Для грамотного формирования командного духа и, в целом, командообразования, можно выделить основополагающие принципы: повышение мотивации игроков команды, повышение осмысленности выполняемых задач, повышение адекватности тренировочных и соревновательных условий.
Для реализации первого принципа используется ряд методических подходов:
- наличие положительных эмоций в тренировочном процессе. Положительные эмоции при выполнении упражнений формируются разными способами. Например, игроки получат удовольствие при выполнении упражнений на развитие реакций, если лидер будет придумывать собственные неожиданные действия. Иногда проигрывание музыки или присутствие зрителей во время тренировки способствует достижению этой цели [1];
- оценивание личного вклада каждого игрока в усилия команды. Вывешивания информации на стенде после каждой игры в спортивном зале университета свидетельствует о высокой значимости такого подхода для формирования оптимальной мотивации игроков к тренировочной и соревновательной деятельности [6].
Второй принцип был определен как принцип повышения осмысленности выполняемых заданий. Реализация этого принципа предполагает использование следующих методических подходов:
- самостоятельность мышления. Использование двух мячей в упражнении для совершенствования передач в парах заставляет игроков думать, как и в какой момент сделать передачу, чтобы избежать потери мяча. Они могут передавать мяч снизу-вверх или со стороны на сторону, проявляя при этом самостоятельное мышление.
- мысленная тренировка игровых взаимодействий. Мысленная тренировка осваивается игроками сначала под руководством тренера во время тренировки, а затем хорошо мотивированный игрок может проводить ее самостоятельно в любое время, даже перед сном.
Третий тип был определен как принцип адекватности тренировочных и соревновательных условий. Для его реализации предлагаются следующие методические подходы:
- моделирование игровых условий. Этот подход предусматривает соблюдение всех атрибутов официальной игры при проведении учебных игр во время тренировочных занятий - судейство, ведение официальной статистики. Броски с сопротивлением более эффективны, с этой точки зрения, чем без сопротивления. В соответствии с этим подходом упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы в них всякий раз моделировались игровые ситуации оказания сопротивления. Одним из важных моментов, требующих постоянного выполнения упражнений, является нападение против зонной защиты;
- состязательность тренировочных заданий. Использование секундомера для регистрации коротких интервалов времени, во время которых два или три игрока стремятся быстрее выполнить задание, является одним из средств реализации этого подхода на практике.
Библиографическая ссылка
Пряхина А.И. ПРОБЛЕМА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ И КОМАНДНОГО ДУХА У БАСКЕТБОЛИСТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21380 (дата обращения: 21.11.2024).