Введение. С учетом изменяющейся социально-политической обстановки, увеличения количества угроз безопасности и развития современных технологий вопросы оценки и контроля кадровой безопасности являются ключевыми для эффективного функционирования правоохранительной системы государства. Анализ состояния кадровой безопасности правоохранительных органов поможет выявить уязвимые места, пробелы в системе, а также предложить рекомендации по их устранению. Теоретические и правовые аспекты кадровой безопасности были исследованы многими авторами, однако ряд вопросов ее оценки и обеспечения имеют дискуссионную направленность, что позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы. Актуальность и недостаточная научная разработанность определили выбор темы, цели и задачи научной работы.
Цель исследования - разработать практические мероприятия по повышению уровня кадровой безопасности Росгвардии.
Материал и методы исследования.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [3].
В соответствии со Стратегией выделяют такие виды безопасности, как оборона страны, государственная и общественная безопасность, информационная, экономическая, экологическая безопасность и другие виды.
Несмотря на то, что выделение кадровой безопасности напрямую не закреплено в Стратегии, нельзя недооценивать роль кадровой безопасности как компонента национальной безопасности государства, так как квалифицированный персонал способствует эффективной работе всех структур власти. Компетентные сотрудники способны быстро и профессионально реагировать на угрозы и вызовы безопасности государства, что важно в условиях современной политической и экономической ситуации.
Панкратьев В.В. дает следующее определение кадровой безопасности – «это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность организации за счет ликвидации или снижения рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом».
К компонентам кадровой безопасности организации относятся найм, оценка и контроль [9]. Одним из основных направлений политики по управлению кадрами является повышение эффективности деятельности персонала, для этого необходимо выстроить систему подбора и отбора кадров. Для правоохранительных органов данное направление особенно приоритетно, поскольку деятельность сотрудников может способствовать либо повышению результативности работы органа, либо нанести урон не только деятельности учреждения, но и национальной безопасности страны.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности является обеспечение государственной и общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается «состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества и самого общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как отмечено в Стратегии, для обеспечения высокого уровня общественной безопасности необходимо, в частности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности.
Таким образом, в обеспечении государственной и общественной безопасности большое значение принимает именно кадровая безопасности правоохранительных органов, так как профессиональная подготовка служащих, их компетентность и готовность исполнять свой долг напрямую влияют на достижение целей национальной безопасности государства.
В соответствии с ФЗ № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" в Росгвардии предусматривается военная служба, служба в войсках национальной гвардии и государственная гражданская служба.
Комплектование войск Росгвардии осуществляется:
- военнослужащими – путем призыва граждан на военную службу либо путем добровольного поступления на военную службу;
- сотрудниками – путем добровольного поступления граждан на службу либо путем поступления граждан на службу в войска национальной гвардии по мобилизации;
- федеральными государственными гражданскими служащими;
- работниками [1].
Для сотрудников и военнослужащих Росгвардии предусмотрены специальные требования при приеме на службу, в частности, наличие не только профессиональной, но и физической, а также правовой подготовки, навыки использования специальных средств, таких как оружие, военная техника.
В число квалификационных требований к должностям входят требования к уровню образования, стажу службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности [2].
При этом требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, определены приказом Росгвардии от 02 апреля 2018 г. № 112, а требования к уровню физической подготовки – приказом Росгвардии от 11 октября 2017 г. № 431.
Соответствие военнослужащих (сотрудников) Росгвардии предъявляемым к ним требованиям, в свою очередь, определяет состояние кадровой безопасности правоохранительного органа.
Результаты исследования.
Рассмотрим показатели, применяемые для оценки кадровой безопасности в правоохранительных органах:
- Укомплектованность штата, под которой понимается наличие сотрудников на замещаемых должностях относительно установленного в учреждении штатного расписания. В зависимости от региона, целевые показатели укомплектованности штата в Росгвардии составляют около 90-95%.
- Текучесть кадров. Коэффициент рассчитывается как отношение числа сотрудников, уволившихся за конкретный период по причинам текучести к среднесписочной численности сотрудников. Рекомендуемый порог может варьироваться от 2 до 10%.
- Уровень квалификации, определяемый соответствием сотрудника требованиям к уровню образования и профессиональным навыкам.
- Количество работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности.
- Затраты на обучение в общем объеме затрат на сотрудников.
В целях более объективного отражения состояния кадровой безопасности органа и своевременного применения мер по её повышению следует предложить дополнительные показатели (таблица 1). Однако в связи с засекреченностью информации, касающейся, в частности, сотрудников Росгвардии, расчет приведенных ниже показателей невозможен.
Таблица 1 – Показатели для оценки уровня кадровой безопасности в Росгвардии
Наименование показателя |
Расчет |
Рекомендуемые значения |
Удельный вес количества работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в личном составе органа |
отношение количества работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, к личному составу органа |
Не более 25% |
Доля сотрудников, не прошедших аттестацию |
отношение количества сотрудников, не прошедших аттестацию, к общему количеству сотрудников, проходивших аттестацию |
Не более 10% |
Страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования |
Количество страховых случаев, возникших в результате исполнения сотрудниками (военнослужащими) служебных обязанностей |
- |
Коэффициент по выбытию кадров в результате разглашения конфиденциальной информации |
отношение количества сотрудников, уволенных в связи с разглашением конфиденциальной информации, к среднесписочной численности сотрудников |
0 |
Источник: составлено автором
Пороговые значения предложенных показателей были разработаны на основе экспертного мнения сотрудников кадровой службы Управления войск национальной гвардии по Волгоградской области.
Исходя из рассмотренных и предложенных показателей кадровой безопасности можно выделить определенные особенности функционирования силовых структур: тщательный отбор персонала на соответствие требованиям к уровню образования, возрасту, здоровью, отсутствию судимости и другим критериям; особый порядок защиты конфиденциальной информации, в т.ч. служебной, государственной и военной тайны; юридическая защита сотрудников от преступных посягательств [7].
В соответствии с отличительными чертами функционирования правоохранительных органов можно выделить факторы и угрозы, влияющие на уровень кадровой безопасности Росгвардии (таблица 2).
Таблица 2 - Угрозы кадровой безопасности Росгвардии
Факторы, способствующие реализации угрозы |
Описание угрозы кадровой безопасности |
|
Утечка конфиденциальной информации в связи с утерей/хищением материальных носителей (диски, флеш-карты, бумажные носители) |
|
Самовольное оставление части или места службы, неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток |
|
Повышенная интенсивность труда, переработки, что является фактором риска служебной деятельности сотрудников |
Источник: составлено автором
Наиболее существенной угрозой, влияющей на уровень кадровой безопасности Росгвардии, является самовольное оставление части или места службы. Для предотвращения угрозы дезертирства можно предложить следующие рекомендации:
- улучшение системы контроля со стороны руководителей структурных подразделений;
- проведение индивидуальной воспитательной работы;
- повышение уровня морально-психологической устойчивости сотрудников к факторам негативного внешнего воздействия;
- организация совместного досуга военнослужащих;
- посещение военнослужащих по месту жительства для изучения социально-бытовых условий проживания.
Выводы.
Анализ требований к сотрудникам при приеме на службу в Росгвардию, выявление особенностей функционирования правоохранительных органов и выделение показателей, необходимых для оценки уровня кадровой безопасности, показал, что кадровая безопасность правоохранительных органов напрямую влияет на национальную безопасность государства. Кадровая безопасность играет важную роль в укреплении и обеспечении национальной безопасности в условиях возникновения внутренних и внешних угроз для сохранения и укрепления единства российского государства.
Реализация и постоянное соблюдение предложенных рекомендаций по повышению уровня кадровой безопасности позволит повысить уровень кадровой безопасности в Росгвардии и сделает работу сотрудников более эффективной. Данные меры необходимо рассматривать как постоянный процесс усовершенствования системы безопасности, который будет способствовать повышению результативности деятельности органа.
Библиографическая ссылка
Охрименко Д.О. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21597 (дата обращения: 26.12.2024).