Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самсонова А.А. 1 Иванова М.К. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
Самооценка у детей формируется на протяжении всего периода взросления. Одним из важных факторов формирования самооценки у детей является детско-родительское отношение. Именно семья закладывает начальный фундамент в человеческие качества ребенка, которая способствует развитию личности. И чтобы данный фундамент был прочным и решающим, семья должна быть благополучной, то есть оно зависит от того, является ли данная семья полной и неполной.
семья
самооценка
личность
неполная семья
изобразительная деятельность
1. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией // Л.В. Бороздина. - Вестник Московского университета. - Серия 14, Психология, 2011, - N 1.- С. 54-65.
2. Гусева, К.Н. О роли взрослого человека в процессе формирования социального поведения детей дошкольного возраста / К.Н. Гусева, В.А. Зебзеева // Наука и молодежь – 2019: взгляд в будущее : междунар. науч.-практ. форум. – Оренбург, 2019. – С. 107-112.
3. Жукова, Е.С. Предпосылки становления творческих способностей в дошкольном возрасте // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования : материалы I всерос. науч.-практ. конф. / Ин-т изучения детства, семьи и воспитания. Рос. акад. образования. – 2018. – С. 185-192.
4. Ковальчук, М.И. Влияние стиля семейного воспитания на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. – 2019. – N 6 (40). – С. 92-94.
5. Козуб, М.В. Психолого-педагогические условия развития детско-родительских отношений: учебное пособие // М. В. Козуб. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. - C. 36.
6. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. с. 142.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность // А.Маслоу, - СПБ.: Питер, 2011.— C. 353.
8. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования : учебное пособие // О.Н. Молчанова. – 3-е изд., стер. – М.5 ФЛИНТА, 2021. – C. 153-173.
9. Рубинштейн, С.Л., Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 1999.
10. Смолева, Т.О. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе / Т.О. Смолева, А.М. Кузьмичева // Молодежь в науке: Новые аргументы : сб. науч. работ VI Междунар. молодежного конкурса / отв. ред. А.В. Горбенко. – Липецк, 2017. – С. 77-79.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 / российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М. : Национальное образование, 2016.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что период старшего дошкольного возраста считается источником развития самооценки ребенка.

Одним из важных факторов формирования самооценки у детей является детско-родительское отношение. Именно семья закладывает начальный фундамент в человеческие качества ребенка, которая способствует развитию личности. Под неполной семьей понимается группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает по различным причинам: рождение ребенка вне брака, смерть родителя, развод или раздельное проживание родителей.

По мнению некоторых исследователей дети из неполной семьи больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкую самооценку, более большой индекс тревожности, более подвержены комплексам. Мы решили проверить данное утверждение.

Целью нашей работы является определение условия формирования самооценки у старших дошкольников из неполной семьи в изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования самооценки в подготовительной группе как социально-психологические особенности развития детей из неполных семей, роль изобразительной деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста.

2. Определить самооценку у старших дошкольников из неполной семьи используя проективные рисуночные тесты.

3. Выявить педагогические условия организации изобразительной деятельности для формирования самооценки у старших дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа была проведена нами на базе: МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» село Намцы МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)».

В эксперименте приняли участие 12 детей подготовительной группы «Чуораанчык», из них 4 детей из неполной семьи (они будут представлять экспериментальную группу). Перед проведением диагностики мы изучили социальный паспорт детей, на слайде приведены сведения о семьях детей экспериментальной группы.

Для диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста мы выбрали следующие методики:

Методика «Какой я?» (автор: Роберт Семенович Немов)

Проводилась с целью определения самооценки ребёнка.

Данные диаграммы показывают, в обеих группах нет детей с низкой самооценкой, что являются хорошим результатом. Но нужно отметить то, что средний уровень самооценки замечен у ребенка из неполной семьи (ребенок 005). Также у ребенка из полной семьи (007). Два ребенка из неполной семьи показали очень высокую самооценку – 004 и 010.

Следующая методика «Лесенка» (автор Вера Григорьевна Щур).

Диаграмма показывает, что данная методика также не выявила детей с низкой самооценкой.

Методика называется «Нарисуй себя» Авторы: Анна Михайловна Прихожан, З. Василяускайте.

Изучив рисунки детей, можно сказать, что девочки с неполных семей – (ребенок 004 и ребенок 010) нарисовали также своих мам в рисунке, хотя задание дается нарисовать сначала плохого мальчика или девочку, затем хорошего мальчика/девочку, и затем себя. Так же мы заметили, что мальчики из неполных семей – (ребенок 003 и ребенок 005) рисуют людей не полностью, а используя лишь линии и квадраты.

И последняя методика рисуночная, называется «Моя семья» (авторы Гинтарас Теодорович Хоментаускас и Александр Леонидович Венгер). Вывод этой методики: у этих четверых детей такие разные рисунки по составу семьи и по красочности. Но общее в том, что они хотят видит этот рисунок в настоящем мире. К примеру, рассмотрим рисунки по одному.

Состав семьи на рисунке: ребенок 003, сестра, папа и брат. Состав семьи на самом деле: ребенок 003, сестра, мама и брат. Нужно отметить, что родители данного ребенка разведены, и он живет с мамой.

Далее ребенок 004. Состав семьи на рисунке: мама, 3 сестер и ребенок 004. Состав семьи на самом деле: мама, сестра, ребенок 004. У данного ребенка есть только одна родная сестра, а двое сестер – сводные.

Ребенок 005. Состав семьи: ребенок 005, мама, сестра. На самом деле состав семьи состоит из 5 человек, но ребенок нарисовал себя, маму и только одну сестру. Это говорит о том, что данный ребенок больше привязан к ним.

А данный ребенок в своем рисунке нарисовал: мама, сестра, папа, дедушка и ребенок 010. На самом деле: мама, сестра и ребенок 010.

Итак, диагностика самооценки показала, что существенной разницы между рисунками детей из неполной и полной семей нет, но важно отметить, что, когда дети рисовали свои семьи, дети экспериментальной группы добавляли в свои рисунки отсутствующего члена семьи, что говорит о том, что этим он пытается заполнить пустоту в чувствах, недополученных в семье. В данных случаях дети заполнили этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, рисуя состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим вариант.

Для формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем программу.

Цель программы: формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели мы ставим следующие задачи:

- создавать ситуацию чтобы сформировать мотивационную способность ребенка;

- развивать способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями;

- помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Методологической основой программы является психолого-педагогическая теория деятельности Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева;

Программа строится с учетом принципов:

• развития (рассматривание психических явлений в постоянном изменении, движении, развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант;

• детерминизма (изучение закономерных зависимостей психических явлений от порождающих их факторов);

• природосообразности и гуманизации.

Методыработы:

1. методы убеждения (объяснение, разъяснение, беседа, пример);

2. методы организации деятельности и формирования поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации, метод игры);

3. методыформирования чувств и отношений (поощрение) используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.

Условия формирования адекватной самооценки:

1. организованная художественная деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

2. педагогическое взаимодействие, осуществляемое в форме содействия, способствующего организации индивидуального опыта ребенка;

3. благоприятный микроклимат и гуманные межличностные отношения между дошкольниками;

4. позитивные детско- родительские отношения;

Продолжительность занятия 20-30 минут. Занятия проводим в нашей подготовительной группе.

В ходе занятий мы будем создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя стимулирующие приемы как похвала и одобрение.

Занятия по программе будут проводится по темам:

- Моя мечта.

- Моя любимая игрушка.

- Я и мой лучший друг (подруга).

- Мой любимый детский сад.

- Что я люблю.

- Мое любимое увлечение.

- Как я вижу поле, луга.

- Наша земля.

- Мое домашнее животное.

Приведем пример:

1. Алгоритм дня «Моя мечта»:

- «Утро радостных встреч» (взаимные приветствия, проявления доброжелательного отношения ко всему «групповому сообществу»: называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые дела);

- «Посиделки» (рассказы детей и педагогов об интересных историях, событиях из личной жизни);

- «Моя мечта» (Дети рисуют свою мечту, где они сильные, смелые и т.д.).

Методические рекомендации. Важно, чтобы в процессе рисования каждому участнику удалось услышать о себе что-то хорошее и нарисовать красивый рисунок.

2. Алгоритм дня «Я – разный»

Цель: помочь ребенку поверить в себя, свои возможности.

Правила игры. Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в трех рисунках:какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы хотел стать.

Методические рекомендации. Для проведения игры потребуются лист бумаги, разделенный на 3 части, цветные карандаши. После рисования необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо сделать, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

Ожидаемые результаты: Программа направлена на воспитание у детей уважения к себе и к окружающим, терпимого отношения к мнению сверстникам. Основная идея опирается на тот факт, что, когда человек уверен в себе и находится в "согласии с самим собой" - принимает себя - он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими. После проведения занятий по данной программе предполагается, что самооценка у детей будет адекватной.

Таким образом, формирование адекватной самооценки - умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.


Библиографическая ссылка

Самсонова А.А., Иванова М.К. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21221 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674