Введение.
Аллергические заболевания — это группа состояний, которые возникают, когда иммунная система организма аномально реагирует на индифферентные раздражители. Эти вещества называются аллергенами и могут содержаться в пищевых продуктах, медикаментах, домашней пыли. Они могут присутствовать в окружающей среде в виде пыльцы, ядов насекомых, эпидермиса и шерсти животных. Аллергические заболевания могут вызывать различные симптомы, от легких до тяжелых, и оказывать значительное влияние на качество жизни человека [1].
Распространенность аллергических заболеваний в мире оценивается примерно в 20-30%. Согласно прогнозу ВОЗ ближе к 2050 году аллергическими заболеваниями будут страдать приблизительно половина всего населения мира. С точки зрения пола, женщины чаще страдают от аллергических заболеваний, чем мужчины: исследования показывают, что риск развития аллергии у женщин в 1,5-2 раза выше. К наиболее распространенным аллергическим заболеваниям относятся астма, аллергический ринит (сенная лихорадка), атопический дерматит (экзема) и пищевая аллергия. По данным Всемирной организации по аллергии, астмой страдают 5-10% населения Земли, аллергическим ринитом - 10-30%, атопическим дерматитом - 1-3%, а пищевой аллергией - до 10% детей и 2-3% взрослых.
Важно отметить, что аллергические заболевания становятся все более распространенными и серьезными проблемами здравоохранения во всем мире, и требуют более внимательного отношения и эффективных мер по профилактике и лечению.
Цель исследования. Оценить уровень сенсибилизации студентов.
Задачи.
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить частоту встречаемости и структуру аллергических реакций среди студентов.
Материалы и методы исследования. Для сбора данных был проведен опрос студентов ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера. Интерес к исследованию проявили 46 учащихся, средний возраст которых составил 22 ±2 года. Анкетирование предусматривало выбор ответов из предложенного перечня, а также допускался вариант самостоятельной трактовки. Оценивали аллергологический статус и анамнез с учетом пола и возраста. Данные одной анкеты не учитывалась, так как ответы имели взаимоисключающий характер. В силу этого был проведен анализ 45 анкет.
Результаты исследования и их обсуждение.
Патогенез аллергических реакций.
Реакции гиперчувствительности представляют собой чрезмерные или неадекватные иммунные реакции на антиген или аллерген. Кумбс и Гелл классифицировали реакции гиперчувствительности на четыре формы. Реакции гиперчувствительности I, II и III типа известны как реакции гиперчувствительности немедленного типа (РНЧ), поскольку они возникают в течение 24 часов [2,3]. Их опосредуют антитела - IgE, IgM и IgG. IV тип представляет собой реакцию гиперчувствительности замедленного типа.
I тип (реагиновый) связан с образованием особого типа антител (IgE, IgG4), имеющих высокое сродство к тучным клеткам, базофилам – так называемые цитотропные антитела.
II тип (цитотоксический) связан с образованием антител классов IgG и IgM к компонентам клеточных мембран или веществам, сорбированным на клеточной поверхности.
III тип иммунного повреждения (иммунокомплексный) связан с образованием токсических иммунных комплексов «антиген-антитело», которые в последующем осаждаются на клетках органов и вызывают их повреждение.
IV тип иммунного повреждения – клеточно-опосредованный – реакция гиперчувствительности замедленного типа. В ней главную роль играют сенсибилизированные лимфоциты, таким образом реакция не связана с действием антител.
Во основе всех аллергических реакций лежат общие звенья патогенеза, представляющие собой 3 последовательные стадии:
1) Стадия иммунных реакций (иммунологическая стадия)
Проявляется первичным контактом организма с аллергеном, в результате чего образуются и накапливаются в организме аллергические антитела. Организм становится сенсибилизированным (то есть обладает повышенной чувствительностью к специфическому антигену). При повторном попадании в организм специфического аллергена происходит образование комплекса «антиген-антитело» или «антиген-сенсибилизированный лимфоцит».
2) Стадия биохимических реакций (патохимическая)
Заключается в выделении готовых и образовании новых биологически активных веществ (медиаторов аллергии) в результате биохимических процессов, запускаемых комплексами «антиген-антитело», «антиген-сенсибилизированный лимфоцит».
3) Стадия клинических проявлений (патофизиологическая)
Является ответной реакцией клеток, органов и тканей на выделение медиаторов аллергии, проявляющейся определенной клинической картиной.
Принято также выделять псевдоаллергии - состояния повышенной реактивности на ряд факторов, но при этом отсутствует иммунологическая стадия. Клиника аллергоподобных реакций связана с изменением активности медиаторов аллергии. Кроме этого, существует пищевая непереносимость, проявления которой также схожи с аллергией [4,5].
Терапия аллергических реакций зависит от типа иммунного повреждения и степени сенсибилизации. Ранняя диагностика и своевременное лечение существенно облегчают течение патологии и препятствуют формированию осложнений.
Результаты собственного исследования. Среди респондентов 37 женщин (83%) и 8 мужчин (17%) в возрасте от 17 до 35 лет. Аллергические заболевания, диагностированные врачом, имеют 9 человек (20%), из них 3 юноши и 6 девушек. Верифицированными диагнозами являются хронический аллергический ринит, атопическая бронхиальная астма, атопический дерматит, пищевая аллергия. Помимо этого, еще 16 человек (1 юноша и 15 девушек) утвердительно ответили на вопросы о наличии аллергических реакций на различные экзоаллергены и описали их клинические проявления. Таким образом, общее количество студентов, столкнувшихся с аллергией, составляет 25 человек (55%). Стоит отметить, что патология в 6 раз чаще встречается у лиц женского пола.
Аллергические заболевания у ближайших родственников отмечают более половины опрошенных - 24 человека (53%). Наследственную предрасположенность имеют 100% студентов, имеющих подтвержденный диагноз; в группе респондентов, имеющих сенсибилизацию, но не обратившихся к аллергологу – 53% опрошенных.
Аллергические реакции чаще всего вызывают домашняя или библиотечная пыль и пыльца растений (29% и 28% опрошенных соответственно). Реакцию на эпиаллергены отмечают 23% респондентов. Аллергические реакции при контакте с теми или иными пищевыми продуктами отмечают 19,8% учащихся. Среди аллергенов мед, орехи, фрукты и ягоды (цитрусовые, яблоки, груши, персики, нектарины, абрикос, сливы, черный виноград, клубника), молочные продукты, шоколад, рыба, яичный белок.
Сенсибилизацию к лекарственными препаратами, вакцинами, сыворотками имеют 15,4% анкетируемых, а повышенную чувствительность к химическим веществам синтетического происхождения при контакте - 11%. Реакций на латекс не выявлено.
Трое опрошенных утверждают, что лекарственная аллергия клинически проявляется отеком Квинке, при этом на учете у аллерголога они не состоят.
Перекрестная аллергия по данным опроса присутствует у 5 человек. Поливалентная сенсибилизация встречается у 15 опрошенных. У 4 студентов это реакции на 4 и более экзоаллергена разных групп (пищевые, растительные, лекарственные, бытовые, эпиаллергены) в различных комбинациях.
Из числа студентов, имеющих аллергию на пыльцу 91% анкетируемых, указал на связь возникновения клинических признаков с сезонностью. Большинство отмечают обострение симптомов в период с мая по июль, так же были и те, кто замечал обострение симптомов уже с апреля. У одного респондента симптомы аллергии сохранялись до ноября.
Вопрос о способах облегчения симптомов аллергии был ориентирован на студентов с сенсибилизацией. Несмотря на это 7 человек (33%) не имеющих аллергические реакции предложили варианты «вызову скорую помощь», «пойду на прием к врачу». Из числа учащихся с повышенной чувствительностью к тем или иным аллергенам наиболее популярным стал ответ «приму противоаллергический препарат». Среди всех предложенных вариантов его выбрали 68% анкетируемых, 2/3 из них это студенты старших курсов. Остальные ответы респонденты отмечали намного реже: 27,1% - «вызову скорую», такой же процент у ответа «пойду к врачу», 4,7% опрошенных попросят помощи у окружающих людей. Один респондент с установленным диагнозом «Астма с преобладанием астматического компонента (J45. 0) / аллергическая астма» довольно подробно ответил про лечение. В качестве терапии обострения он использует Дезринит в комбинации с антигистаминными препаратами 3 поколения и ингаляции с глюкокортикостероидами.
С целю изучения общей эрудиции студентов-медиков в области неотложных состояний при аллергических заболеваниях был задан вопрос об оказании первой помощи пациенту. Самым популярным ответом стал «дать противогистаминные препараты» - 77%, чуть меньше набрал ответ «вызову скорую» - 68%. Остальные ответы были менее распространены: «дать глюкокортикоидные препараты» - 17,4%, «дать сосудосуживающие» - 17,4%. Стоит отметить так же, что в основном ответы респондентов представляли собой комбинацию ответов, самой частой стала – это прием противогистаминных препаратов и вызов скорой, некоторые добавили в эту комбинацию сосудосуживающие капли. Так же несколько тестируемых в пустом поле для собственного ответа объяснили позицию своего выбора. В основном люди обосновывали свои действия видом аллергической реакции – если это ситуации не угрожающие жизни (насморк, чихание, покраснение, зуд), то просто дать противогистаминный препарат, если это опасные состояния для жизни (удушье, отек Квинке), то прибегут к вызову бригады скорой помощи. Двое студентов старшекурсников предпочли не вмешиваться в ситуацию вообще, не мотивируя это ничем.
Выводы.
Сенсибилизация присутствует у каждого второго студента среди опрошенных. Это превышает имеющиеся данные о распространённости аллергии. Вероятно, это связано с низкой частотой обследованности среди студентов. За медицинской помощью для уточнения диагноза обратилось только 9 человек (36%) из числа тех, кто уже столкнулся с аллергией. Не исключена возможность наличия псевдоаллергических реакций. Аллергические реакции у девушек возникают в 5 раз чаще, чем у юношей. Старшекурсники предпочитают заниматься самолечением, не прибегая к помощи специалистов, полностью полагаясь на полученные за время учебы в ВУЗе знания. Студенты младших курсов и учащиеся, не имеющие сенсибилизации почти все рекомендуют обратиться к врачу за помощью.
Студенты склонны недооценивать значимость обследования при сенсибилизации: выявление аллергена для прекращения контакта с ним, типа аллергической реакции и иммунного механизма повреждения для выбора оптимальной патогенетической терапии. Пренебрежение диагностикой ускоряет формирование возможных осложнений, может привести к расширению списка аллергенов и увеличению перекрестных и поливалентных реакций. Следует отметить важность эффективных мер по профилактике, выявлению и лечению аллергий.
Библиографическая ссылка
Недоступ С.Е., Сидохметов Р.Т., Ганеева Е.Р. ОЦЕНКА УРОВНЯ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21263 (дата обращения: 16.01.2025).