Личность – это исключительно социальное качества человека, оно является как объектом, так и субъектом его исторического развития. Сам термин «личность» сформировался ещё в античности и трактовался иначе. Великие каппадокийцы (отцы церкви) Григорий НисскийиГригорий Богослов, а также многие философы того времени, отождествляли «личность» с такими понятиями как «ипостась» и «лицо».
Каждый человек уникален. У всех нас есть свои биологические и социальные особенности, которые можно наблюдать и у других людей. Все люди разные и воспринимают друг друга по-разному. Там где одни видят в человеке симпатизирующую им личность за счёт его политических и религиозных взглядов, другие могут усмотреть нелицеприятную персону из-за отношения к музыке или предпочтений в еде. Основной механизм восприятия одних людей другими всегда был сложным, неоднозначным и очень интересным явлением[1, с. 4].
Очевидно, что за нашим осознанным или неосознанным отношением к другим персонам находится целый ряд факторов, оказывающих на это прямое воздействие. Как и большинство факторов из иных аспектов жизни, эти также делятся на 2-е главные и простые категории: внешние и внутренние[2, с. 10]. К внутренним факторам будет относиться весь тот пласт информации, который тем или иным способом находит своё отражение непосредственно внутри личности, которая и выстраивает отношение к другим. К основным внутренним факторам восприятия человеком другой личности относятся следующие:
- Поступаемый сигнал будет восприниматься лучше, если он более знакомый, и хуже, если он менее знакомый
- Люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера
- Человек по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания), они имеют во время восприятия сигнала
К основным внутренним факторам восприятия человеком другой личности относятся следующие:
- Форма передаваемого сигнала
- Состояние окружения, в котором находится человек (формы, цвета, звуки и т.п.)
Вопрос личностного отношению людей друг к другу интересовал деятелей науки на всех этапах культурно-исторического развития. Начало исследовательских и аналитических работ в данной сфере было лишь вопросом времени[3, с. 5].
За счёт исторического ускорения развития влияния науки и техники в геометрической прогрессии, общество всё-таки пришло к естественному началу исследований данной темы. Предположительно в 90-ые годы 20-го века и произошёл, так называемый, «исследовательский взрыв», положив начало достоверному и массовому изучению вопроса[4, с. 22].
В 1971 году вышел, на данный момент уже культовый для нашей страны, фильм «Я и другие» от режиссера Феликса Михайловича Соболева и научного консультанта, академика апн СССР – Артура Вадимовича Петровского[5, с. 56].
Фильм был снят в семи частях, примерно по 7-10 минут каждая. В каждой из частей проводится свой необычный эксперимент. Фильм предлагает взглянуть на себя со стороны, задуматься, что мы знаем о себе, он поднимает вопрос самостоятельности суждений, влияние на человека других людей, работает с большой выборкой и цитирует Француа Виена[5, с. 56].
Именно эксперимент из 2 части и был выбран нами в качестве его проведения для курсовой работы. Такое решение было принято за счёт того, что данный эксперимент является одним из самых легко воспроизводимым среди всех, что уже неоднократно и делалось спустя много лет, после его первого проведения. Можно сказать, что его повторное прохождение является чем-то на подобии исследовательской традиции.
Данный фильм ещё как можно больше подогрел интерес общественности и научного сообщества. Исследования и эксперименты в общей, социальной психологии и психологии личности теперь проводились в очень больших количествах. Тенденция подобных исследований сохранилась до нашего дня и не собирается уходить, а наоборот – остаётся одной из самых актуальных.
Спустя всего год социальный психолог Дэриал Бем выдвинул и описал свою теорию самовосприятия. Данная теория являлась некой концепцией самопознания и затрагивала «я-концепцию».
Подобные исследования продолжили и другие психологи, уже перешедшие в наше тысячелетие. Например, профессор кафедры организационной психологииАлла Борисовна Купрейченко, описывавшая специфику нравственных норм и создавая монографии на тему доверия.
Начиная с нового тысячелетия подобные социальная литература и исследования заняли практически центральное место в интересах научного интереса и бытовой заинтересованности. Этому по способствовал не останавливающийся и сейчас прирост исследователей в геометрической прогрессии. Свою деятельность продолжали Дэвид Филипс, Джо Мак-Гинесс, Дэрил Бэм, Роберт Зайонц, Ричард Петти, Джона Качиоппо, Бертон Голден и многие другие[3]. Эти причастные к общему делу люди и их последователи в настоящем времени оказали огромный вклад для социальной, общей и личной психологии.
История данных исследований и экспериментов сегодня явно не заканчивается и вряд ли когда-то закончится, очень интересно, сколько ещё нового и интересного мы сможем узнать о себе в будущем.
В рамках курсовой работы на первом этапе исследования для проведения эксперимента, мы отбираем 25 молодых мужчин в возрасте 19-35 лет. Затем, на втором этапе выбираем подходящую дату и место проведения эксперимента, после чего проводим его. На третьем этапе происходит анализ и интерпретация полученных данных, для прихода к единому выводу. Для проведения эксперимента мы не использовали ни одну из методик, так как этого не делалось и в рамках классического исследования, которое мы стремились воспроизвести.
Результаты о количестве участников, на которых повлияли и не повлияли информационные установки, изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Количество участников, на которых повлияли и не повлияли информационные установки.
По результатам проведённого эксперимента, нами были выделены самые часто используемые участниками исследования признаки в описании условного «маньяка» и «учёного». Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Часто выделяемы е испытуемыми признаки
Субъект беседы |
Признаки, выделенные со слов участников эксперимента |
Количество участников, которые указали на признак |
«Маньяк» |
Растрёпаны волосы |
4 |
Похож на «маньяка» из фильмов |
4 |
|
Проблемы с социализацией |
4 |
|
«Учёный»
|
Следит за собой |
3 |
Не следит за собой |
4 |
|
Много морщин |
2 |
Результаты, касающиеся часто выделяемых признаков представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Часто выделяемые признаки испытуемыми
В ходе теоретического исследования было рассмотрено такое понятие, как «личность». Мы знаем, что оно было введено в античности философами и каппадокийцами Григорием НисскимиГригорием Богословом и обозначало гражданина, имеющего разнообразие социальных ролей и вносящего в каждую из них определённую пользу. С течением времени данный термин часто видоизменялся пока не дошёл до нашего времени в том виде, в котором мы его знаем. Личность сегодня – это исключительно социальное качества человека, являющееся как объектом, так и субъектом его исторического развития.
И в классической, и в современной психологической литературе можно найти множество научных исследований, экспериментов и очерков, направленных на лучшее понимание и открытие новых аспектов процесса выстраивания людьми своего личного отношения к другим, а также взаимодействие с ними. За всё время было выделено множество теорий, концепций и методов в изучении данного вопроса. Однако, на сегодняшний день данный вопрос всё ещё не был освещён до конца и продолжает активно изучаться и фигурировать в научной и художественной литературе.
Были затронуты вопросы факторов влияющих на формирование личного отношения. В частности, факторы были поделены на 2 категории: внешние и внутренние.
По результатам проведённого реального эксперимента, результаты которого представлены на рисунках и в таблице, можно сделать вывод о том, что полученные информационные установки касаемо конкретных личностей, оказывают влияние на выстраивание людьми своего личного отношения к этим самым личностям, на основе принятых установок. При полученных результатах практически 2/1, можно говорить о том, что этого достаточно для частичного подтверждения гипотезы. Поэтому гипотеза считается частично подтверждённой. Между личным отношением и информационными установками была выявлена сильная связь, а результаты беседы говорят о том, что количество испытуемых, на которых установки повлияли больше практически в 2 раза. Таким образом, мы можем говорить о том, что гипотеза частично подтвердилась. Большинство людей склонны принимать на веру и никак не поддавать сомнению те информационные установки, которые им предоставляют люди, якобы уверенные в правдивости данной информации.
Библиографическая ссылка
Маев В.К., Данченко С.А. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ У МУЖЧИН МОЛОДОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21232 (дата обращения: 16.01.2025).