Адаптация или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточности адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». В случаях недостаточности или ухудшающихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация – обратный процесс адаптации, при которой придется отказаться от посещения детского сада.
Огромный вклад в исследование данной проблемы сделали такие отечественные педагоги, как Н.М. Аксарина, Р.У. Арифулина, Е.О. Севостьянова, А.Г Маклакова, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Н.Д. Ватунина, А. С. Русаков, Н.В. Тюриной, Г.А. Балл С.А. Козлова, М.Л. Печора, И.С. Ильиной Из региональных авторов по изучению проблем адаптации детей раннего возраста можно назвать М.В. Прокопьеву.
Термин «адаптация» (Аdaptatio - приспособление, прилаживание) – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды.
Понятие «адаптация» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса исамоощущения. Адаптивность носит и биологический и социальный характер.
Н.В. Тюриной в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию, прежде всего, с социально-психологической точки зрения. По её мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией [26, с.153].
Е. Васильева же считает, что особую остроту данной проблеме придает состояние здоровья детей, тесно связанное с особенностями ивозможностями успешной адаптации детей к окружающему их миру.[19, с. 164]
Адаптационные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками. Так, А.Г. Маклаковым данные психологические особенности определены как личностный адаптационный потенциал (ЛАП), позволяющий дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям. При полной адаптации достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. [9, с. 122].
Н.Д. Ватутина отмечает, что «повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, иувеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада». » [8, с. 46].
Также, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова отмечают, что «играя, дети знакомятся с окружающей средой, расположением предметов в ней. [4, с.9]
В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию вдошкольном учреждении влияют три составляющие:
1. Социально – психологический уровень адаптации, в который входит:
- коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми;
- уровень тревожности;
- влияние семьи;
- степень закаленности;
- уже сформированные навыки самообслуживания;
- и непосредственно личностные особенности малыша.
2. Психофизиологический уровень адаптации. Он характеризуется:
- особенности психомоторного развития детей раннего возраста;
- повышенный риск развития адаптационных нарушений ипедагогический уровень.
3. Компетентность и профессионализм педагогов.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Специфика дошкольного возраста такова, что развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. [2, с.25]
Игра - это потребность растущего детского организма. Именно в игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются творческие способности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Анализ психолого-педагогической литературе по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием для проведения педагогической диагностики по выявлению уровней адаптации детей к условиям детского сада.
Наше исследование проходило в МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского улуса. В исследовании приняли участие 16 воспитанников (11 девочек и 5 мальчиков) 2-3 лет группы «Биьикчээн».
С целью исследования адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ были использованы следующие методики:
Методика №1 «Диагностика уровня адаптации ребенка кдошкольному учреждению» (А.С. Роньжина).
Методика №2 «Цветик-восьмицветик» (А.О. Прохоров, С.В.Велиева).
Методика №3 «Лист адаптации» (Ватутина Н.Д.)
Представляем вашему вниманию результаты диагностики по трем методикам.
Диаграмма 1.
Как видно из диаграммы, у 52 % воспитанников преобладает средний уровень адаптации, дети в совместной деятельности не проявляют повышенной тревожности, плаксивости, но, тем не менее, не охотно идут на контакт со взрослыми и сверстниками, установление контакта требует некоторых усилий. Высокий уровень выявлен только у 8% воспитанников ( дети спокойны, не тревожны. проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками, охотно идут на контакт в играх). Низкий уровень адаптации выявлен у 40% детей, которые проявляют повышенную тревожность, плаксивость, не идут на контакт со взрослыми и сверстниками, не заинтересованы в совместной деятельности.
Таким образом, в ходе педагогического исследования было выявлено, что большинство детей раннего возраста имеют средний и низкий уровень адаптации вусловиям ДОО. Вышесказанное дает понять необходимость организации целенаправленной и систематической работы по успешному преодолению адаптации посредством игр.
По итогам теоретического анализа психолого-педагогической литературы, а также результатам проведенной нами педагогической диагностики, мы приняли решение разработать комплекс игр для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО.
Целью разработанного нами комплекса является эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Комплекс игр для детей раннего возраста в период адаптации кусловиям ДОО мы разделили на 2 этапа: игры на установление контакта, игры на взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
1 этап – игры на установление контакта |
|
Название игры |
Цель игры |
«Дай ручку!» |
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта |
«Привет! Пока!» |
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта |
«Хлопушки» |
Развивать у ребенка желание играть вместе, рядом. |
«Хлопаем в ладоши!» |
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта |
«Лови мячик!» |
Развитие эмоционального общения ребенка со сверстником, налаживание контакта |
«Платочек» |
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми и сверстниками, налаживание контакта |
«Выдувание мыльных пузырей». |
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым и сверстниками, налаживание контакта |
«Коза рогатая» |
Формировать у детей навыки активности, развивать смелость |
2 этап – игры на взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми
|
|
Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки» |
формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений |
Игра релаксации «Зайка» |
Цель: помочь детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными. |
Игры с песком и водой Игра «Водичка - водичка». |
Цель: использовать игру с водой для оздоровления малышей, подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить первоначальные представления о воде, как явлении неживой природы (прозрачная, льется, журчит, нужна всем – и животным, и людям, и растениям). |
«Поезд» |
Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомиться с детьми, доставить радостное настроение. |
Игра релаксации «Дождь» |
Цель: снятие психоэмоционального напряжения |
«Пальчики проснулись» |
вызвать у детей интерес к игре, продолжать развивать мелкую моторику |
«Наводим чистоту в комнате у куклы.» |
Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками |
Игра – забава «Минутка заводной игрушки». |
развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта со сверстниками |
Таким образом, нами была проведена практическая работа: отобраны этапы процесса адаптации, выделены уровни адаптации детей раннего возраста, проведены диагностические методики на выявление уровня адаптации, разработан комплекс игр для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО.
Игра как педагогическое средство, может помочь детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в ДОО, быстро устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми; способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия иактивности каждого ребенка; развитию познавательной активности детей илюбознательности. Она так же способствует творческому самовыражению детей через участие в игровой и продуктивной деятельности, позволяет обеспечивать комфортные условия пребывания детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Библиографическая ссылка
Акимова Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОО // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21210 (дата обращения: 07.12.2024).