Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

Кречун П.А. 1 Кашина А.Ю. 1 Абрамова М.А. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет
В данной научной статье авторы оценивают влияние физических упражнений на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени. Авторами рассмотрена двигательная активность как эффективный способ воздействия на самочувствие учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках физической культуры. В работе предоставлены результаты исследования, которые подтверждают положительное влияние регулярных занятий физической культурой на эмоциональное состояние учащихся начальной школы. Авторы статьи отмечают, что дети с легкой степенью умственной отсталости чаще подвергаются воздействию негативных эмоций, таких как: тревога, злость, агрессия, отсутствие эмпатии, обиды и другие. Постоянные занятия физическими нагрузками улучшают настроение, снижают уровень тревожности, апатии и стресса и повышают самооценку, что особенно важно при развитии личности ребенка. Исходя из данных исследования, можно сказать, что физические упражнения являются эффективным способом для улучшения настроения и эмоционального фона в целом у детей с легкой степенью умственной отсталости. Статья предоставляет обзор современной, отечественной литературы и исследование, результаты которого могут быть полезны специалистами, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями, а также их родителям.
физические упражнения
эмоциональное состояние
дети с умственной отсталостью легкой степени
интеллектуальные нарушения
школьники
1 Калоерова В. Г. Методология и методы научных исследований в области физической культуры и спорта. [Текст] учеб.-метод. пособие / В. Г. Калоерова — Донецкий национальный университет, 2019. – 243 с
2 Кухарчук О.В. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта. [Текст] учеб.-метод. пособие / О.В. Кухарчук. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ» 2022. – 44 с
3 Линева Н. А., Навальная О. С., Пажаева Е. А. Методика проведения занятий адаптивной физической культурой для людей с умственной отсталостью, расстройствами психологического развития и эмоциональными расстройствами поведения: [Текст] учеб.-метод. пособие / Н. А. Линева, О. С. Навальная, Е. А. Пажаева.: – изд: Волгоградский государственный аграрный университет, 2022. – 84 с
4 Макаров И. В. «Умственная отсталость у детей и подростков» клинические рекомендации / И. В. Макаров «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева» Минздрава России, 2020. – 62 с
5 Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. [Текст] Учебное пособие. / В. Г. Петрова, И. В. Белякова – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 160 с

В нынешнем мире одной из актуальных, а также наболевших проблем является умственная отсталость у детей. Психическое недоразвитие воздействует не только на интеллектуальные возможности ребенка, но и в целом на развитие личности.

Эмоциональные проблемы, такие как агрессивное поведение, депрессия или тревожность, достаточно часто встречаются у детей с легкой степенью умственной отсталостью. У детей с интеллектуальными нарушениями развитие личности протекает в более медленном темпе, чем у нормально развивающихся детей, поэтому такие дети имеют проблемы с эмоциональным фоном [4]. Двигательная активность помогает справиться с этими проблемами, так как она способна вызывать выделение гормонов счастья – эндорфинов, удовольствия и радости. Кроме того занятия физическими упражнениями помогают в построении социальных связей, учат взаимодействию в команде, а также вырабатывают навыки самоконтроля и управления эмоциями.

Цель исследования – изучить влияние физических упражнений на эмоциональное состояние детей с умственной отсталостью легкой степени.

Методы исследования использовались следующие: анализ научно-методической литературы, наблюдение, анализ эмоционального состояния, тестирование, метод математической статистики [1].

Исследование проводилось в городе Архангельск в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31».

В исследовании приняли участие ученики 2А класса.

Детям перед началом работы было предложено изображение с различными эмоциями в виде пиктограмм (шкала настроения). Каждый испытуемый указывал на ту картинку, которая у него ассоциировалась со своим внутренним состоянием в данный момент. Показатели были выше средних значений, что означает хорошее эмоциональное состояние уже в начале урока.

Однако при наблюдении можно сказать следующее: большинство учеников, несмотря на достаточно высокие оценки эмоционального состояния перед началом занятия, были не активно, зажаты, не общительны и скованы. Уже в процессе разминки дети стали раскрепощаться и больше контактировать с преподавателем и друг с другом. После окончания занятий вновь была проведена оценка эмоционального состояния. У 75% учащихся эмоциональное состояние улучшилось, в то время как у 25% – незначительно ухудшилось. По наблюдениям можно сказать, что дети стали более активны, разговорчивы. Некоторые ученики даже спели песню преподавателям, хотя в обычной жизни обучающиеся 2А класса почти не используют разговорную речь.

Все пиктограммы были интерпретированы в числовые значения, где «1» означает очень плохое настроение, а «10» – отличное настроение.

Результаты исследования представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 1 – Эмоциональное состояние учащихся до и после занятий физической культурой

Результаты влияния физических упражнений на эмоциональное состояние детей с интеллектуальными нарушениями показывают, что занятия двигательной активностью оказывают благоприятное воздействие на самочувствие детей, что, в свою очередь, играет важную роль в становлении личности ребенка. Регулярные занятия физической культурой могут способствовать улучшению настроения, снижению уровня тревожности, депрессии и повышению самооценки. К тому же физическая активность отлично помогает детям с легкой степенью умственной отсталостью легче справляться с эмоциональными перегрузками и со стрессом

Таким образом, необходимо включать физические упражнения в комплексы по реабилитационным мероприятиям для детей с умственной отсталостью легкой степени. Постоянные занятия двигательной активностью помогут ребёнку не только улучшить свое физическое состояние, но и повысить качество жизни в целом.

Проведенное практическое исследование включало в себя сравнение показателей эмоционального состояния детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями до занятий физической культурой и после занятий. Результаты тестирования и наблюдения показывают, что физические упражнения оказывают положительное влияние на настроение обучающихся.


Библиографическая ссылка

Кречун П.А., Кашина А.Ю., Абрамова М.А. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21355 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674