Гигиена питания в учебных заведениях — это важный аспект обеспечения здорового и полноценного питания учащихся.
Качество пищевых продуктов: в учебных заведениях требуется использовать только свежие и качественные продукты. Овощи, фрукты, мясо, молочные продукты и другие ингредиенты должны соответствовать гигиеническим стандартам и не иметь признаков порчи или загрязнения.
Правильное приготовление пищи: пища должна готовиться с соблюдением правил санитарной гигиены. Персонал должен использовать чистую посуду и инструменты, придерживаться правил мойки рук, а также следить за температурой хранения и приготовления продуктов.
Вариативность меню: учебные заведения стремятся предлагать разнообразные блюда, чтобы удовлетворить потребности разных групп учащихся. Меню должно включать блюда из разных групп продуктов, обеспечивая доли белка, жира, углеводов и всех необходимых витаминов и минералов.
Рациональные порции: пищевая норма для детей должна соответствовать их возрасту и физической активности. Размер порции должен быть достаточным для удовлетворения потребностей организма, но не слишком большим, чтобы избежать переедания.
Обучение учащихся правильному питанию: учебные заведения могут проводить образовательные мероприятия, где рассказывают о здоровом питании, пользе физической активности, их взаимосвязи и влиянии на общее самочувствие и успеваемость детей.
Гигиена питания в учебных заведениях играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни учащихся и предотвращении возникновения различных заболеваний, связанных с питанием. Она требует совместных усилий родителей, учебных заведений и образовательных властей для обеспечения наивысшего уровня безопасности и качества пищевого сервиса.
Санитарное состояние помещений: кухня, столовая и другие помещения, где приготовляется и подается пища, должны быть чистыми и ухоженными. Регулярная уборка, дезинфекция и контроль за наличием вредителей помогут предотвратить распространение болезнетворных микроорганизмов.
Питьевой режим: в учебных заведениях необходимо обеспечить доступ к чистой питьевой воде для учащихся. Вода должна отвечать требованиям санитарных норм и не содержать вредных примесей. Также следует поощрять употребление воды вместо сладких или газированных напитков.
Система контроля качества: учебные заведения должны иметь эффективную систему контроля качества питания. Регулярные проверки и анализы продуктов, проверка соблюдения санитарных норм и требований, а также обратная связь от учащихся и их родителей помогут выявить и устранить возможные проблемы.
Аллергены и особые диетические требования: учебные заведения должны быть готовы к обслуживанию детей с аллергиями или особыми диетическими требованиями. Персонал должен быть обучен распознавать и обрабатывать продукты с аллергенами, а также предлагать альтернативные варианты питания для таких детей.
Вовлечение родителей и общество: родители играют важную роль в обеспечении гигиены питания учащихся. Сотрудничество с родителями, организация родительских собраний или консультаций по вопросам питания помогут создать партнерство между образовательным учреждением и семьей.
Обеспечение гигиены питания в учебных заведениях требует постоянного внимания и работу взаимодействующих сторон. Только совместными усилиями можно обеспечить здоровое и безопасное питание для всех учащихся и способствовать их росту, развитию и успехам в учебе.
Организация и распределение пищи: при подаче пищи в учебных заведениях необходимо соблюдать определенные стандарты организации и распределения пищи. Это включает правильное разделение продуктов и предоставление достаточного количества пищи для всех учащихся, а также обеспечение разнообразия блюд и учет индивидуальных потребностей.
Обучение персонала: персонал, занимающийся приготовлением и обслуживанием пищи, должен проходить соответствующее обучение по гигиене питания. Это включает правила личной гигиены, приготовление продуктов и соблюдение санитарных норм. Обучение поможет повысить культуру обслуживания и обеспечит безопасность пищи.
Информационное обеспечение: в учебных заведениях полезно предоставлять учащимся и родителям информацию о составе и пищевой ценности блюд, а также о возможных аллергенах. Это поможет сделать осознанный выбор в пользу здорового питания и учесть особенности питания детей с определенными потребностями.
Поддержка физической активности: гигиена питания в учебных заведениях должна быть связана с поддержкой физической активности учащихся. Организация спортивных мероприятий, физкультурных занятий или возможность заниматься спортом в школьном дворе помогут поддержать здоровый образ жизни и укрепить иммунную систему учащихся.
Сотрудничество с медицинскими учреждениями: учебные заведения могут сотрудничать с медицинскими учреждениями для получения консультаций и рекомендаций по вопросам гигиены питания. Это поможет своевременно реагировать на изменения в требованиях и стандартах, а также обеспечит медицинскую поддержку для учащихся с определенными потребностями.
Обеспечение гигиены питания в учебных заведениях — это комплексный процесс, требующий соблюдения множества правил и стандартов. Однако, инвестирование усилий в эту сферу сможет значительно повысить качество питания, способствовать здоровью и развитию учащихся, а также создать благоприятную образовательную среду.
Рациональное потребление пищи - важный фактор, способствующий гармоничному развитию и повышающий устойчивость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Любое отклонение в системе питания, его качественных и количественных характеристиках может сказаться на здоровье.
Поэтому опрос студентов показал, что 48,3% учащихся питаются три и более раз в день, 35,1% - два раза в день и 16,6% - один раз в день. Кроме того,79,0% из них питались горячей пищей в течение дня. Питались дома и в столовой (76,5%), только дома (15,2%) и приносили с собой (8,3%).
37,2% студентов ежедневно употребляли свежие фрукты и овощи. 52,3% студентов употребляют мясо и мясные продукты 3-4 раза в неделю, 34,4%-молоко и молочные продукты. При этом 2,3% студентов не включают в свой ежедневный рацион мясо и мясные продукты, 4,6%- молоко и молочные продукты; 21,2% не употребляют свежие овощи и фрукты.
Помимо длительных перерывов между приемами пищи (88,5%респондентов), для пищевых привычек студентов характерны поздние ужины (63,1%), фастфуд, лапша быстрого приготовления, острая и жирная пища (93,4%). Несоблюдение гигиенических основ питания может быть одним из факторов, способствующих увеличению числа алиментарно-зависимых заболеваний.
Определение физиологических норм неразрывно связано с рациональным питанием.
В частности, согласно нормам физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для студентов России — это примерно 2000–2500ккал в сутки. Если студент посещает спортивные секции необходимо увеличить суточный калораж на 300 единиц.
В результате проведенного исследования, основанного на данных по определению энергетической ценности суточного рациона студентов-медиков (очная форма обучения), было установлено, что энергетическая ценность суточного рациона у 29,4 % студентов соответствует нормам, у 51,2 % студентов она меньше нормы, а у 19,4 % студентов больше нормы. Количество пищи должно соответствовать физиологическим потребностям и быть разным в разное время суток. Первый прием пищи должен обеспечивать 30–35 % суточной потребности организма в энергии, а также обеспечивать витаминами и микроэлементами, которые будут необходимы организму в течение всего дня.
Обед должен обеспечивать 45–50 % суточной потребности организма в энергии. Начинать его следует с большой порции салата. Затем — овощной суп или борщ. За ними может последовать белковое блюдо — рыба или мясо с овощами. Стоит отказаться от хлеба и привычных гарниров: макарон, картофеля, каши. Ужин должен обеспечивать 20–25 % суточной потребности организма в энергии, он должен быть богат углеводами, которые наиболее легко усваиваются организмом (каши, вареники, картофель, молочные продукты, фрукты). От продуктов, богатых белком, лучше отказаться вечером. Ужин следует подавать не позднее, чем за 2 часа до сна.
Питание должно содержать оптимальное количество питательных веществ в сбалансированном виде. Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергетическим потребностям организма. Хорошая усвояемость также является необходимым условием полноценного питания. Питание зависит от характера трудовой деятельности, занятий спортом, чередования работы и отдыха в течение дня и т.д. Неправильное питание - одна из самых распространенных причин заболеваний желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь окажет влияние на успеваемость и общее самочувствие.
Питание должно содержать оптимальное количество питательных веществ в сбалансированном виде. Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергетическим потребностям организма. Хорошая усвояемость также является необходимым условием полноценного питания. Питание зависит от характера трудовой деятельности, занятий спортом, чередования работы и отдыха в течение дня и т.д. Неправильное питание — одна из самых распространенных причин заболеваний желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь окажет влияние на успеваемость и общее самочувствие.
Библиографическая ссылка
Василевская К.С., Волкова М.Д., Симонова В.Г. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21545 (дата обращения: 22.11.2024).