Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ В ДОУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ РЕДЖИО- ПОДХОД

Романова Д.С. 1 Бойко А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм .Г.И. Невельского»
В данном исследовании был рассмотрен уровень самооценки у младших дошкольников сада, практикующего Реджио-подход, выявлены уровень самооценки у старших дошкольников как из сада, практикующего Реджио-подход, так и детей общеобразовательного сада. Актуальность обусловлена тем, что положительная самооценка старшего дошкольника крайне важна для взаимодействия с другими детьми, овладения новыми умениями, ощущения им уверенности в себе. Важность правильного формирования самооценки ребенка объясняется тем, что, в настоящее время, в мире увеличивается роль социально-значимой активности личности. В исследовании приняли участие 2 группы детей 6–7 лет, 15 детей из детского сада «Кассиопея» практикующем Реджио–подход – экспериментальная группа, и 15 детей из детского сада общеразвивающего вида – контрольная группа, всего 30 детей. В качестве методик психодиагностического исследования были использованы методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Р.С.Немова «Какой Я», методика для определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров. Проведенное исследование позволило определить уровень самооценки детей двух садов: сад, практикующий Реджио-подход и общеобразовательный, выявить диагностические возможности трех используемых методик. Данное исследование поможет лучше разобраться в самооценки старших дошкольников, что на неё влияет, так как дальнейшее развитие ребенка и его адаптация в школьной жизни зависит от развития его самооценки уже в данном возрасте.
дети
самооценка
реджио-подход
детский сад
развитие
реджио-эмилия
педагогика
детская психология
альтернативные сады

Вопрос формирования самооценки это одно из важнейших направлений в отечественных и зарубежных исследованиях. Причиной этого является то, что самооценка – это основная психологическая характеристика, также как самосознание, уверенность и устойчивость личности. Множество исследований показывают, что проблема самооценки хотя и изучается довольно подробно, но, тем не менее, в настоящее время, все еще нет четкого определения данного понятия.

С. Куперсмит определяет самооценку как отношение индивида к себе. Оно складывается на протяжении жизни и приобретает обыденный характер. Такое отношение к себе проявляется у индивида как одобрение себя, своих действий или неодобрение, уровень которого в дальнейшем определяет убежденность в собственной ценности и значимости [19,51].

У. Джеймс, предположил, что самооценка личности базируется на социальном сравнении. То есть на сравнении человеком своих успехов с достижениями окружающих. Самопринятие, с его слов, это не столько оценка, сколько отношение к самому себе, некой жизненной установкой, возникающей в процессе «онтогенеза, а также путем сознательных усилий» [12; 37].

По мнению Р.С. Немова, самооценка — это свойство личности, которое позволяет сохранять психологическую устойчивость, при любых обстоятельствах быть самим собой. Важно определять уровень самооценки, для создания определенных отношений, в которые люди вовлекаются в течении всей жизни [26; 33].

В рамках нашего исследования будем подробно рассматривать старший дошкольный возраст.

В период 6-7 лет, происходит формирование механизмов поведения, что придает еще большее значение для психического развития ребенка. В это время формируется произвольность таких процессов психики как внимание, память и восприятие. Ребенок учится управлять собой, своим поведением. Происходят важные изменения в самосознании ребенка, представлениях о себе, самооценке. [18; 22].

В старшем дошкольном возрасте, по мнению Л.С. Выготского и А.В. Запорожец, ребенок начинает переходить от поведения, которое определяется ситуацией к деятельности, подчиняющейся нормам морали и этики, требованиям социума. К концу периода заканчивается формирование самооценки, которая зависит от уровня развития, как практических навыков, так и моральных качеств ребенка. Морально-этические качества в данном случае проявляются в соблюдении норм и правил, которые установлены в коллективе. Самооценка дошкольника в норме находится на достаточно высоком уровне. Это позволяет ребенку осваивать ранее незнакомые, новые виды деятельности, уменьшая страх и сомнения, что дает возможность участвовать ребенку в занятиях учебой [8; 18].

Реджио-подход является системной методикой, затрагивающей все грани полноценного развития ребенка. Эта методика дает ребенку такую свободу выбора, которую далеко не всегда можно найти в ином педагогическом подходе. Реджио-педагогика, позволяя ребенку проявить свои интересы, участвует в формировании творческого подхода в любой деятельности, развивает критическое мышление, саморегуляцию, помогает развить умение работать совместно, в команде, учит уважать чужое мнение и многое, многое другое.

Цель исследования: изучить уровень самооценки у детей в ДОУ, реализуемом Реджио-подход.

Материалы и методы исследования

В исследовании участвовали 2 группы детей 6–7 лет, 15 детей из детского сада «Кассиопея» практикующем Реджио–подход – экспериментальная группа, и 15 детей из детского сада общеразвивающего вида – контрольная группа, всего 30 детей.

В работе использовались следующие методики:

1.Методика «Лесенка» В.Г. Щур

2. Методика Р.С.Немова «Какой Я».

3. Методика для определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров.

Результаты исследования и их обсуждение

Для отражения общих результатов по всем методикам были составлены таблица 1 – для экспериментальной группы и таблица 2 – для контрольной.

По данным сводной таблицы 1, в саду, практикующем реджио-подход, у 11 детей высокий уровень самооценки, адекватный или средний – у 3 детей, а низкий уровень самооценки у 1 ребенка.

Таблица 1 – Сводная таблица результатов экспериментальной группы

Экспериментальная группа

«Лесенка»

«Какой я?»

Определение эмоц. самооценки

1

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

2

Завышенный уровень

Высокий уровень

Заниженный уровень

3

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

4

Заниженный уровень

Низкий уровень

Адекватный уровень

5

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

6

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

7

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

8

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

9

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

10

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

11

Адекватный уровень

Средний уровень

Адекватный уровень

12

Адекватный уровень

Средний уровень

Высокий уровень

13

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

14

Адекватный уровень

Средний уровень

Высокий уровень

15

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

По данным сводной таблицы 2, в детском саду общеразвивающего вида у 7 детей – высокий уровень самооценки, у 4 – средний уровень, и у 4 – низкий уровень самооценки.

Таблица 1 – Сводная таблица результатов контрольной группы

Контрольная группа

«Лесенка»

«Какой я?»

Определение эмоц. самооценки

1

Адекватный уровень

Высокий уровень

Адекватный уровень

2

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

3

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

4

Заниженный уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

5

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

6

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

7

Адекватный уровень

Низкий уровень

Адекватный уровень

8

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

9

Заниженный уровень

Низкий уровень

Заниженный уровень

10

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

11

Заниженный уровень

Низкий уровень

Адекватный уровень

12

Заниженный уровень

Средний уровень

Заниженный уровень

13

Завышенный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

14

Адекватный уровень

Низкий уровень

Адекватный уровень

15

Адекватный уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Для выявления уровня значимости различий уровня самооценки между двумя группами исследуемых детей был произведен расчет статистического критерия, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками.

Таблица 3 – Результаты расчёта уровня значимости уровня самооценки контрольной и экспериментальной группы по трём методикам по критерию Манна-Уитни (на основе статистики критерияb)

 

«Лесенка»

«Какой Я»

Определение

эмоциональной самооценки

Статистика U Манна-Уитни

78

77,5

80

Статистика W Уилкоксона

198

197,5

200

Z

-1,619

-1,489

-1,413

Асимпт. знач. (двухсторонняя)

0,105

0,137

0,158

Точная знач. [2*(1-сторонняя Знач.)]

,161a

,148a

,187a

a. Не скорректировано на наличие связей

b. Группирующая переменная: Группа

Уровень значимости статистически отсутствует, то есть значимых различий уровня самооценки старших дошкольников между двумя группами детей нет.

Выводы

Самооценка является центральным, основополагающим образованием личности, определяющий в значительной мере уровень социальной адаптации человека, является одним из базовых регуляторов поведения личности и различной деятельности.

Период 6-7 лет, а именно, старший дошкольный возраст, является начальным периодом формирования понимания ребенком самого себя, своих мотивов и основных потребностей в социуме, в сложном мире человеческих взаимоотношений. Именно по этой причине, этот период так важен для верного формирования устойчивой, дифференцированной объективной самооценки. В будущем, именно она даст возможность ребенку адекватно оценить себя, свои силы, реально осознавать уровень своих навыков и умений, правильно соотносить их к задачам, целям и требованиям общества и коллектива, реализовывать собственные желания и потребности.

В современном мире, подход Реджио-Эмилия по праву является одним из признанных инновационных направлений в педагогике раннего развития ребенка. Ведь желание ребенка изучать, познавать и исследовать, а также возможность в дальнейшем проявлять себя множеством способов формируется в детстве. Одна из главных задач педагогов, родителей не упустить эту возможность и создать условия для адекватного развития личности ребенка.  Реджио подход основывается на исследовательской деятельности, врожденном любопытстве ребенка и реализации проектов, основанных на личных желаниях и потребностях личности.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что у большинства детей как в саду, практикующем Реджио-подход, так и в саду общеразвивающего вида, высокий уровень самооценки, у троих детей из экспериментальной группы средний или адекватный уровень самооценки, в саду общеразвивающего вида – у четверых детей.

И низкие показатели уровня самооценки у одного ребенка экспериментальной и четверых детей контрольной групп.

Уровень значимости статистически отсутствует, то есть значимых различий уровня самооценки старших дошкольников между двумя группами детей нет. У детей в ДОУ, реализуемом Реджио-подход уровень самооценки, соответствует уровню сверстников из детского сада общеразвивающего вида.


Библиографическая ссылка

Романова Д.С., Бойко А.В. УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ В ДОУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ РЕДЖИО- ПОДХОД // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21200 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674