их социальной активности.
Регулярность проведения занятий: еженедельно в течении учебного года.
Со студентами была проведена викторина «Творческие люди», на которой студенты давали ответы и демонстрировали знания о творческих людях, а также рассказывали о их достижениях. Аргументировали ответы подтверждением информации с помощью Интернет-ресурсов. Далее студенты в рамках программы мероприятий приняли участие в олимпиаде по социологии, предлагаемой в Интернете на сайте Ориентира Развития [5].
При проведении выставки стенгазет «Социальная активность и творчество» студенты посредством коллективной творческой деятельности осуществляли подготовку макета стенгазет. На них они изобразили сюжеты: помощи пожилым людям, оказание помощи бездомным животным, оказание помощи инвалидам, оказание помощи женщинам с детьми и т.д.
Далее разрабатывался совместный социальный проект «Подари радость!». Реализация данного проекта включает помощь детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, которые находятся на воспитании в детском доме. Помимо сбора детских книг, игрушек, канцтоваров и передачи их детям, студенты провели для них благотворительный концерт, на котором были продемонстрированы песни, стихи и инсценировки из сказок.
Студенты активно участвовали в обсуждении результатов творческой деятельности, оценивали результаты других участников, взаимодействовали с объектами в процессе реализации деятельности социальной значимости. Такие условия способствовали сплоченности в коллективной деятельности, что положительно повлияло на развитие социальной активности студентов, формированию их положительного отношения к ее реализации и проявлению ими творческих способностей.
Можно предположить, что разработанная программа, которая включает мероприятия коллективной творческой деятельности студентов
является эффективной и послужит основой для последующего
успешного обучения студентов и развития их социальной активности.
В целях повышения мотивации студентов к научно-исследовательской, спортивной, культурно-массовой, волонтерской деятельности необходимым является их популяризация в академической среде, посредством пропаганды и проведения мероприятий. Кроме этого, для вуза необходимо: распространение информации через социальные сети; ввести поощрения для студентов вуза за проявления социальной активности; тиражирование научных достижений; проведение встреч, бесед, конкурсов; проводить флешмобы, развлекательные мероприятия; проводить социальную рекламу и т.д. Организация предложенных рекомендаций повысит интерес студентов вуза к участию в деятельности вуза, включая творческую, что будет способствовать увеличению их социальной активности и самореализации студенческой молодежи.
В проведённом исследовании было выявлено, что социальная активность имеет у большинства у диагностируемых студентов средний и низкий уровни развития. Таким образом, в целях развития социальной активности студентов была разработана программа, направленная на коллективную творческую деятельность студентов. В результате проведения таких мероприятий предполагается, что показатели уровней социальной активности увеличатся. Студенты, участвующие в коллективной деятельности, групповых проектах и организациях, улучшают свои навыки работы в команде, такие как координация действий, планирование, делегирование задач. Коллективная творческая деятельность студентов имеет ряд особенностей, которые могут способствовать их успешному развитию и достижению поставленных целей. Студенты могут разделить задачи по своим интересам и навыкам, что позволяет им эффективнее использовать свои способности и достичь лучших результатов. Студенты работают в команде и общаются друг с другом, что позволяет им обмениваться идеями, опытом и знаниями, а также создает благоприятный климат в группе и способствует развитию социальной активности посредством творческой деятельности.
Библиографическая ссылка
Катеринич О.А., Блинова В.О. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21613 (дата обращения: 26.12.2024).