В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских промышленных предприятий, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и отечественных производителей, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, экологии, безопасности труда и охраны здоровья [1]. Не вызывает сомнений, что внедрение группы стандартов как интегрированной системы более результативно и эффективно по сравнению независимым внедрением нескольких стандартов на системы менеджмента [2]. С целью активного развития, повышения уровня конкурентоспособности, а также для обеспечения достойного уровня управления современные промышленные предприятия разрабатывают, документируют, сертифицируют и поддерживают в рабочем состоянии ИСМ, включающую в себя систему менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), систему экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14001-2016), систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ГОСТ Р ИСО 45001-2020) и др. Однако предприятия часто отказываются от внедрения классических ИСМ из-за увеличения материальных затрат на их поддержание. Кроме того, для разработки и внедрения ИСМ в деятельность предприятия требуется грамотно сформировать состав рабочей группы. В нее нужно включить представителей всех подразделений, поскольку создаваемая документация должна содержать однозначное трактование всех процессов ИСМ. Обучение и мотивация сотрудников должны носить неформальный характер, руководителям необходимо заинтересовать каждого работника, поскольку внедрение ИСМ требует вовлечение всего персонала. Наиболее частыми проблемами, возникающими при разработке и внедрении ИСМ, являются неправильное распределение полномочий среди сотрудников, логистических материальных, информационных и трудовых потоков, отсутствие взаимодействия между подразделениями и внутри них [3]. Поэтому разработка предложений по интеграции систем менеджмента на основе риск-ориентированного мышления является актуальным исследованием.
В целях планирования разработки и внедрения ИСМ на промышленных предприятиях нами построена модель процесса с использованием методологии функционального моделирования IDEF0. Предлагаемый нами методический подход поэтапного внедрения ИСМ представлен на рисунках 1 и 2 в виде контекстной диаграммы процесса «Разработать и внедрить ИСМ на промышленном предприятии» для промышленных предприятий, а также в виде схемы декомпозиции данного процесса. При моделировании процесса «Разработать и внедрить ИСМ на промышленном предприятии» нами определены основные входы, выходы, управляющие воздействия и ресурсы. Входы процесса: потребность в разработке и внедрении ИСМ, документированная информация на существующие системы менеджмента в организации (рисунок 1). Выходы процесса: удовлетворение потребности в разработке и внедрении ИСМ, документированная информация ИСМ, готовая к сертификации ИСМ.
Рисунок 1 – Контекстная диаграмма процесса «Разработать и внедрить ИСМ на промышленном предприятии»
Рисунок 2 – Декомпозиция процесса «Разработать и внедрить ИСМ на промышленном предприятии»
Управляющие воздействия: приказ и проект по разработке и внедрению ИСМ, нормативная и техническая документация организации, требования заказчика, требования стандартов на системы менеджмента. Ресурсы процесса: высшее руководство, руководители подразделений, руководитель службы качества, инженеры по качеству, эксперты, консультанты, средства компьютерной техники, специализированное программное обеспечение и др. Рассмотрим подробнее основные этапы внедрения ИСМ:
Этап 1 «Организовать работу по разработке ИСМ, провести диагностический аудит». В целях анализа общей картины состояния систем менеджмента (СМ) и предстоящего объема работ должен быть проведён диагностический аудит подразделений. Цель аудита исключительно позитивна: понять уровень функционирования СМ и дать рекомендации по их улучшению. Аудит не ставит перед собой цель указать сотрудникам на их профессиональные недоработки. Наоборот, аудит позволяет поднять значимость СМ на предприятии и доказать ценность труда специалистов, а результаты аудита позволяют увереннее требовать ресурсы для улучшений. При этом высшее руководство должно проявлять лидерство в отношении ИСМ. Основное место на этом этапе отводится формированию рабочей группы управления проектом по внедрению ИСМ. На предприятии должна быть создана рабочая группа. Процесс принятия решений и уровень полномочий лиц, их принимающих, также должен быть определен внутренними нормативными документами, для избегания конфликта интересов. Для результативного и эффективного внедрения ИСМ должна быть проведена обязательная работа по обучению сотрудников рабочей группы в области ИСМ, в том числе для дальнейшего проведения внутренних аудитов ИСМ.
Этап 2 «Проектирование ИСМ». На этапе проектирования ИСМ проводятся следующие мероприятия: выбор международных стандартов менеджмента, используемых при проектировании ИСМ; идентификация процессов организации, подпадающих под действие ИСМ; определение последовательности и взаимодействия идентифицированных процессов; определение и назначение лиц, ответственных за процессы, влияющие на результативность и эффективность управления; установление параметров мониторинга процессов; определение методов и средств осуществления мониторинга, контрольных измерений и анализа процессов; формирование критериев оценки результативности и эффективности процессов.
Этап 3 «Документирование ИСМ». Цель документации заключается в создании нормативной и организационной основы для построения, эксплуатации и постоянного совершенствования ИСМ. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем, включает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации. Объем документации и степень детализации могут варьироваться в зависимости от размера организации, типа ее деятельности, сложности и характера процессов и компетенции персонала. Уровни документации ИСМ представлены на рисунке 3. Основным документом, регулирующим ИСМ, является Руководство по ИСМ, в соответствии с которым высшее руководство берёт на себя обязательства в сфере контроля, управления, обеспечения и улучшения качества оказываемых услуг, минимизации воздействия на окружающую среду и обеспечение безопасности и сохранения здоровья сотрудников компании. В соответствии с требованиями стандартов, руководством должен быть разработан комплект документированной информации, регламентирующей работу каждого структурного подразделения на основе процессного подхода к организации работ на предприятии.
Рисунок 1 – Уровни документации ИСМ
Этап 4 «Внедрить ИСМ». На этом этапе проходит внедрение документации и процессной модели ИСМ, а также обучение сотрудников. При этом важно обеспечить, чтобы спроектированная ИСМ заработала и вошла в режим стабильной работы. В то же время основную роль играет служба качества, которая должна провести внутренний аудит. Основная задача инженеров по качеству – проверить степень практической реализации требований, установленных в документах ИСМ. Для выполнения этой задачи служба качества должна адаптировать рекомендации ГОСТ Р ИСО 19011-2021, которые распространяются на аудит всех видов деятельности организации, охватываемых ИСМ. Объем программы внутренних аудитов ИСМ и их периодичность могут быть разными для разных процессов. Это зависит от степени разнообразия видов работ, выполняемых в ходе реализации того или иного процесса, степени их сложности, а также от состояния самого процесса.
Этап 5 «Оценить результативность ИСМ». На данном этапе проводится анализ результатов аудита, определение проблем и несоответствий, а также разработка корректирующих и предупреждающих действий.
Этап 6 «Подготовить к сертификации ИСМ». В рамках этапа составляется и направляется заявка на сертификацию в выбранный аккредитованный орган. Далее происходит ознакомление всех сотрудников организации с требованиями ГОСТ Р ИСО 19011-2021 и подготовка к общению с аудитором третьей стороны. После прохождения сертификационного аудита оказывается методическая помощь при осуществлении корректирующих действий.
При внедрении процессной модели ИСМ на предприятии существует вероятность возникновения рисков, заложенных на стадиях проекта: постановочные риски (ошибки при планировании сроков и обеспечения проекта, при выборе необходимой функциональности ИСМ, при подборе участников проектной команды и консультативной поддержки); «сквозные» риски (политические риски, зависимость от консультативной поддержки проекта); технологические риски (дезориентация заинтересованных сторон, значительная трудоемкость интеграции существующих систем); организационные риски (недостаточное участие высшего руководства в проекте; неготовность предприятия и персонала к внедрению ИСМ; проблемы внутренних коммуникаций) [4, 5].
В рамках проведения оценки рисков при внедрении ИСМ они должны быть оцифрованы и ранжированы по значимости. В реестр оценки значимых рисков должны быть вписаны возможности по устранению рисков, мероприятия по минимизации и управлению рисками предприятия, ответственные лица.
По результатам анализа основных критических рисков при внедрении ИСМ нами составлен реестр, включающий возможные последствия и рекомендуемые решения (таблица 1).
Для предотвращения возникшей угрозы необходимо рационально распределять ресурсы, проводить оценку рисков поэтапно, учитывать результаты оценки при планировании мероприятий, а также максимально конкретизировать описание рисков для руководства и работников промышленного предприятия. При этом необходимо, чтобы работники не только понимали и ценили важность политики ИСМ, но и соблюдали ее в повседневной работе. Кроме этого, отсутствие подразделения, ответственного за оказание помощи, консультирование и мониторинг ИСМ, приведёт к тому, что её внедрение будет поставлено под угрозу, а полученный результат будет более формальным и нереальным. Выявление рисков при внедрении ИСМ позволит промышленным предприятиям в кратчайшие сроки установить несоответствия в документации, действиях со стороны сотрудников или внешних организаций, позволяя своевременно отреагировать на возникшую ситуацию и предотвратить развитие худшего сценария для предприятия. В свою очередь, грамотный, подготовленный и эффективный ответ на возникшую угрозу является наглядной реализацией функции реагирования соответствия.
Таблица 1 – Реестр рисков при внедрении ИСМ
Риск |
Возможные последствия |
Рекомендуемое решение |
1 Формальное или недостаточное участие в проекте руководителей предприятия. Непонимание значимости внедрения ИСМ |
Формальность внедрения ИСМ. Низкая результативность ИСМ |
Разработать политику в области ИСМ, создать рабочую группу по внедрению ИСМ, пригласить консультантов и экспертов в области внедрения ИСМ |
2 Отсутствие механизмов внутреннего контроля со стороны руководства при внедрении ИСМ |
Потеря управляемости внедрения ИСМ, проблемы с доведением его результатов до высшего руководства и персонала |
Повысить качество управления программой внедрения ИСМ и назначить независимое компетентное ответственное лицо |
3 Недостаточная квалификация группы по внедрению ИСМ. Формальный подход к определению потребности в обучении. Отсутствие информации для процесса планирования потребности в обучении персонала |
Нерезультативное внедрение ИСМ, неэффективное расходование ресурсов на его проведение и потеря времени и денег |
Разработать график и программу обучения. Периодически повышать квалификацию группы по внедрению ИСМ. Проводить оценку компетенции группы по внедрению ИСМ. Пригласить консультантов и экспертов в области внедрения ИСМ |
4 Увеличение нагрузки на персонал (ответственность, новые обязанности) на этапе внедрения процессной модели ИСМ или после его завершения |
Сопротивление значительной части персонала самому внедрению и сопутствующим нововведениям |
Пригласить консультантов и экспертов в области внедрения ИСМ для обучения персонала и объяснения важности нововведений |
5 Недостаточная подготовка документированной информации при внедрении ИСМ. Ограничение доступа к информации предприятия |
Отсутствие методической базы проекта. Потеря управляемости внедрения ИСМ. Недостаточная формализация бизнес-процессов |
Повышение качества работы с документированной информацией, дополнительное время на урегулирование вопросов. Тщательное планирование основных этапов и сроков проекта. Анализ позитивного опыта внедрения ИСМ других предприятий. |
6 Несогласованность рабочей группы проекта. Нерезультативные коммуникации по возникшим проблемам и вопросам в ходе внедрения ИСМ |
Предоставление неточной или не полной информации входе проведения работ. Недостаточная регламентация процессов при внедрении ИСМ |
Максимально конкретизировать основные этапы внедрения ИСМ. Обеспечить доступ к информации. Предоставить инструменты для коммуникации. Проводить совещания для обмена информацией в начале и конце дня |
7 Недостаточное количество ресурсов (административных, финансовых, технических и др.) для внедрения ИСМ |
Становится проблематичным результативное внедрение ИСМ |
Повысить качество управления внедрением ИСМ, назначить компетентное ответственное лицо. Идентифицировать и предоставить основные ресурсы для реализации проекта |
8 Неэффективность деятельности привлеченных экспертов и консультантов |
Потеря управляемости внедрения ИСМ. Низкая результативность и эффективность ИСМ |
Заключать договора с экспертами и консультантами, имеющими успешный опыт внедрения ИСМ на предприятиях |
9 Отсутствие компетентных аудиторов. Отсутствие утверждённой программы аудитов |
Низкая результативность проведение аудита. Анализ со стороны руководства не проводится |
Разработать документированную информацию по проведению внутреннего аудита. Отправить персонал для прохождения курсов по внутреннему аудиту |
10 Формальная или недостаточная подготовка к сертификации ИСМ |
Отрицательное решение по заявке на сертификацию |
Подробное планирование сертификации ИСМ, выбор органа по сертификации ИСМ, предварительный сертификационный аудит внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала для взаимодействия с внешними аудиторами |
11 Отсутствие проведения работ связанных с реализацией корректирующих или предупреждающих действий по результатам внутренних и внешних аудитов |
Отрицательное решение по заявке на сертификацию. Приостановление или прекращение действия сертификата соответствия |
Разработка плана корректирующих и предупреждающих действий по результатам внутренних и внешних аудитов. Грамотное распределение ответственности и сроков проведения корректирующих, а также предупреждающих действий. |
Таким образом, приведённые выше предложения по применению менеджмента риска на этапах внедрения ИСМ, могут стать основой для дальнейшей разработки методики интеграции систем менеджмента на основе риск-ориентированного мышления.
Библиографическая ссылка
Доронина Т.П., Вольнов А.С. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ И РИСКОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21253 (дата обращения: 16.01.2025).