Теме ста новления и раз вития дис танционного об учения в России уделяли большое внимание многие учен ые и педагог и-прак тики. Существуют раз личные определен ия дан ного по нятия. Е. С. Полат дает след ующую трактовку: «Дистанционное об учение – это новая форм а об учения, кот орая уже существует на ряду с очной форм ой, за очной, экстернатом и пред усматривает взаимодействие учителя и учен иковмежду со бой на рас стоянии по средством ИКТ и интернет-тех нологий» [1, с. 44]. А. В. Хуторской определяет дис танционноеоб учение как «за очное, корреспондентское об учение, экстернат; все эти способ ы по лучения об разования претендуют на звание дис танционных, по скольку означают об учение на рас стоянии» [2, с. 21].
Федеральный за кон «Об об разовании в Российской Федерации» (ст. 16) трактует дис танционные тех нологии как «об разовательные тех нологии, ре ализуемые в основ ном с при менением инфо рмационно-теле коммуникационных сетей при опосредованном (на рас стоянии) взаимодействии об учающихся и педагог ических раб отников»[3]. При это м итог овый контроль при об учении с по мощью ДОТ (дис танционных об разовательных тех нологий) мож но про водить как очно, так и дис танционно. Дистанционное об учение претендует на от дельную форм у об учения (на ряду с очной, за очной, вечерней, экстернатом) и за нимает всё большую роль в модернизации об разования.
Обратимся к по нятию ДО. По слов ам М.А. Барзаева и со авт., «ДО – это целенаправленный, спец иальн оорган изованный про цесс взаимодействия студентов с преподавателем, со сред ствами инфо рмационных и коммуникационных тех нологий (ИКТ) и между со бой» [4, с. 463]. Анализ раз вития феномена ДО, его на учного осмысления, интерпретации и при менения в период пандемии строго ре гламентированы со циальнымза казом об щества, в час тности вы сшей школы, на воз можность про ведения про межуточной аттестации об учающихся с ис пользованием дис танционных об разовательных тех нологий.
Таким об разом, модернизация вы сшей школы с вне дрением ДО ста лкивается с труд ностями, как и анал из про блем, сто ящих пере д студентами и преподавателями, пере веденными на дис танционный форм ат об учения. Истоки и сущности так ого рода про блем связаны с цифровым раз рывом в цифровой культ уре молодого и ста ршего по коления преподавателей, с мотивационным аспектом в со вершенствовании на выков раб оты студентов с раз личными ре сурсами со временного инфо рмационногоо б щества и тех ническими воз можностями вузов. Такое по ложениеде л в вузах вполне об ъяснимо, по скольку со временная сис тема ДО является не отъемлемой час тью со временного инфо рмационного об щества, пере ходящего в ста дию об щества знания и уме ния, где особая роль от водится творческим способ ностям индивида, не зависимо от его со циальной функции в об ществе и про фессиональных комп етенций [5, с. 39].
Поскольку без от сутствия владения знаниями ДОТ не возможно учиться дис танционно, то вы бор вузами об разовательных ре сурсов – вот один из важных аспектов пере хода на дис тант. Например, МАИ осуществляет об учение на плат форме Mo o dle по средством электронной сис темы об учения LearningManagementSystem (LMS), LMS пред полагает: вовлечение студентов в активный учебный про цесс; со здание усл овий для активного взаимодействия студентов и преподавателей; об учение в активнойсред е взаимодействия все х уча стниковоб разовательногопро цесса в офлайне и онлайне[6, c. 79].
Особую по пулярность при обретают мультимедийные инфо рмационные тех нологии. Разработка мультимедийных учебно-мет одических по собий является сложной про фессиональной за дачей, требующей знания пред мета про ектирования и на личия на выков раз работки мультимедийного про граммного об еспечения. Мультимедийные учебные по собия могут бы ть пред ставленына электронном носителе инфо рмации или бы ть до ступны через сеть Интернет.
Таким об разом, дис танционные тех нологии в об учении по зволяет со здать атмосферу, при кот орой в до ступнойформ е эффективнее усваивается учебный материал, по являются до полнительные воз можности для совершенствования системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для предприятий и организаций малых городов России (на примере Горнозаводского региона Пермского края).
Библиографическая ссылка
Мехоношина К.А. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21204 (дата обращения: 09.12.2024).