Актуальность данной работы заключается в выявлении особенностей взаимосвязи важных личностных черт. Так невозможность личности взять ответственность на себя, а также восприятие большинства ситуаций как угрожающие, может привести к различным конфликтам, а также личностным изменениям. Всё вышеперечисленное может актуализироваться в условиях тяжелой и сложной работы, что в свою очередь будет приводить к рабочим конфликтам, не возможности нормально взаимодействовать с другими членами коллектива, что может привести весь рабочий процесс в хаос. Для такой важной и значимой профессии в сфере мореходства, как судомеханик важно, чтобы каждый специалист был ответственным, мог быстро адаптироваться к рабочей задаче.
Психические свойства - индивидуальные особенности психики человека, проявляющиеся в отношении его к действительности и соответствующих формах поведения, носящих устойчивый характер. К психическим свойствам личности относят темперамент, характер, способности, а также склонности, убеждения, привычки и другие свойства, которые присущи человеку в течение всей жизни или длительного ее периода [2, с.158].
Исходя из определения мы узнаём, что входит в свойства личности. Все вышеперечисленные свойства будут формироваться с течением жизни человека, но их формирование будет происходить на основе наследственности человека, другими словами определённых качеств нервной системы, динамики нервных процессов, анатомо-физических особенностей.
В нашей работе мы рассмотрим такие свойства личности как локус контроля и тревожность, раскроем данные понятия, а также как они проявляются в поведении человека.
Цель: изучить особенности взаимосвязи локуса контроля и уровнем личностной тревожности.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование.
Методики исследования: Уровень субъективного контроля ( УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)
В исследовании приняли участие 14 судовых специалистов, работающих по специальности судомеханик.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля, личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности.
Теория социального научения Дж. Роттера основана на том, что когнитивные факторы способствуют формированию реакции человека на воздействие окружающей среды [4,5,7].
Важнейшим вкладом Джулиана Роттера в современную психологию были модели, по которым можно предсказать человеческое поведение. Основная закономерность или по-другому формула, которую он разработал, даёт возможность предположить целенаправленность поведения в определённой ситуации, при этом нужно пользоваться понятиями : «потенциал поведения», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления».
Ещё одним из ключевым понятием в теории Дж. Роттера выступает личностная переменная или названная по-другому «локус контроля» – обобщённые ожидания личности с учётом той меры подкрепления которая зависит от собственного поведения (интернальный локус), а в какой контролируется внешними силами (экстернальный локус). Согласно точки зрения Дж. Роттера, подкрепления не отпечатываются автоматически в образцы поведения, но поведение формируется благодаря способности людей видеть причинную связь между своими действиями и появлением подкреплений [7]. Стараясь достичь своих целей у людей имеются обобщённые ожидания того, что именно такие старания будут иметь положительный результат. Иными словами людям которым свойственен интернальный локус контроля в большинстве ситуаций ведут себя иначе, чем люди которым присущ экстернальный локус контроля.
Согласно мнению Дж. Роттера локус контроля относится к устойчивым свойствам личности, а различия в локализации контроля возникают в процессе обучения, а также в семье. Другими словами возникновение и формирование локуса контроля происходит непосредственно в процессе социализации, а также стечением времени становится уже устойчивым свойством, которое в своё очередь определяет некоторые аспекты поведения личности.
Как мы писали выше существует внутренний или интернальный локус контроля, а также внешний или экстернальный локус контроля. Данное разделение на типы связанны с тем где происходит локализация контроля над значимыми жизненными событиями. Важно отметить что, как раз таки тип локализации будет отвечать за особенности поведенческого реагирования в широком контексте социального взаимодействия, что в свою очередь будет связано с уровнем активности и чувством ответственности личности, всё это будет влиять на ощущение «контролируемости» насыщенности жизненных событий. Становясь устойчивой характеристикой личности локус контроля, также будет являться универсальной характеристикой при этом неизменной относительно любых типов событий и ситуаций, с которыми будет сталкиваться личность.
На данный момент локус контроля является одним из наиболее распространённым и исследуемых конструктов, как в рамках отечественной психологии так и в зарубежной.
Для начала стоит развести два существующих в психологии понятия «тревога» и «тревожность». Обратившись к словарю практического психолога, становиться ясно, что :
«Тревога - эмоциональное состояние, возникающие в ситуациях неопределённой опасность и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий» [1 с.553].
«Тревожность - черта личностная, проявляемая в лёгком и частом появлении состояний тревоги. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги; один из основных параметров различий индивидуальных» [ 1 с.554].
Проанализировав эти определения сразу становиться понятно, что тревога будет являться эмоциональным состоянием, то есть оно будет вызвано переживанием человека относительно внешней среды и к самому себе. Тревожность же будет являться свойством личности, его индивидуальной особенностью.
Обращаясь к современным исследованиям тревожности, то мы увидим что они направлены на отличие ситуативной тревожности и личностной тревожности.
Основываясь на выше сказанном, мы обращаемся к американскому психологу Ч. Спилбергу, который рассматривает ситуативную тревожность как «Т-состояние», а личностную как «Т-свойство».
Личностная тревожность характеризуется широким крупом объективно безопасных обстоятельств в которых нет реальной угрозы, но человеком они воспринимаются абсолютно обратным образом и соответственно способствуют возникновению чувства тревоги. В таком случает тревожность будет являться постоянной величиной, так как определяется нервной системой, характером, темпераментом, воспитанием а также устойчивыми методами реагирования на внешние раздражители которые приобретаются в ходе жизни. Ситуативная тревожность как и упоминалось раньше будет зависеть от внешних обстоятельств, таких как текущие проблемы и переживания связанные с ними. Помимо этого показатели по личностной и ситуативной тревожности будут взаимосвязаны, особенно чётко такие взаимоотношения можно проследить в ситуациях, в которых под угрозой будет находится личная самооценка. Важно выделить, что исследователями было выявлено следующее у обладателей высокой личностной тревожностью не будет проявляться выраженная ситуативная тревожность в обстоятельствах которые способны вызвать боль или какую-либо другую физическую угрозу. Исследователи выявили следующую взаимосвязь : чем ярче подчеркивается связь задачи с проверкой способностей индивида, тем хуже с этой задачей справляются люди с высокой степенью тревожности и тем лучше ее выполняют люди менее склонные к тревожности. На этом основании можно сделать следующий вывод страх неудачи будет способствовать увеличению тревожности, которая в свою очередь будет выполнять функцию адаптации, то есть повышать ответственность личности перед теми требованиями и установками, которые общество предъявляет к нему. Негативные эмоции, которые возникают у людей в состоянии тревоги в таком случае можно назвать «ценой» которую человек будет платить за возможность остро ощущать, как лучше приспособиться к тем социальным нормам и требованиями, которые предъявляет общество [6 с. 149-150].
Ранее мы рассматривали ещё одну личностную характеристику «локус контроля», согласно данным К. Муздыбаева существует положительная корреляция между экстернальностью и повышенной тревожностью. Сначала может показаться странным, что экстрерналы более склонны к тревожности, так как они видят причину своих неудач во внешней среде, а не в себе. Если рассматривать П.В. Симонова и его информационную теорию эмоций, то эмоции и их уровень будет определяться следующей структурной формулой:
Где:
Э-эмоции; П-актуальная потребность личности; ин, Ии- информация необходимая и информация, которая имеется у субъекта, на основании которой он может судить об возможности удовлетворения потребности.
В сущности, выражение в скобках является мерой неопределённости ситуации, чем выше будет неопределённость, тем выше будет эмоциональное напряжение. Экстернал же будет субъективно всегда находится в ситуациях большей неопределённости, это связанно с тем что он не сам контролирует жизненные события. Сама жизнь и её события будут определяться обстоятельством, случаем, волей других людей. Всё вышесказанное будет представлять собой благоприятную основу для развития неопределённости, а это в свою очередь будет вызывать эмоциональное напряжение и тревожность.
Нужно отметить, что всё вышесказанное не будет являться абсолютным, и всегда есть варианты для индивидуальных случаев.
Профессия судового механика несёт ряд определённым требований не только по выполнению своих должностных обязанностей, но и к человеку, который решил освоить и также работать по данной специальности.
Судомеханик — это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.
Исходя из выше представленного определения мы узнаём, что у судомеханика есть свои обязанности, которые связаны с работой судовых механизмов и систем, а также ответственность связанная с использованием а также ремонтом судна. Помимо этого судомеханик является специалистом мореходства, но не все представители данной профессии остаются в море, некоторые также работают по специальности, но уже на заводах по судоремонту.
Если обраться к классификации профессий Е.А. Климова, то судомеханик относиться к профессии типа человек-техника, так как профессией его труда будет являться технические объекты. Судомеханик занимается ремонтом, обслуживанием судовых механизмов и систем, о чем мы говорили ранее. Помимо этого для успешно выполненного ремонта специалист должен иметь обширные знания по техническим характеристикам, уметь читать схемы, чертежи механизмов и систем, обращаться с инструментами, должен знать материаловеденье, сопротивление материалов, термодинамику.
Если говорить о условиях труда, то это работа в необычных условиях, а также в условиях повышенной моральной ответственности. После судового ремонта, судно уходит обратно на свой рейс, и конечно же организация чья бригада судомехаников выполнила его, даёт гарантию за выполнений ремонт. Если был проведёт некачественный ремонт, то не исключены поломки, что может случиться в любой момент рейса и поставить под угрозу не только сроки по выполнению рейса, заключённый контракт, но и здоровье членов экипажа.
На основании вышеизложенного можно выделить профессионально важные качества, которыми должен обладать специалист в данной области:
Абсолютные: ответственность, высокая концентрация внимания, хорошо развитая мелкая моторика, техническое мышление, физическая сила, готовность работать в экстремальных условиях труда.
Относительные: готовность к сотрудничеству, логико-стратегическое мышление, лидерские качества.
Анти - профессионально важные качества: тревожность, клаустрофобия, низкая концентрация внимания, неумение правильно распределить рабочее время.
На основании проведённого тестирования мы получили следующие результаты, по методике «Уровень субъективного контроля ( УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд» результаты представлены в Таблице 1, а по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)» результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 1 – результаты по методике уровень субъективного контроля (УСК)
Шкалы |
Количество респондентов с интернальным локусом контроля |
Количество респондентов с экстернальным локусом контроля |
шкала общей интернальности. |
4 |
10 |
шкала интернальности в области достижений. |
6 |
8 |
шкала интернальности в области неудач. |
2 |
12 |
шкала интернальности в семейных отношениях. |
7 |
7 |
шкала интернальности в производственных отношениях. |
1 |
13 |
шкала интернальности в области межличностных отношений. |
6 |
8 |
шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. |
4 |
10 |
Из полученных данных мы узнаём, что по шкале «общей интернальности» у 10 респондентов экстернальный локус контроля, как правило такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями в жизни, есть склонность к приписыванию к большинству событий и поступков внешнему влиянию (результат случая, действия других людей).
У четырёх респондентов интернальный локус контроля, они как правило считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий. Им свойственно чувствовать свою ответственность за события в своей жизни, а также за то как складывается их жизнь.
По шкале «интернальности в области достижений» у шести респондентов интернальный локус контроля. У восьми же респондентов экстернальный локус контроля.
По шкале «интернальность в области неудач» у двух респондентов интернальный локус контроля. У 12 респондентов низкие показатели, то ест экстернальный локус .
Шкала «интернальности в семейных отношениях» у семи респондентов интернальный локус, у оставшихся семи респондентов экстернальный локус.
По шкале «интернальности в области производственных отношений» Только у одного респондента интернальный локус, у 13 же респондентов экстернальный.
Результаты по шкале «интернальности в области межличностных отношений». У шести респондентов интернальный локус. У восьми респондентов экстернальный.
По шкале «интернальности в отношении здоровья и болезней» У четырёх респондентов интернальный локус. У оставшихся десяти экстернальный локус.
Таким образом у большинства респондентов, наблюдается экстернальный локус контроля, то есть большинство респондентов будут склонны у тому, чтобы объяснить свои неудачи внешними обстоятельствами, нежели нести ответственность за происходящее самим.
Результаты по методике шкала тревоги Спилбергера-Ханина( STAI) представлены в следующий Таблице 2.
Таблица 2 - Результаты методики шкала тревоги Спилбергера-Ханина( STAI)
Интерпретация результатов |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
Количество респондентов набравших низкие показатели |
5 |
1 |
Количество респондентов набравших средние показатели |
9 |
8 |
Количество респондентов набравших высокие показатели |
0 |
5 |
Пять респондентов набравших высокие показатели по личностной тревожности будут склонны ожидать неблагоприятного исхода от большинства ситуаций. Для респондента, чьи результаты набрали низкие показатели характерно не воспринимать большинство ситуаций как угрожающие.
Восемь респондентов с среднем уровнем личностной тревожности склонны сохранять эмоциональное равновесие и работоспособность, но только в тех ситуациях к которым они смогли адаптироваться.
Также нет респондентов с высоким показателем реактивной тревожности, это говорит о том, что на момент тестирования они не испытывали беспокойство, напряжение, нервозность. Само тестирование проходило в перерыве от рабочего процесса, то есть можно утверждать, что сложность данной профессии для респондентов не является фактором вызывающим тревожность.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Для нашей выборке характерен экстернальный локус контроля. Хотя нельзя говорить о установлении закономерностей, так как рассмотренная нами выборка может иметь погрешности. Ниже представлена Таблица 3 с ранжированием полученных результатов по методикам.
Таблица 3 - Расчётная таблица с ранжированием для коэффициента корреляции Ч. Спирмена
№ |
УСК |
Личностная тревожность |
Ранг1 (R1) |
Ранг2 (R2) |
d=R1-R2 |
d2 |
1 |
6 |
38 |
3,5 |
9 |
-5,5 |
30,25 |
2 |
7 |
31 |
1,5 |
12 |
-10,5 |
110,25 |
3 |
5 |
49 |
5 |
4 |
1 |
1 |
4 |
2 |
42 |
10 |
7 |
3 |
9 |
5 |
1 |
47 |
13 |
5 |
8 |
64 |
6 |
1 |
56 |
13 |
1 |
12 |
144 |
7 |
2 |
29 |
10 |
14 |
-4 |
16 |
8 |
2 |
41 |
10 |
8 |
2 |
4 |
9 |
6 |
31 |
3,5 |
12 |
-8,5 |
72,25 |
10 |
7 |
35 |
1,5 |
10 |
-8,5 |
72,25 |
11 |
1 |
54 |
13 |
2 |
11 |
121 |
12 |
3 |
51 |
7,5 |
3 |
4,5 |
20,25 |
13 |
4 |
31 |
6 |
12 |
-6 |
36 |
14 |
3 |
45 |
7,5 |
6 |
1,5 |
2,25 |
∑=702,5 |
Наш коэффициент корреляции имеет знак минус, следовательно корреляция будет обратной (отрицательной), то есть чем выше показатели по шкале общей интернальности, тем ниже показатели по уровню личностной тревожности.
Обратившись к таблице критических значений коэффициента корреляции Спирмена, мы увидим, что для нашей выборки критическим значением на уровне 0,05 будет равен 0,532, на рисунке представлена ось значимости с критическими значениями для выборки из 14 респондентов. Таким образом, можно говорить о том , что существует статистическая взаимосвязь на уровне 0,05 между локусом контроля и уровнем личностной тревожности
Рисунок 1 - Ось значимости
Нашу первоначальную гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности, можно считать доказанной
В данной работе мы рассмотрели такое понятие как локус контроля и личностная тревожность, а также рассмотрели особенности работы судомеханика на судоремонтом заводе и выявили ряд требований к специалисту в данной области. Также рассмотрели информационную теорию эмоций и разобрали предпосылки для взаимосвязи для таких личностных свойств как локус контроля и тревожность.
На основании полученных данных мы выявили, что :
1. Для специалистов в данной области характерен экстернальный локус контроля.
2. Характерен средний и высокий уровень личностной тревожности.
3. Существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности
Библиографическая ссылка
Широкая А.Н., Бойко А.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СУДОМЕХАНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21196 (дата обращения: 26.12.2024).