Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Завьялова О.Д. 1
1 ВЧ-5 СЗ ФИЛИАЛ АО ФПК
Статья посвящена теоретическому анализу проблем воспитания детей в современных условиях. Проведен теоретический анализ влияния социальных сетей на развитие личности ребенка. Сделаны выводы о том, что в процессе киберсоциализации у ребенка возникает ряд новых ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с сетью Интернет и социальными сетями.
социальные сети
воспитание
ребенок; интернет
цифровизация
1. Дубровина, И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6-16.
2. Плешаков, А. В. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека / А. В. Плешаков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2010 – Т. 16. – С. 15–18.
3. Ромм, Т. А, Ромм, М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4 (40). С. 360-366.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL : http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Дата обращения 08.04.2023)
5. Трофимова, Н.Б., Беспаленко, Е.М. Кибербезопасность: информационная безопасность обучающихся в сети Интернет. Профилактика суицидальных рисков у детей и подростков. Учебно-методическое пособие для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01. // Трофимова Н.Б., Беспаленко Е.М. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет; 2022. – 68 с

Актуальность темы исследования обоснована реализацией Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основная цель которого - определение основных направлений развития воспитания, механизмов и ожидаемых результатов, обеспечивающих становление российской гражданской идентичности, патриотизма, укрепление нравственных основ, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа.

В соответствии с целью одной из приоритетных задач является формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей, адаптации и интеграции воспитательных возможностей образовательных, патриотических, спортивных, научных, и экскурсионных, туристических и других организаций [4].

Происходящие изменения в образовании связаны с ориентацией на цифровую трансформацию содержания, где отмечается взаимосвязь цифрового контента образования с осмыслением цифровых технологий в оценке их влияния на психологическое и социальное здоровье детей.

Существуют исследования, посвященные проблеме воспитания детей в условиях, когда Интернет предоставляет новые риски и новые возможности.

Ученые Н.Б. Трофимова и Е.М. Беспаленко считают, что медиаграмотность – это одно из условий конструктивного общения детей в социальных сетях, способствующее их социализации. Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми инструментов, обеспечивающих доступ к цифровой информации, развивает критический анализ содержания информации и прививает коммуникативные навыки, содействует подготовке детей к позитивному и ответственному использованию ими информационных и коммуникационных технологий [5].

Ромм Т. А., Ромм М. В. провели анализ особенностей воспитания детей в условиях цифровизации, на основании чего предложили эффективные направления воспитательной практики [3].

И.В. Дубровина с психологической точки зрения выделила задачи воспитания детей и формирования их личности в условиях информационного общества такие как, например, эмоциональное, духовное развитие, овладение накопленным человечеством опытом культурных достижений, развитие нравственных чувств и эмоционального интеллекта, способностей к полноценному общению и др. [1].

А.В. Плешаков отмечает что в киберпространстве достаточно часто происходит самообман, иллюзии, мнимая киберсоциализация пользователей, уводящая их от реальной жизнедеятельности. Проблема в том, что у детей часто блокируется способность развиваться в реальном социальном пространстве, они удовлетворяются мнимыми успехами, достижениями, общением, избегая неудач в реальной жизни. Формирование мотива избегания неудач в свою очередь предшествует отсутствию у ребенка инициативы и самостоятельности, избеганию ответственных заданий, неадекватной оценке своих возможностей [2].

Анализ литературы позволил определить цель исследования – изучение проблем воспитания детей в эпоху социальных сетей.

Задачи: провести теоретический анализ процесса управления воспитанием детей в условиях киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет; выявить особенности влияния социальных сетей на воспитание детей; выявить особенности и механизмы появления негативных и позитивных последствий процессов информатизации и сетевизации.

Для решения задач были использованы общенаучные методы анализа научной, научно-методической, научно-практической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Теории о влиянии социальных сетей на воспитание и формирование личности ребенка, описанные в работах И.В. Дубровиной, А.В. Плешакова, Т.А. Ромм, М.В. Ромм, Н.Б. Трофимовой, Е.М. Беспаленко и др. Авторами отмечено, что увеличивается количество пользователей сетью Интернет за счет роста объемов информации в Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения разнообразных потребностей современного человека. Однако существуют риски социальных сетей.

Для профилактики и снижения рисков негативного воздействия кибербулинга на ребенка Трофимова Н.Б. и Беспаленко Е.М. разработали комплекс обучающих кейсов [5].

А.В. Плешаков констатирует факт возрастающей стрессогенности факторов социальной среды. По мнению автора, виртуальное пространство, представленное социальными сетями и всемирной сетью Интернет, компьютерными играми воспринимается ребенком как «не настоящее» на сознательном и на подсознательном уровнях. Не разграничивая реальность и виртуальность, дети не чувствуют опасности, не могут критически отнестись к позитивному и негативному в социальных сетях [2].

Т.А. Ромм и М.В. Ромм социализацию в цифровом пространстве связывают с изменением роли социальных институтов в жизни человека, с проблемой безопасности жизни человека, в том числе в социальных сетях. Ученые поднимают вопрос о доступности информации антинравственного свойства, о низком уровне культуры общения в сети, о проблемах формирования ценностей у детей, формирования девиантных форм поведения в социальной сети, затруднениями индивидуализации развития [3].

Следовательно, позитивное социальных сетей на воспитание детей заключается в следующем: возможность общения с теми людьми, которые находятся в других городах и странах; знакомство с новыми людьми; знакомство с культурой разных стран; изучение иностранных языков; быть участников групп с совпадающими интересами; использовать социальные закладки, позволяющие пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов; использовать социальные каталоги в академической сфере; использовать социальные электронные библиотеки позволяющие оставлять ссылки на коллекции, книги, аудиозаписи и т. п.; создавать социальные медиахранилища - сервисы для хранения медиафайлов и др.

Риски и опасности социальных сетей в воспитании детей достаточно велики. Назовем основные, требующие контроля и управления: раскрытие информации о человеке; кибербулинг; психосоматические расстройства на почве зависимости от общения в социальных сетях; «страхи», вызываемые социальными сетями: различные домогательства и конфиденциальность информации; распространение спама; возможность потери личной информации; создание негативного имиджа; интернет-зависимость; наличие следующих форм проявления девиантного поведения: хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, вербальная агрессия и др.; вытесняется реальное общение; развивается парадокс дружбы; зависимость от компьютерных игр и др.

Таким образом, можно сделать вывод о влиянии социальных сетей на воспитание детей. Проблема воспитания детей в эпоху социальных сетей вытекает из проблемного поля. Изучение и анализ проблемного поля позволяет определить проблемы воспитания детей и пути их возникновения. В связи с этим можно определить ключевые проблемы и найти пути решения. В заключение можно обозначить следующие проблемы воспитания детей: развитие личности ребенка, реализация его уникальных личностных возможностей, подготовка к жизни; воспитание базовых нравственных ценностей; профессиональная ориентация с опорой на способности и задатки; формирование гражданской идентичности и патриотизма; воспитание культуры здоровья; формирование позитивной самооценки и мотива достижения успеха; социокультурные проблемы современного образования. Решение этих проблем будет успешным, если будут реализованы модели взаимодействия учреждений науки, образования, управления образованием, соотношение инвариантных и вариативных компонентов образования, Стратегия развития воспитания, обеспечено психологическое сопровождение образования.


Библиографическая ссылка

Завьялова О.Д. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21272 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674