Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что сегодняшние реалии требуют от человека более высоких биологических и социальных возможностей, следовательно, требуется всеобщий переход к массовой физкультурной и спортивной работе среди российского населения. Физическое развитие обучающихся и их физическая профессионально-прикладная подготовка являются необходимым условием для дальнейшей эффективной трудовой деятельности и творческого вклада в общественное производство.
Поэтому за последние почти три десятилетия проблема введения норм ГТО в учебных заведениях РФ приобретала особое значение [1].
Важно обратить внимание на то, что в настоящее время не существует четко определенного уровня оценки физической подготовленности. Некоторые специалисты предлагают связать оценку физической подготовленности с знаками отличия ВФСК ГТО: оценка «3» соответствует бронзовому знаку, «4» – серебряному и «5» - золотому. Однако такой подход не может быть полностью применен в общеобразовательной школе, так как возрастные группы ВФСК ГТО и классы в общеобразовательной школе не совпадают. Например, IV возрастная группа ВФСК ГТО объединяет детей разных возрастов (13, 14 и 15 лет), которые могут быть учащимися 7-9 классов, но нормативы для них одинаковые. Очевидно, что нормативы для 13-летних должны отличаться от нормативов для 15-летних.
На наш взгляд, оценка физической подготовленности должна основываться на «постепенно-восходящем» принципе, где каждый год (каждый класс) уровень результатов должен постепенно повышаться более плавно, чем от ступени к ступени ВФСК ГТО. В рамках каждой возрастной ступени могут существовать промежуточные нормы, которые могут отличаться от норм ВФСК ГТО, но, при достижении образовательного уровня, должны быть практически идентичными.
Как можно оценивать физическую подготовленность на основе выполнения норм ГТО? Очевидно, что оценка должна быть в соответствии с общепризнанными стандартами, такими как знаки отличия ГТО (золотой, серебряный или бронзовый). В настоящее время разумно ориентироваться на реальные возможности учеников, например, на уровень физической подготовленности, соответствующий бронзовому и серебряному знакам ГТО. Очевидно, что более высокий результат будет соответствовать нормам более престижного знака ГТО.
Мы провели расчеты на примере учащихся. Мы использовали данные 7 испытаний, которые соответствуют тестам ГТО, включая 4 «обязательных» теста (для оценки быстроты, выносливости, силы и гибкости) и 3 «дополнительных» теста (для оценки координационных способностей и скоростно-силовых возможностей).
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости оценки уровня физической подготовленности обучающихся с учетом нормативов современного комплекса ГТО. В связи с этим, необходимо разработать и включить в программы по физической культуре соответствующие нормативы физической подготовленности. Ориентируясь на эти нормативы, учитель физической культуры сможет не только правильно оценить физическую подготовленность учащихся, но и планировать их подготовку к испытаниям ВФСК ГТО.
В заключение отметим, что, несмотря на то, что практическая польза занятий физкультурой и спортом очевидна – это и улучшение здоровья, и повышение подготовленности к физическим нагрузкам, и концентрация внимания, однако, в последнее время в учебных заведениях крайне низка доля обучающихся, которые посещают занятия физкультуры и, уж тем более, занимаются спортом на регулярной основе. В основе этого кроется несколько конкретных причин [2, с.495]:
1) у учащихся отсутствует мотивация;
2) во многих учебных заведениях отсутствует современная спортивная база с необходимым оборудованием и секциями, а если она имеется, то часто расположена слишком далеко от основных корпусов учебного заведения, места жительства обучающегося, что при большой загруженности обучающихся становится помехой для занятий физкультурой;
3) при наличии спортивных секций, отсутствуют те, которыми ученики интересуются;
4) по многим видам спорта не проводятся турниры и соревнования.
Перечисленные проблемы, как раз, и можно решить посредством внедрения ВФСО ГТО, поскольку данная программа, во-первых, включает соревновательные аспекты, во-вторых, поддерживается государством. Это значит, что она полностью будет соответствовать требованиям и желаниям учащихся.
Физическая подготовленность нынешних учащихся является не только их личностной ценностью, но и социальной. Физическое совершенствование отражает высокую степень физического развития учащегося, которое способствует наиболее полной реализации его творческих возможностей. Следовательно, физическое совершенствование обучающихся – это не просто желательное качество будущих специалистов в сфере экономики и необходимый элемент их личностной структуры, а это важное условие развития общественных отношений.
В учебных заведениях должны использоваться следующие формы подготовки учащихся к выполнению нормативов комплекса ГТО [5]:
Основные формы – это занятия по физкультуре в рамках учебной дисциплины (занятия во время уроков), внеурочные занятия, занятия в физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах в виде следующих форм [3]:
̶ Организация физкультурно-спортивных мероприятий;
̶ тестирование, предусмотренное комплексом ГТО;
̶ организация конкурсов, фестивалей, военно-патриотических праздников;
̶ проведение встреч, мастер-классов, различных акций и т.п.
Внедрение ГТО требует от педагогического состава учебного заведения и работников физической культуры и спорта, которые отвечают за внедрение комплекса ГТО следующих действий [4, с.51]:
̶ оказывать консультационно-методическую помощь учащимся, которые желают готовиться к выполнению требований комплекса ГТО;
̶ осуществлять предварительное контрольное тестирование уровня подготовленности учащихся к выполнению нормативов ГТО;
̶ пропагандировать и популяризировать комплекс ГТО;
̶ способствовать освоению учащимися тестов комплекса ГТО.
Подобная помощь от педагогического состава образовательного учреждения и работников физической культуры и спорта будет способствовать увеличению числа обучающихся, желающих заниматься физкультурой и спортом, совершенствовать свои результаты. Отметим, что для того, чтобы обеспечить системный подход к внедрению комплекса ГТО, необходимо полное и всестороннее взаимодействие педагогического коллектива, работников медицинской сферы, общественности и, конечно же, семьи.
Таким образом, программа физической подготовки ГТО в учебных заведениях играет значительную роль в развитии физических качеств обучающихся и формировании здорового образа жизни. Цели и задачи программы ГТО направлены не только на физическое совершенство, но и на укрепление общественных отношений. Организационно-методическая поддержка, предоставляемая учебными заведениями, является важным фактором успешной реализации программы ГТО. Она включает в себя разработку плана внедрения, создание необходимых условий, подготовку педагогических кадров и систематический контроль выполнения нормативов. Программа ГТО является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя развитию обучающихся и формированию целостной личности.
Библиографическая ссылка
Крапивина А.В. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГТО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21454 (дата обращения: 26.12.2024).