Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Василевская К.С. 1 Волкова М.Д. 1 Симонова В.Г. 2
1 БПОУ Орловский базовый медицинский колледж
2 ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева»
Данная статья рассматривает важность соблюдения гигиены питания в учебных заведениях для обеспечения здорового и полноценного питания учащихся. Автор подчеркивает необходимость использования свежих и качественных продуктов, соблюдение правил санитарной гигиены при приготовлении пищи, вариативность меню, рациональные порции, обучение учащихся правильному питанию, сотрудничество с родителями и медицинскими учреждениями, а также другие меры для создания безопасного и здорового питания. Главная мысль статьи заключается в том, что соблюдение гигиены питания играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни учащихся, предотвращении заболеваний и успешном обучении. Автор также обращает внимание на важность соответствия пищевых привычек учащихся нормам физиологической потребности и энергетической ценности, что позволяет обеспечить гармоничное развитие организма и повышенную устойчивость к внешним воздействиям.
гигиена питания
здоровое питание
гармоничное развитие организма
1. Арнаутов, О.В. Анализ международных стандартов в сфере качества и безопасности пищевой продукции и его применение для совершенствования системы гигиенического нормирования в Евразийском экономическом союзе: дис. на соискание кандидата технических наук: 14.02.07: защищена 22.01.2019 / Арнаутов Олег Вячеславович. – М., 2019. – 202 с.
URL: https://www.dissercat.com/content/analiz-mezhdunarodnykh-standartov-v-sfere-kachestva-i-bezopasnosti-pishchevoi-produktsii-i
2. Васюкова, А.Т., Кусова И.У., Кучумов А.В., Портнов Н.М., Эдвардс Р.А. Организация питания обучающихся в образовательных учреждениях / А.Т. Васюкова. – Москва.: РУСАЙНС, 2023. – 262 с. URL: https://aldebaran.ru/author/vasyukova_anna/kniga_organizaciya_pitaniya_obuchayushihsya_v_/
3. Власова, О.П. Гигиеническая оценка фактического питания студента. 2015.
URL: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00827064_0.html

Гигиена питания в учебных заведениях — это важный аспект обеспечения здорового и полноценного питания учащихся.

Качество пищевых продуктов: в учебных заведениях требуется использовать только свежие и качественные продукты. Овощи, фрукты, мясо, молочные продукты и другие ингредиенты должны соответствовать гигиеническим стандартам и не иметь признаков порчи или загрязнения.

Правильное приготовление пищи: пища должна готовиться с соблюдением правил санитарной гигиены. Персонал должен использовать чистую посуду и инструменты, придерживаться правил мойки рук, а также следить за температурой хранения и приготовления продуктов.

Вариативность меню: учебные заведения стремятся предлагать разнообразные блюда, чтобы удовлетворить потребности разных групп учащихся. Меню должно включать блюда из разных групп продуктов, обеспечивая доли белка, жира, углеводов и всех необходимых витаминов и минералов.

Рациональные порции: пищевая норма для детей должна соответствовать их возрасту и физической активности. Размер порции должен быть достаточным для удовлетворения потребностей организма, но не слишком большим, чтобы избежать переедания.

Обучение учащихся правильному питанию: учебные заведения могут проводить образовательные мероприятия, где рассказывают о здоровом питании, пользе физической активности, их взаимосвязи и влиянии на общее самочувствие и успеваемость детей.

Гигиена питания в учебных заведениях играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни учащихся и предотвращении возникновения различных заболеваний, связанных с питанием. Она требует совместных усилий родителей, учебных заведений и образовательных властей для обеспечения наивысшего уровня безопасности и качества пищевого сервиса.

Санитарное состояние помещений: кухня, столовая и другие помещения, где приготовляется и подается пища, должны быть чистыми и ухоженными. Регулярная уборка, дезинфекция и контроль за наличием вредителей помогут предотвратить распространение болезнетворных микроорганизмов.

Питьевой режим: в учебных заведениях необходимо обеспечить доступ к чистой питьевой воде для учащихся. Вода должна отвечать требованиям санитарных норм и не содержать вредных примесей. Также следует поощрять употребление воды вместо сладких или газированных напитков.

Система контроля качества: учебные заведения должны иметь эффективную систему контроля качества питания. Регулярные проверки и анализы продуктов, проверка соблюдения санитарных норм и требований, а также обратная связь от учащихся и их родителей помогут выявить и устранить возможные проблемы.

Аллергены и особые диетические требования: учебные заведения должны быть готовы к обслуживанию детей с аллергиями или особыми диетическими требованиями. Персонал должен быть обучен распознавать и обрабатывать продукты с аллергенами, а также предлагать альтернативные варианты питания для таких детей.

Вовлечение родителей и общество: родители играют важную роль в обеспечении гигиены питания учащихся. Сотрудничество с родителями, организация родительских собраний или консультаций по вопросам питания помогут создать партнерство между образовательным учреждением и семьей.

Обеспечение гигиены питания в учебных заведениях требует постоянного внимания и работу взаимодействующих сторон. Только совместными усилиями можно обеспечить здоровое и безопасное питание для всех учащихся и способствовать их росту, развитию и успехам в учебе.

Организация и распределение пищи: при подаче пищи в учебных заведениях необходимо соблюдать определенные стандарты организации и распределения пищи. Это включает правильное разделение продуктов и предоставление достаточного количества пищи для всех учащихся, а также обеспечение разнообразия блюд и учет индивидуальных потребностей.

Обучение персонала: персонал, занимающийся приготовлением и обслуживанием пищи, должен проходить соответствующее обучение по гигиене питания. Это включает правила личной гигиены, приготовление продуктов и соблюдение санитарных норм. Обучение поможет повысить культуру обслуживания и обеспечит безопасность пищи.

Информационное обеспечение: в учебных заведениях полезно предоставлять учащимся и родителям информацию о составе и пищевой ценности блюд, а также о возможных аллергенах. Это поможет сделать осознанный выбор в пользу здорового питания и учесть особенности питания детей с определенными потребностями.

Поддержка физической активности: гигиена питания в учебных заведениях должна быть связана с поддержкой физической активности учащихся. Организация спортивных мероприятий, физкультурных занятий или возможность заниматься спортом в школьном дворе помогут поддержать здоровый образ жизни и укрепить иммунную систему учащихся.

Сотрудничество с медицинскими учреждениями: учебные заведения могут сотрудничать с медицинскими учреждениями для получения консультаций и рекомендаций по вопросам гигиены питания. Это поможет своевременно реагировать на изменения в требованиях и стандартах, а также обеспечит медицинскую поддержку для учащихся с определенными потребностями.

Обеспечение гигиены питания в учебных заведениях — это комплексный процесс, требующий соблюдения множества правил и стандартов. Однако, инвестирование усилий в эту сферу сможет значительно повысить качество питания, способствовать здоровью и развитию учащихся, а также создать благоприятную образовательную среду.

Рациональное потребление пищи - важный фактор, способствующий гармоничному развитию и повышающий устойчивость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Любое отклонение в системе питания, его качественных и количественных характеристиках может сказаться на здоровье.

Поэтому опрос студентов показал, что 48,3% учащихся питаются три и более раз в день, 35,1% - два раза в день и 16,6% - один раз в день. Кроме того,79,0% из них питались горячей пищей в течение дня. Питались дома и в столовой (76,5%), только дома (15,2%) и приносили с собой (8,3%).

37,2% студентов ежедневно употребляли свежие фрукты и овощи. 52,3% студентов употребляют мясо и мясные продукты 3-4 раза в неделю, 34,4%-молоко и молочные продукты. При этом 2,3% студентов не включают в свой ежедневный рацион мясо и мясные продукты, 4,6%- молоко и молочные продукты; 21,2% не употребляют свежие овощи и фрукты.

Помимо длительных перерывов между приемами пищи (88,5%респондентов), для пищевых привычек студентов характерны поздние ужины (63,1%), фастфуд, лапша быстрого приготовления, острая и жирная пища (93,4%). Несоблюдение гигиенических основ питания может быть одним из факторов, способствующих увеличению числа алиментарно-зависимых заболеваний.

Определение физиологических норм неразрывно связано с рациональным питанием.

В частности, согласно нормам физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для студентов России — это примерно 2000–2500ккал в сутки. Если студент посещает спортивные секции необходимо увеличить суточный калораж на 300 единиц.

В результате проведенного исследования, основанного на данных по определению энергетической ценности суточного рациона студентов-медиков (очная форма обучения), было установлено, что энергетическая ценность суточного рациона у 29,4 % студентов соответствует нормам, у 51,2 % студентов она меньше нормы, а у 19,4 % студентов больше нормы. Количество пищи должно соответствовать физиологическим потребностям и быть разным в разное время суток. Первый прием пищи должен обеспечивать 30–35 % суточной потребности организма в энергии, а также обеспечивать витаминами и микроэлементами, которые будут необходимы организму в течение всего дня.

Обед должен обеспечивать 45–50 % суточной потребности организма в энергии. Начинать его следует с большой порции салата. Затем — овощной суп или борщ. За ними может последовать белковое блюдо — рыба или мясо с овощами. Стоит отказаться от хлеба и привычных гарниров: макарон, картофеля, каши. Ужин должен обеспечивать 20–25 % суточной потребности организма в энергии, он должен быть богат углеводами, которые наиболее легко усваиваются организмом (каши, вареники, картофель, молочные продукты, фрукты). От продуктов, богатых белком, лучше отказаться вечером. Ужин следует подавать не позднее, чем за 2 часа до сна.

Питание должно содержать оптимальное количество питательных веществ в сбалансированном виде. Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергетическим потребностям организма. Хорошая усвояемость также является необходимым условием полноценного питания. Питание зависит от характера трудовой деятельности, занятий спортом, чередования работы и отдыха в течение дня и т.д. Неправильное питание - одна из самых распространенных причин заболеваний желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь окажет влияние на успеваемость и общее самочувствие.

Питание должно содержать оптимальное количество питательных веществ в сбалансированном виде. Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергетическим потребностям организма. Хорошая усвояемость также является необходимым условием полноценного питания. Питание зависит от характера трудовой деятельности, занятий спортом, чередования работы и отдыха в течение дня и т.д. Неправильное питание — одна из самых распространенных причин заболеваний желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь окажет влияние на успеваемость и общее самочувствие.


Библиографическая ссылка

Василевская К.С., Волкова М.Д., Симонова В.Г. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21545 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674