Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ермолаева Е.К. 1
1 СВФУ им. М. К. Аммосова
1. Белова, Т. Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде / Т. Н. Белова // Воспитатель − 2010 − № 5.
2. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова, А. А. Борзов. – Самара.: Самарский дом печати, 1994.
3. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е. К. Брыкина. – М.: Пед. о-во России, 1998.
4. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок / Н. А. Ветлугина. − М.: Просвещение, 2005.
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб.заведений / Г. Г. Григорьева. − М.:«Академия», 1997.
6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для пед. вузов / Г. Г. Григорьева. −Москва : Кафедра-М : Academia, 2000.
7. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника/О. М. Дьяченко. – М.: Знание, 1986.
8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество/ Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
10. Лыкова, И. А. Неужели из бумаги?/ И. А. Лыкова. – М.:Карапуз, 2004.
11. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.
12. Методика обучения изобразительной деятельностью/ под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991.
13. Поддъяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста/ Н. Н. Поддъяков. – Волгоград : Перемена, 1994.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Учёные рассматривают творчество как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности.

Детское творчество – основной способ существования и развития личности, в котором ребёнок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов, способности.

Развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом, но для этого необходимо, чтобы личность ребёнка была в центре внимания родителя, педагога. Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость мышления. Стремление развить эти качества и движет педагогами при работе с детьми. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

«Творческие способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в определённых видах деятельности, порождающие нечто качественно новое, оригинальное».

Творческие способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Одним из эффективных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей в дошкольном возрасте, является бумагопластика.

В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом, недостаточно развивается творческое мышление и фантазия.

Применение нетрадиционных техник выполнения работ из бумаги развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много. Например: изделия из мятой бумаги, полосок, в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т. д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.

Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

С целью создания условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики реализуется программа кружка «Волшебная бумага»

Задачи программы:

1. Образовательные:

- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;

- знакомить со свойствами и качеством бумаги;

- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;

- знакомить со средствами художественной выразительности.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности детей через бумагопластику;

- развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность;

- обогащать сенсорный опыт;

- развивать эстетический вкус;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений;

- формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к бумагопластике;

- воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях;

- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному;

- поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Бумагопластика:

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев;

- происходит развитие глазомера;

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса;

- она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);

- она совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Основные принципы:

- принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

- принцип доступности (соответствие возрастными индивидуальным особенностям детей);

- принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению);

- принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

- принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);

- принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

- принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере);

- принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).

Работа по бумагопластике ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников.

Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Создаются условия, необходимые для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха, положительная эмоциональная обстановка во время работы.

Используется наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов.

Систематические занятия с ребенком бумагопластикой гарантируют его всестороннее развитие и успешную подготовку к школьному обучению.

Программа «Волшебная бумага» содержит 8 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Айрис фолдинг - переводится как «радужное скручивание». Эта техника представляет собой сложенные под углом полосы цветной бумаги в виде закрученной спирали. Сегодня айрис фолдинг применяется для украшения открыток, фотоальбомов и книг, может быть дополнением к коллажу или оформлением подарочной упаковки. Все бумажные работы, созданные в стиле «радужного скручивания», выглядят очень необычно, что особенно касается поделок, выполненных исключительно в этом стиле.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства. Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.

Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.

Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, их возможностей.

Таким образом, выполнения работ по бумагопластике развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, ярче. Дети на занятиях узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности, это даёт толчок к развитию воображения, творчества. Разнообразие техник бумагопластики способствует развитию у детей эмоциональной выразительности, оригинальности изображения в умении использовать разные техники бумагопластики и материалы, и в целом – развитию творческих способностей детей.


Библиографическая ссылка

Ермолаева Е.К. БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21472 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674