Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Охрименко Д.О. 1
1 Волгоградский государственный университет
В настоящее время российское государство ставит перед собой задачи – обеспечение устойчивого роста внутри страны и обеспечение стабильности на политической арене, укрепление внутреннего единства и противостояние внешним и внутренним угрозам, способным повлиять на подрыв суверенитет государства. Реализация этих задач обеспечит прогрессивное развитие государства, а также повышение качества и уровня жизни населения. Для обеспечения реализации интересов и стратегических приоритетов российского государства осуществляется работа правоохранительных органов, занимающих особое место в системе обеспечения национальной безопасности государства. Изучение проблем, связанных с организацией деятельности правоохранительных органов в контексте обеспечения кадровой безопасности, привело к необходимости оценки кадрового потенциала в Росгвардии, как одного из ключевых правоохранительных органов, напрямую связанного с национальной безопасностью. Также потребовалось разработать практические мероприятия по повышению уровня кадровой безопасности в Росгвардии в целях анализа и прогнозирования кадровых угроз и обеспечения эффективности и результативности деятельности правоохранительного органа. В статье рассмотрены понятия национальной и кадровой безопасности, виды безопасности и компоненты кадровой безопасности. Приведены категории сотрудников в войсках национальной гвардии, требования к ним при приеме на службу. Рассмотрены показатели кадровой безопасности, применяемые в правоохранительных органах. Предложены рекомендации по повышению уровня кадровой безопасности в Росгвардии.
экономическая безопасность государства
кадровая безопасность
национальная безопасность
правоохранительные органы
методы оценки кадровой безопасности
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения: 05.06.2024)
2. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения: 05.06.2024)
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 05.06.2024)
4. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 26.02.2024) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24400/ (дата обращения: 05.06.2024)
Статьи из журналов
5. Волкова, Н.И. Нормативно-правовое регулирование кадровой безопасности государственных органов в России / Н.И. Волкова. –М.: Коммуникология: электронный научный журнал, 2021. Т. 6. № 4. C. 98-106.
6. Глушенко, А.В. Оценка уровня угроз кадровой безопасности органов внутренних дел России на основе индикативного подхода / А.В. Глущенко, Е.П. Кучерова, М.В. Варламова. – М.: Вестник Академии знаний, 2018. № 27 (4). С. 87-99.
7. Дряев, М.Р. Проблемы кадровой безопасности современной системы органов МВД РФ / М.Р. Дряев, А.С. Куреневский. – М.: Тенденции развития науки и образования, 2020. № 62-8. С. 61-63.
8. Климова, Е.З. Элементы и показатели кадровой безопасности организации / Е.З. Климова, И.А. Павлова. – М.: Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. №9.

Введение. С учетом изменяющейся социально-политической обстановки, увеличения количества угроз безопасности и развития современных технологий вопросы оценки и контроля кадровой безопасности являются ключевыми для эффективного функционирования правоохранительной системы государства. Анализ состояния кадровой безопасности правоохранительных органов поможет выявить уязвимые места, пробелы в системе, а также предложить рекомендации по их устранению. Теоретические и правовые аспекты кадровой безопасности были исследованы многими авторами, однако ряд вопросов ее оценки и обеспечения имеют дискуссионную направленность, что позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы. Актуальность и недостаточная научная разработанность определили выбор темы, цели и задачи научной работы.

Цель исследования - разработать практические мероприятия по повышению уровня кадровой безопасности Росгвардии.

Материал и методы исследования.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [3].

В соответствии со Стратегией выделяют такие виды безопасности, как оборона страны, государственная и общественная безопасность, информационная, экономическая, экологическая безопасность и другие виды.

Несмотря на то, что выделение кадровой безопасности напрямую не закреплено в Стратегии, нельзя недооценивать роль кадровой безопасности как компонента национальной безопасности государства, так как квалифицированный персонал способствует эффективной работе всех структур власти. Компетентные сотрудники способны быстро и профессионально реагировать на угрозы и вызовы безопасности государства, что важно в условиях современной политической и экономической ситуации.

Панкратьев В.В. дает следующее определение кадровой безопасности – «это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность организации за счет ликвидации или снижения рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом».

К компонентам кадровой безопасности организации относятся найм, оценка и контроль [9]. Одним из основных направлений политики по управлению кадрами является повышение эффективности деятельности персонала, для этого необходимо выстроить систему подбора и отбора кадров. Для правоохранительных органов данное направление особенно приоритетно, поскольку деятельность сотрудников может способствовать либо повышению результативности работы органа, либо нанести урон не только деятельности учреждения, но и национальной безопасности страны.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности является обеспечение государственной и общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается «состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества и самого общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как отмечено в Стратегии, для обеспечения высокого уровня общественной безопасности необходимо, в частности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности.

Таким образом, в обеспечении государственной и общественной безопасности большое значение принимает именно кадровая безопасности правоохранительных органов, так как профессиональная подготовка служащих, их компетентность и готовность исполнять свой долг напрямую влияют на достижение целей национальной безопасности государства.

В соответствии с ФЗ № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" в Росгвардии предусматривается военная служба, служба в войсках национальной гвардии и государственная гражданская служба.

Комплектование войск Росгвардии осуществляется:

- военнослужащими – путем призыва граждан на военную службу либо путем добровольного поступления на военную службу;

- сотрудниками – путем добровольного поступления граждан на службу либо путем поступления граждан на службу в войска национальной гвардии по мобилизации;

- федеральными государственными гражданскими служащими;

- работниками [1].

Для сотрудников и военнослужащих Росгвардии предусмотрены специальные требования при приеме на службу, в частности, наличие не только профессиональной, но и физической, а также правовой подготовки, навыки использования специальных средств, таких как оружие, военная техника.

В число квалификационных требований к должностям входят требования к уровню образования, стажу службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности [2].

При этом требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, определены приказом Росгвардии от 02 апреля 2018 г. № 112, а требования к уровню физической подготовки – приказом Росгвардии от 11 октября 2017 г. № 431.

Соответствие военнослужащих (сотрудников) Росгвардии предъявляемым к ним требованиям, в свою очередь, определяет состояние кадровой безопасности правоохранительного органа.

Результаты исследования.

Рассмотрим показатели, применяемые для оценки кадровой безопасности в правоохранительных органах:

  1. Укомплектованность штата, под которой понимается наличие сотрудников на замещаемых должностях относительно установленного в учреждении штатного расписания. В зависимости от региона, целевые показатели укомплектованности штата в Росгвардии составляют около 90-95%.
  2. Текучесть кадров. Коэффициент рассчитывается как отношение числа сотрудников, уволившихся за конкретный период по причинам текучести к среднесписочной численности сотрудников. Рекомендуемый порог может варьироваться от 2 до 10%.
  3. Уровень квалификации, определяемый соответствием сотрудника требованиям к уровню образования и профессиональным навыкам.
  4. Количество работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности.
  5. Затраты на обучение в общем объеме затрат на сотрудников.

В целях более объективного отражения состояния кадровой безопасности органа и своевременного применения мер по её повышению следует предложить дополнительные показатели (таблица 1). Однако в связи с засекреченностью информации, касающейся, в частности, сотрудников Росгвардии, расчет приведенных ниже показателей невозможен.

Таблица 1 – Показатели для оценки уровня кадровой безопасности в Росгвардии

Наименование показателя

Расчет

Рекомендуемые значения

Удельный вес количества работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в личном составе органа

отношение количества работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, к личному составу органа

Не более 25%

Доля сотрудников, не прошедших аттестацию

отношение количества сотрудников, не прошедших аттестацию, к общему количеству сотрудников, проходивших аттестацию

Не более 10%

Страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования

Количество страховых случаев, возникших в результате исполнения сотрудниками (военнослужащими) служебных обязанностей

-

Коэффициент по выбытию кадров в результате разглашения конфиденциальной информации

отношение количества сотрудников, уволенных в связи с разглашением конфиденциальной информации, к среднесписочной численности сотрудников

0

Источник: составлено автором

 

Пороговые значения предложенных показателей были разработаны на основе экспертного мнения сотрудников кадровой службы Управления войск национальной гвардии по Волгоградской области.

Исходя из рассмотренных и предложенных показателей кадровой безопасности можно выделить определенные особенности функционирования силовых структур: тщательный отбор персонала на соответствие требованиям к уровню образования, возрасту, здоровью, отсутствию судимости и другим критериям; особый порядок защиты конфиденциальной информации, в т.ч. служебной, государственной и военной тайны; юридическая защита сотрудников от преступных посягательств [7].

В соответствии с отличительными чертами функционирования правоохранительных органов можно выделить факторы и угрозы, влияющие на уровень кадровой безопасности Росгвардии (таблица 2).

Таблица 2 - Угрозы кадровой безопасности Росгвардии

Факторы, способствующие реализации угрозы

Описание угрозы кадровой безопасности

  • Отсутствие шифрования информации на материальных носителях;
  • Несоблюдение регламента работы с конфиденциальной информацией, недостаточная обученность сотрудников;
  • Доступ третьих лиц к материальным носителям, хранящим конфиденциальную информацию;
  • Вынос из служебного помещения носителей информации для работы в домашних условиях

Утечка конфиденциальной информации в связи с утерей/хищением материальных носителей (диски, флеш-карты, бумажные носители)

  • Высокий уровень стресса, постоянные сверхурочные работы;
  • Повышенный риск и опасность;
  • Недостаточно эффективная система контроля со стороны руководства;
  • Личные обстоятельства сотрудника (военнослужащего);

Самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток

  • Неблагоприятные условия труда;
  • Недостаточная квалификация руководителей структурных подразделений, сотрудников отдела кадров, бухгалтерии

Повышенная интенсивность труда, переработки, что является фактором риска служебной деятельности сотрудников

Источник: составлено автором

Наиболее существенной угрозой, влияющей на уровень кадровой безопасности Росгвардии, является самовольное оставление части или места службы. Для предотвращения угрозы дезертирства можно предложить следующие рекомендации:

- улучшение системы контроля со стороны руководителей структурных подразделений;

- проведение индивидуальной воспитательной работы;

- повышение уровня морально-психологической устойчивости сотрудников к факторам негативного внешнего воздействия;

- организация совместного досуга военнослужащих;

- посещение военнослужащих по месту жительства для изучения социально-бытовых условий проживания.

Выводы.

Анализ требований к сотрудникам при приеме на службу в Росгвардию, выявление особенностей функционирования правоохранительных органов и выделение показателей, необходимых для оценки уровня кадровой безопасности, показал, что кадровая безопасность правоохранительных органов напрямую влияет на национальную безопасность государства. Кадровая безопасность играет важную роль в укреплении и обеспечении национальной безопасности в условиях возникновения внутренних и внешних угроз для сохранения и укрепления единства российского государства.

Реализация и постоянное соблюдение предложенных рекомендаций по повышению уровня кадровой безопасности позволит повысить уровень кадровой безопасности в Росгвардии и сделает работу сотрудников более эффективной. Данные меры необходимо рассматривать как постоянный процесс усовершенствования системы безопасности, который будет способствовать повышению результативности деятельности органа.


Библиографическая ссылка

Охрименко Д.О. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21597 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674