Цель исследования: анализ динамики структуры заболевания у юношей.
Задачи: 1. Выявить динамику изменений структуры нарушений с биполярным расстройством.
2. Выявить факторы влияющие на динамику структуры.
3. Разработать методические материалы с поставленным диагнозом и их родственников.
Гипотеза исследования: Структура (БАР) у юношей, является неоднородным динамическим образованием, выраженность компонентов, которой проявляется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Материалы и методы исследования проводились в НИЦП
Методы исследования: Теоретические и эмпирические методы (анамнез, наблюдение, беседа, тестирование, изучение и анализ данных истории болезни).
Методики: патопсихологическое тестирование, стандартизированные личностные опросники (СМИЛ, HADS, прогрессивные матрицы Равена, опросник суицидального риска «Сигнал». Количественный (методы качественной и количественной обработки данных). Критерии включения в исследование: возраст от 18 лет до 20 лет, наличие направления на дополнительное патопсихологическое исследование.
Результаты и их обсуждение. За период с 2019 по 2022 гг. были обследованы 139 человек. Из них юноши (28%), по результатам патопсихологического обследования вошли в группу с диагнозом расстройство личности; (11%) – с разной степенью умственной отсталости, диагноз был поставлен ранее, но по решению родителей данные не были предоставлены, по причине незнания в необходимости подачи данных), (5%) – с диагнозом шизофрения, (7%) человек с установленным диагнозом органическое расстройство личности, у (34%) было выявлена акцентуация характера и (13%) без нарушений психических процессов. Исходя из общих показателей эмоциональной сферы в методике СМИЛ, на первый план выходят нарушения в виде эмоциональной неустойчивости (57%). Это говорит о том, что одним из основных отличительных признаков расстройств личности являются эмоциональные нарушения, отмечается повышение уровня эмоционального напряжения и мнительности, а также повышение параметра эмоционального сдерживания. У обследованных в 2021 году наблюдаются высокие показатели по эмоциональной неустойчивости (46%), а также показатель внутреннего эмоционального напряжения (33%). За период исследования наблюдается разнонаправленная динамика изменений на фоне усложнения структуры расстройств личности. Это проявляется в виде значительного увеличения в показателях общей тревожности и депрессивности, а также рисков суицидальных реакций во всех видах расстройств, что привело к смешению различных характеристик. Таким образом мы выявили, что с 2019г. доминирующим является смешанное расстройство личности. К 2021 год наблюдается рост тревожных расстройств личности (6% от числа обследованных). С 2020 года наблюдается значительный рост шизоидного расстройства личности с 9% до 35%. Подводя итоги по всем полученным данным за время исследования, с 2019г. можно говорить о том, что наблюдается динамика изменений структуры нарушений у юношей с расстройствами личности в сторону усложнения личностных компонентов. Это проявляется в повышении уровня тревожности, а также появлении депрессивного элемента. Наряду с тревогой и депрессией добавляется повышение фактора нарастания риска высокого уровня суицидальных реакций. Исходя из изменения динамики структуры расстройств личности в сторону увеличения шизоидных, смешенных и тревожных типов, и значительного повышения общего фона тревоги и депрессии, риска суицидальных реакций в этих и других типах, были составлены методические рекомендации психологической помощи в формировании адаптационных механизмов для людей с расстройствами личности. Дополнительно к адаптационной программе была составлена памятка для родственников.
Выводы: 1. Биполярные расстройства у юношей являются ведущей патологией выявляемой при проведении психологической экспертизы. Анализируя данные динамики структуры нарушений расстройств личности доминирующим является смешанное расстройство личности.
2. В 2022г. наблюдается рост депрессивных и тревожных расстройств личности. Наряду с тревогой и депрессией добавляется повышение фактора нарастания риска высокого уровня суицидальных реакций. Все эти изменения отражаются в эмоциональном состоянии, что было зафиксировано повышением уровня внутреннего эмоционального напряжения, а также мнительности.
3. Ведущими факторами, определяющими структуру расстройств личности юношей, являются: изоляционные мероприятия связанные с предупреждением распространения COVID 19, СВО - ростом неопределенности в прогнозировании будущего (безработица, военные конфликты, падение уровня жизни), ограничения социальных контактов и общения (по принципу «face-to-face) за счет роста популярности общения с использованием мессенджеров и социальных сетей (жизнь в сети).
4. Разработанная нами программа психологической помощи юношам с выявленными расстройствами личности направлена на помощь в адаптации к социальной среде на работе, учебе, а также при взаимодействии с близкими людьми.
Факторы рецидива
Проблема рецидива пациентов, страдающих ПРЛ, набирает актуальность с конца XX века. Терапия и реабилитация затруднена анозогнозией, своеволием пациентов, резкими колебаниями настроения и поведения. Несмотря на прохождение длительной стационарной реабилитации, качество и продолжительность ремиссии не всегда можно гарантировать, исходя из сроков лечения. Тем не менее, многие исследователи проблем психического здоровья и зависимостей пытаются классифицировать причины рецидива заболевания, создавать классификации пусковых механизмов «срыва». Постстационарный или, как его еще именуют, амбулаторный этап реабилитации сопряжен с рядом сложностей. Пациенты находятся вне отделения и невозможно контролировать качество ремиссии, ее наличие, выполнение рекомендаций специалистов, применение назначенной поддерживающей психофармакотерапии и психотерапии. Целью нашего исследования является попытка структурировать накопленный опыт и описать факторы рецидива проявления ПРЛ. Под этими факторами мы понимаем ситуации, людей, события, чувства, мысли, воспоминания, которые провоцируют внутреннюю и внешнюю реакцию пациента. Они вызывают сильные эмоциональные реакции и быстро вовлекают в стандартные модели реагирования. С помощью клинико-биографического и анкетного метода нам удалось выделить восемь категорий факторов рецидива.
1. Эмоциональное состояние такое как депрессия, тревога, злость, страх или смущение
2. Физическое состояние, например, возбуждение, скука, усталость, голод
3. Присутствие других значимых объектов, которые вызывают неконтролируемую эйфорию, либо аффекты мстительности (гнев, обида, ревность, зависть), тем самым создается эффект эмоциональных «качелей».
4. Доступность провоцирующих веществ, предметов (алкоголь, наркотики, психотропные препараты внемедицинского назначения, лезвие и прочие колюще режущие предметы, ассоциирующиеся с самоповреждением)
5. Физическая среда, такие как дом, работа, учебное заведение, клубы, бары, вечеринки
6. Социальное давление: люди, друзья в окружении пациента, которые употребляют ПАВ, в том числе и алкоголь, либо занимающиеся самоповреждением, промискуитетом.
7. Деятельность: дела, которые вызывают внутренние или внешние конфликты у пациента, в силу чего растет эмоциональное и физическое напряжение.
8. Мысли и воспоминания о прошлом негативном опыте, категоричность мышления, катастрофизация. Данная классификация способствует формированию методов самопомощи и анализа для пациентов, например, дневника самонаблюдения, где фиксируются провоцирующие рецидив ситуации из жизни в ежедневном режиме. Далее этот материал является предметом обсуждения на психотерапевтической сессии, где каждый эпизод подробно обсуждается и прорабатывается. Тем самым происходит профилактика рецидива проявления ПРЛ. Применение данной классификационной формы провоцирующих факторов в реабилитационных отделениях стационаров, амбулаторных отделениях будут способствовать структурированию материала для анализа и проработки причин рецидива пациентов с ПРЛ и могут быть полезны для психотерапевтов, психологов и социальных работников, проводящих с ними амбулаторную терапию.
Библиографическая ссылка
Степаненко В.М., Барбальс В.А. БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО (БАР) У ЮНОШЕЙ 18 -20ЛЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21551 (дата обращения: 26.12.2024).