Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У МУЖЧИН МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Маев В.К. 1 Данченко С.А. 1
1 МГУ имени Г.И. Невельского
Данная тема является актуальной. В научном сообществе всегда был и будет интересен вопрос внушения, ведомости толпы, их склонность принимать на веру ложные установки, без способа их проверки. Данная проблематика рассматривается и в наше время, научным деятелям по-прежнему интересно рассматривать способы реагирования людей на ложные стимулы и информационные установки. Сам эксперимент, лежащий в основе всего исследования, уже проводился несколько раз психологами ещё в СССР и давал конкретную картину, касаемо влияния информационных установок и с тех пор неоднократно повторяется спустя уже много лет после его первого проведения. Таким образом, целесообразно считать данную тему в качестве курсовой работы – актуальной, а проводимый в ней эксперимент необходимым для повторного проведения в современных реалиях.
влияние
личное отношение
информационные установки
1. https://www.psychologos.ru/articles/view/
2. А.Б. Купрейченко «Психология доверия и недоверия» - книга, Издательство «Институт психологии РАН», Москва, 2008.
3. Э. Аронсон «Общественное животное» - книга, перевод с английского М.А. Ковальчука, Москва, 1998.
4. В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда «Психология личности» - курс лекций, Минск БГУ, 2015.
5. https://mel.fm/blog/george-vedernikov/58471-ya-i-drugiye-chemu-mozhet-nauchit-film-o-sotsialno-psikhologicheskikh-eksperimentakh

Личность – это исключительно социальное качества человека, оно является как объектом, так и субъектом его исторического развития. Сам термин «личность» сформировался ещё в античности и трактовался иначе. Великие каппадокийцы (отцы церкви) Григорий НисскийиГригорий Богослов, а также многие философы того времени, отождествляли «личность» с такими понятиями как «ипостась» и «лицо».

Каждый человек уникален. У всех нас есть свои биологические и социальные особенности, которые можно наблюдать и у других людей. Все люди разные и воспринимают друг друга по-разному. Там где одни видят в человеке симпатизирующую им личность за счёт его политических и религиозных взглядов, другие могут усмотреть нелицеприятную персону из-за отношения к музыке или предпочтений в еде. Основной механизм восприятия одних людей другими всегда был сложным, неоднозначным и очень интересным явлением[1, с. 4].

Очевидно, что за нашим осознанным или неосознанным отношением к другим персонам находится целый ряд факторов, оказывающих на это прямое воздействие. Как и большинство факторов из иных аспектов жизни, эти также делятся на 2-е главные и простые категории: внешние и внутренние[2, с. 10]. К внутренним факторам будет относиться весь тот пласт информации, который тем или иным способом находит своё отражение непосредственно внутри личности, которая и выстраивает отношение к другим. К основным внутренним факторам восприятия человеком другой личности относятся следующие:

- Поступаемый сигнал будет восприниматься лучше, если он более знакомый, и хуже, если он менее знакомый

- Люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера

- Человек по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания), они имеют во время восприятия сигнала

К основным внутренним факторам восприятия человеком другой личности относятся следующие:

- Форма передаваемого сигнала

- Состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.)

Вопрос личностного отношению людей друг к другу интересовал деятелей науки на всех этапах культурно-исторического развития. Начало исследовательских и аналитических работ в данной сфере было лишь вопросом времени[3, с. 5].

За счёт исторического ускорения развития влияния науки и техники в геометрической прогрессии, общество всё-таки пришло к естественному началу исследований данной темы. Предположительно в 90-ые годы 20-го века и произошёл, так называемый, «исследовательский взрыв», положив начало достоверному и массовому изучению вопроса[4, с. 22].

В 1971 году вышел, на данный момент уже культовый для нашей страны, фильм «Я и другие» от режиссера Феликса Михайловича Соболева и научного консультанта, академика апн СССР – Артура Вадимовича Петровского[5, с. 56].

Фильм был снят в семи частях, примерно по 7-10 минут каждая. В каждой из частей проводится свой необычный эксперимент. Фильм предлагает взглянуть на себя со стороны, задуматься, что мы знаем о себе, он поднимает вопрос самостоятельности суждений, влияние на человека других людей, работает с большой выборкой и цитирует Француа Виена[5, с. 56].

Именно эксперимент из 2 части и был выбран нами в качестве его проведения для курсовой работы. Такое решение было принято за счёт того, что данный эксперимент является одним из самых легко воспроизводимым среди всех, что уже неоднократно и делалось спустя много лет, после его первого проведения. Можно сказать, что его повторное прохождение является чем-то на подобии исследовательской традиции.

Данный фильм ещё как можно больше подогрел интерес общественности и научного сообщества. Исследования и эксперименты в общей, социальной психологии и психологии личности теперь проводились в очень больших количествах. Тенденция подобных исследований сохранилась до нашего дня и не собирается уходить, а наоборот – остаётся одной из самых актуальных.

Спустя всего год социальный психолог Дэриал Бем выдвинул и описал свою теорию самовосприятия. Данная теория являлась некой концепцией самопознания и затрагивала «я-концепцию».

Подобные исследования продолжили и другие психологи, уже перешедшие в наше тысячелетие. Например, профессор кафедры организационной психологииАлла Борисовна Купрейченко, описывавшая специфику нравственных норм и создавая монографии на тему доверия.

Начиная с нового тысячелетия подобные социальная литература и исследования заняли практически центральное место в интересах научного интереса и бытовой заинтересованности. Этому по способствовал не останавливающийся и сейчас прирост исследователей в геометрической прогрессии. Свою деятельность продолжали Дэвид Филипс, Джо Мак-Гинесс, Дэрил Бэм, Роберт Зайонц, Ричард Петти, Джона Качиоппо, Бертон Голден и многие другие[3]. Эти причастные к общему делу люди и их последователи в настоящем времени оказали огромный вклад для социальной, общей и личной психологии.

История данных исследований и экспериментов сегодня явно не заканчивается и вряд ли когда-то закончится, очень интересно, сколько ещё нового и интересного мы сможем узнать о себе в будущем.

В рамках курсовой работы на первом этапе исследования для проведения эксперимента, мы отбираем 25 молодых мужчин в возрасте 19-35 лет. Затем, на втором этапе выбираем подходящую дату и место проведения эксперимента, после чего проводим его. На третьем этапе происходит анализ и интерпретация полученных данных, для прихода к единому выводу. Для проведения эксперимента мы не использовали ни одну из методик, так как этого не делалось и в рамках классического исследования, которое мы стремились воспроизвести.

Результаты о количестве участников, на которых повлияли и не повлияли информационные установки, изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Количество участников, на которых повлияли и не повлияли информационные установки.

По результатам проведённого эксперимента, нами были выделены самые часто используемые участниками исследования признаки в описании условного «маньяка» и «учёного». Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Часто выделяемы е испытуемыми признаки

Субъект беседы

Признаки, выделенные со слов участников эксперимента

Количество участников, которые указали на признак

 

«Маньяк»

Растрёпаны волосы

4

Похож на «маньяка» из фильмов

4

Проблемы с социализацией

4

 

 

 

«Учёный»

 

Следит за собой

3

 

Не следит за собой

 

4

 

Много морщин

 

2

Результаты, касающиеся часто выделяемых признаков представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Часто выделяемые признаки испытуемыми

В ходе теоретического исследования было рассмотрено такое понятие, как «личность». Мы знаем, что оно было введено в античности философами и каппадокийцами Григорием НисскимиГригорием Богословом и обозначало гражданина, имеющего разнообразие социальных ролей и вносящего в каждую из них определённую пользу. С течением времени данный термин часто видоизменялся пока не дошёл до нашего времени в том виде, в котором мы его знаем. Личность сегодня – это исключительно социальное качества человека, являющееся как объектом, так и субъектом его исторического развития.

И в классической, и в современной психологической литературе можно найти множество научных исследований, экспериментов и очерков, направленных на лучшее понимание и открытие новых аспектов процесса выстраивания людьми своего личного отношения к другим, а также взаимодействие с ними. За всё время было выделено множество теорий, концепций и методов в изучении данного вопроса. Однако, на сегодняшний день данный вопрос всё ещё не был освещён до конца и продолжает активно изучаться и фигурировать в научной и художественной литературе.

Были затронуты вопросы факторов влияющих на формирование личного отношения. В частности, факторы были поделены на 2 категории: внешние и внутренние.

По результатам проведённого реального эксперимента, результаты которого представлены на рисунках и в таблице, можно сделать вывод о том, что полученные информационные установки касаемо конкретных личностей, оказывают влияние на выстраивание людьми своего личного отношения к этим самым личностям, на основе принятых установок. При полученных результатах практически 2/1, можно говорить о том, что этого достаточно для частичного подтверждения гипотезы. Поэтому гипотеза считается частично подтверждённой. Между личным отношением и информационными установками была выявлена сильная связь, а результаты беседы говорят о том, что количество испытуемых, на которых установки повлияли больше практически в 2 раза. Таким образом, мы можем говорить о том, что гипотеза частично подтвердилась. Большинство людей склонны принимать на веру и никак не поддавать сомнению те информационные установки, которые им предоставляют люди, якобы уверенные в правдивости данной информации.


Библиографическая ссылка

Маев В.К., Данченко С.А. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У МУЖЧИН МОЛОДОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21232 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674