Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Акимова Е.А. 1
1 СВФУ им. М.К. Аммосова
В данной статье рассматривается ключевая и актуальная тема в дошкольной педагогике сюжетно-ролевая игра. Авторами подчеркивается важность формирования умения играть в сюжетно-ролевую игру. Так как именно сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, где формируются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного стандарта дошкольного образования является то, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать других и разрешить конфликты».
сюжетно-ролевая игра
дружеские отношения
технологическая карта
дети дошкольного возраста
1. Аржанова А. И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. наук (по психологии)/ А.И. Аржанова; Моск. гор. пед. ин-т им. В. П. Потемкина. — Саратов, 1951. – С. 14.
2. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. Т.4.– М. : Педагогика, 2016. – С. 129–130.

Одним из целевых ориентиров Федерального государственного стандарта дошкольного образования является то, что ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен учитывать других и разрешить конфликты». Исходя из этого, у педагогов дошкольного образования появилась необходимость формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста [2, с 14].

Вопросы воспитания дружеских взаимоотношений, значимость воспитания дружбы у детей дошкольного возраста освещались в трудах многих видных педагогов и психологов: Р.С. Буре, Л.С. Выготского, А.Д. Кошелевой, А.С. Макаренко, Д.В Сергеевой, и других авторов, отмечавших, что воспитывать дружеские отношения у детей необходимо с дошкольного возраста [2, с 14]. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. А воспитатели имеют возможность в играх целеустремленно развивать у ребенка дружеские качества. При дружеских отношениях, на ребенке сказывается положительное влияние, вырабатывающее стремление стать лучше. Как писал В. А. Сухомлинский: «Стремление к тому, чтобы источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребенка было общение с товарищами, взаимный обмен духовными ценностями. Каждый должен вносить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других людей» [2, с. 124]

Вся жизнь ребенка дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания обучения и развития в детском саду. Игра - деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, действий, отношений, позволяющая полно реализовать «здесь и сейчас» достичь состояния полного эмоционального комфорта[5, с 129-130].

Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно - ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный творческий характер. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержание, оставляет след на долгие годы.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского района Республики Саха (Якутия). В педагогической диагностике приняли участие 20 воспитанников 5-6 лет.

С целью исследования уровней развития дружеских отношений нами были использованы следующие методики: методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой); методика «Настроение» (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова); методика «Умеешь ли ты дружить» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина).

Анализ результатов исследования показало, что у 65% дошкольников (13 воспитанников) выявлен средний уровень развития дружеских отношений, у 35% старших дошкольников (7 воспитанников) наблюдается низкий уровень развития дружеских отношений. Высокий уровень развития дружеских отношений выявлен у 10% воспитанников (2 детей). Дети с высоким уровнем показывают высокие результаты по когнитивным, эмоционально-оценочным, поведенческо-деятельностным показателям.

Таким образом, дружеские отношения у большинства дошкольников находятся на среднем уровне. Мы пришли к выводу о том, что необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование игры – это постепенная передача детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Задача воспитателя научиться строить игровые сюжеты, соответствующие возрасту ребенка. Работая в группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. Возникающие группировки становятся более длительными и устойчивыми. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами общественных и, наконец, к играм с сюжетами событий (в войну, в космос и т.п.). Такая последовательность, естественно, связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Роли

Врач, пациент, фармацевт, медсестра, регистратор, диспетчер

Накопление опыта и знаний детей по теме игры (познавательный этап)

Задачи

Мероприятия и формы работы

Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

Просмотр сказки К.Чуковского «Доктор Айболит».

Чтение художественных произведений: И.Драч «Врач», Г. Харенко, К.Ткаченко «Мамины и папины профессии», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», К.Чуковский «Айболит»

Воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим пациентам

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет).

Беседа с детьми о работе врача, медсестры.

Рассматривание иллюстраций о враче, медицинской сестре.

Изготовление детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, медицинские карточки, талоны)

Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников поликлиники

Беседы из личного опыта детей

В конечном итоге нами была разработана «Технологическая карта развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников», которая дала воспитателям четкие и понятные шаги развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников. Технологическая карта стала первой ступенью изменений игровой ситуации в детском саду. Нами были подобраны сюжетно-ролевые игры в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

При реализации разработанной нами технологической карты сюжетно-ролевых игр у детей, уже к середине старшего дошкольного возраста будут прослеживаться полное разделение ролей, а игровые действия будут опосредоваться игровой ролью. Развитые социально-коммуникативные навыки ведут к успешной адаптации в школе, к первым шагам к раскрытию потенциала. А также будет наблюдаться сплоченность, активность, уменьшение стеснительности, доверчивость друг к другу к группе ровесников.


Библиографическая ссылка

Акимова Е.А. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21224 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674