Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Катеринич О.А. 1 Блинова В.О. 1
1 Институт технологий (филиал) ДГТУ г. Волгодонск
1. Забродина, Т.И. Совместная деятельность и развитие творческого потенциала личности будущего специалиста / Т.И. Забродина, В.А. Курина, Л.Ф. Мурьясова, С.Ю. Широкова. – Текст : электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5 (53). – С. 139–153. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=47146545 (дата обращения: 15.12.2023).
2. Тараторин, Е.В. Социально-культурное творчество как пространство для самореализации молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности / Е.В. Тараторин. – Текст : электронный // Социально-культурная среда регионов глазами молодежи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Т. II. - Улан-Удэ, 2020. – С. 3– 11. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44607725 (дата обращения: 15.12.2023).
3. Герасимова, И. А. Социально-культурная деятельность как средство воспитания молодежи / И.А. Герасимова, А.П. Герасимов. - Текст: электронный // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2022. – № 3 (46). – С. 96–102. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50417670 (дата обращения: 15.12.2023).
4. Белоруссова, Е.В. Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования / Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции. - Казань, 2015. – С. 157-159.
5. Ориентир Развития: [материалы сайта]. - Текст: электронный // Ориентир Развития: Центр тестирования и олимпиад. – URL: https://orientir-edu.ru/students/prof/sociolog (дата обращения: 15.12.2023).

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в настоящее время имеется достаточно большое количество студентов, у которых наблюдается проблема, связанная с недостаточным развитием социальной активности. В студенческой среде не всегда проявляется социальная активность в виде осознанного отношения к таким сферам социально-культурной деятельности как досуг, занятиям художественной деятельностью и т.д. Проблемным является, что у студентов отсутствует творческая выраженность и способности к преобразовательным процессам в виде творческих способностей.

С целью развития социальной активности студентов посредством коллективной творческой деятельности в высших образовательных учреждениях организуют творческие группы, студии, кружки и клубы.

Социальная активность студентов и особенности ее развития рассматривались в работах таких ученых, как: А. И. Герцена, А. П. Давыдова, Н. Г. Козина, Н. Ф. Третьянова, С.Л. Рубинштейна и др.

Средства развития социальной активности студентов представлены в работах Т. Р. Ганзенко, В. А. Куриной, Д. З. Умарова, И. А. Шаповалова, А. А. Ярцева и др.

Данные условия определяют актуальность и необходимость исследования особенностей развития социальной активности студентов посредством коллективной творческой деятельности.

Цель исследования – определить особенности развития социальной активности студентов через коллективную творческую деятельность.

Исследование развития социальной активности студентов проводилось на базе филиала московского университета ВИТИ НИЯУ МИФИ в г. Волгодонске.

В данном исследовании приняло участие 30 студентов.

Цель и задачи исследования: определение уровня сформированности социальной активности студентов; разработка программы развития социальной активности посредством коллективной творческой деятельности; составление рекомендаций по развитию социальной активности.

Для определения сформированности социальной активности студентов нами были определены следующие критерии:

–участие студентов в деятельности Вуза;

–отношение к социальной активности;

–развитие творческих способностей.

В процессе исследования нами использовались: анкетирование и тест творческого воображения Э. Торренса «Неполные фигуры» [1]. Значимым в исследовании определяется наличие интереса у студентов к проявлению социальной активности и наличия у них предрасположенности к творческой деятельности. Это обусловлено тем, что интерес к социальной активности свидетельствует о готовности субъекта осуществлять обязанности, требования, предписания, составляющие содержание разных социальных ролей в обществе. То есть проявление интереса к активности является устойчивым стремлением студентов к усвоению навыков и реализации их в практической деятельности, что является одним из важных факторов формирования социально-активной личности.

Творческая деятельность способствует в развитии социальной активности, так как посредством ее осуществления студенты могут самостоятельно решить задачи, проявив при этом творческие способности [2]. В связи с этим необходимым является определение критериев социальной активности, являющейся осознанием личности важности данного качества.

Для студентов была составлена анкета, в которую входили вопросы в которых студентам нужно было отметить их участие в мероприятиях Вуза и т.д.

Анализируя опросник студентов, мы увидели, что 60 % – 18 студентов ответили, что участвуют спортивной деятельности вуза; 20% – 6 студента ответили отрицательно, то есть они не участвуют в спортивной деятельности вуза, а 20% – 6 студентов участвуют в спортивной деятельности иногда. Выявляя участие студентов в культурно-массовой деятельности вуза, было определено, что: 40 % студентов – 12 студентов участвуют в культурно-массовой деятельности вуза; 40 % – 12 студентов не участвуют в культурно-массовой деятельности вуза, а 20% принимают участие в культурно-массовой деятельности иногда. В волонтерской работе вуза принимают участие 20% – 6 студента; 50% – 15 студентов не принимают участие в волонтерстве, а 30% студентов осуществляют волонтерскую деятельность иногда.

Представим полученные данные в виде диаграммы.

Рисунок 1 – Участие студентов в деятельности Вуза

Данные свидетельствуют о том, что большинство студентов принимают участие в научно-исследовательской и спортивной жизни вуза. В культурно-массовых мероприятиях принимает участие 60% студентов. Такое же количество студентов принимает участие в субботниках. Наименьшие показатели получены по участию в молодежной организации – 10% студентов от всей группы, а 20% студентов осуществляют волонтерскую деятельность. Показатели участия в мероприятиях Вуза представим в таблице 1.

Таблица 1 – Участие в мероприятиях Вуза

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

15

50%

12

40%

3

10%

 

Полученные данные указывают на то, что у 15 (50%) студентов участие в деятельности вуза на высоком уровне. У 12 (40%) студентов такое участие имеет средний уровень. 3 (10%) студентов имеют низкий уровень участия в мероприятиях вуза. На рисунке 2представим полученные данные.

Рисунок 2 – Участие студентов в мероприятиях Вуза

Далее мы определяли отношение студентов к процессу формирования социальной активности личности. При определении необходимости формирования социальной активности личности для студентов, было определено, что: 70% – 21 студент считают формирование социальной активности личности необходимым; 20% – 6 студентов ответили отрицательно, а 10% считают, что социальная активность должна проявляться иногда.

В таблице 3 отображены данные опроса на развитие социальной активности студентов.

Таблица 3 – Развитие критериев социальной активности студентов

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Участие в мероприятиях

15

50%

12

40%

3

10%

Отношение к социальной деятельности

18

60%

6

20%

6

20%

Творческие способности

6

20%

12

40%

12

40%

Социальная активность

13

43,3%

10

33,3%

7

23,4%

Из полученных данных, было выявлено, что студенты в большей части осознают необходимость формирования социальной активности и считают себя успешными. При этом, они в большей части имеют одобрение со стороны близких и коллег, но считают недостаточным побуждением со стороны вуза. Таким образом, намечается тенденция для развития социальной активности: совокупность развития интересов с проявлением их в деятельности студентов.

При проведении исследования, было выявлено, что социальная активность у студентов в зависимости от вида деятельности неоднородна. Стоит отметить, что полученные данные анкетирования свидетельствуют о том, что среди студентов только 60% принимают участие в культурно-массовых мероприятиях, 40% не принимают участия в таких мероприятиях.

Социальная активность на высоком уровне развита у 13 (43,3%) студентов. На среднем уровне социальная активность развита у 10 (33,3%) студентов. Низкий уровень развития социальной активности имеет 7 (23,4%) студентов.

Процесс развития социальной активности посредством творческих способностей требует наличия определенных психолого-педагогических условий:

- наличие компетентного педагогического состава;

- учет и использование индивидуальных способностей;

- организация ситуации успеха;

- сотворчество в воспитательном взаимодействии;

- наличие диалогического взаимодействия;

- разнообразие педагогического процесса и педагогических методов обучения;

- разнообразие педагогических средств по развитию социальной активности, включая средства творческой направленности[3,с.699].

В целях развития социальной активности студентов была разработана программа занятий, в которую входят занятия коллективной творческой деятельности.

Цель основного (формирующего) этапа – процесс разработки создания и реализации программы развития социальной активности посредством коллективной творческой деятельности студентов.

Задачи:

–разработка программы развития социальной активности;

–реализация коллективной творческой деятельности студентов в условиях вуза;

–сплочение студенческого коллектива;

–создание условий для творческого развития и самореализации студентов всех курсов;

–развитие социальной активности студентов.

Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, самовыражение личности. Его содержание – забота о себе, о друге, о своём коллективе, о близких и далёких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далёким целевым перспективам.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность. При этом уровень самостоятельности деятельности студентов растёт от сотрудничества с преподавателями до полной самостоятельности[4].

Разработка программы по развитию социальной активности посредством коллективной творческой деятельности осуществлялась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов.

Ее основными принципами являются: доверие и поддержка; добровольность; индивидуальность; наличие выбора; творчество и успешность; наличие обратной связи.

В программе мероприятий содержатся занятия, направленные как на развитие творческих, так и на развитие познавательных способностей студентов вуза. Целенаправленность данного сочетания обуславливается тем, что обучение в условиях вуза является основополагающей деятельностью, а развитие коллективных творческих способностей студентов осуществляется также и в процессе учебно-исследовательской деятельности и способствует их социальной активности.

Регулярность проведения занятий: еженедельно в течении учебного года.

Со студентами была проведена викторина «Творческие люди», на которой студенты давали ответы и демонстрировали знания о творческих людях, а также рассказывали о их достижениях. Аргументировали ответы подтверждением информации с помощью Интернет-ресурсов. Далее студенты в рамках программы мероприятий приняли участие в олимпиаде по социологии, предлагаемой в Интернете на сайте Ориентира Развития [5].

При проведении выставки стенгазет «Социальная активность и творчество» студенты посредством коллективной творческой деятельности осуществляли подготовку макета стенгазет. На них они изобразили сюжеты: помощи пожилым людям, оказание помощи бездомным животным, оказание помощи инвалидам, оказание помощи женщинам с детьми и т.д.

Далее разрабатывался совместный социальный проект «Подари радость!». Реализация данного проекта включает помощь детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, которые находятся на воспитании в детском доме. Помимо сбора детских книг, игрушек, канцтоваров и передачи их детям, студенты провели для них благотворительный концерт, на котором были продемонстрированы песни, стихи и инсценировки из сказок.

Студенты активно участвовали в обсуждении результатов творческой деятельности, оценивали результаты других участников, взаимодействовали с объектами в процессе реализации деятельности социальной значимости. Такие условия способствовали сплоченности в коллективной деятельности, что положительно повлияло на развитие социальной активности студентов, формированию их положительного отношения к ее реализации и проявлению ими творческих способностей.

Можно предположить, что разработанная программа, которая включает мероприятия коллективной творческой деятельности студентов
является эффективной и послужит основой для последующего
успешного обучения студентов и развития их социальной активности.

В целях повышения мотивации студентов к научно-исследовательской, спортивной, культурно-массовой, волонтерской деятельности необходимым является их популяризация в академической среде, посредством пропаганды и проведения мероприятий. Кроме этого, для вуза необходимо: распространение информации через социальные сети; ввести поощрения для студентов вуза за проявления социальной активности; тиражирование научных достижений; проведение встреч, бесед, конкурсов; проводить флешмобы, развлекательные мероприятия; проводить социальную рекламу и т.д. Организация предложенных рекомендаций повысит интерес студентов вуза к участию в деятельности вуза, включая творческую, что будет способствовать увеличению их социальной активности и самореализации студенческой молодежи.

В проведённом исследовании было выявлено, что социальная активность имеет у большинства у диагностируемых студентов средний и низкий уровни развития. Таким образом, в целях развития социальной активности студентов была разработана программа, направленная на коллективную творческую деятельность студентов. В результате проведения таких мероприятий предполагается, что показатели уровней социальной активности увеличатся. Студенты, участвующие в коллективной деятельности, групповых проектах и организациях, улучшают свои навыки работы в команде, такие как координация действий, планирование, делегирование задач. Коллективная творческая деятельность студентов имеет ряд особенностей, которые могут способствовать их успешному развитию и достижению поставленных целей. Студенты могут разделить задачи по своим интересам и навыкам, что позволяет им эффективнее использовать свои способности и достичь лучших результатов. Студенты работают в команде и общаются друг с другом, что позволяет им обмениваться идеями, опытом и знаниями, а также создает благоприятный климат в группе и способствует развитию социальной активности посредством творческой деятельности.


Библиографическая ссылка

Катеринич О.А., Блинова В.О. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21613 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674