Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 6 КЛАССА ЛИЦЕЯ МГУ

Болтвина В.Д. 1 Орлова А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
Несомненно, интерес к исследованиям малых групп возник в обществе уже очень давно, наряду с возникновением проблематики взаимоотношений общества и человека, личности. Ведь без понимания того, как люди могут взаимодействовать друг с другом и проявлять себя группе, невозможно построить благополучное общество.Потому даже сейчас, в 21 веке, очень важно изучать малые группы как социально-психологический феномен, а также изучать их характеристики. Ведь с самого рождения каждый человек уже является частью определенных малых групп, даже более того – только из некоторых из них он способен изучать первые знания об окружающем мире. Понятие "индивидуальность" изучается в неразрывной связи с такими категориями как "индивид" и "личность", тогда как словосочетание "индивидуальность малой группы" воспринимается как эклектичное. Тем не менее, практика работы с малыми группами позволяет предположить, что существует иной уровень проявления индивидуальности, когда её субъектом становится не личность, а группа. Актуальность исследования интегральных характеристик 6 класса лицея МГУ состоит в том, что данная группа будет сохраняться еще на протяжении длительного времени, и важно, чтобы её формирование не привело к асоциальному пути группового развития. Своевременное формирование и корректировка ценностных ориентаций группы может позволить сохранить в коллективе дружественный настрой.
малая группа
интегральные характеристики
школьники
динамика
тестирование
1. Андреева Г. М., Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290 с.
2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 475 с.
3. Гордон В. Олпорт, перевод с английского Авидон И. Ю., редактор Шпионской Л. М., Личность в психологии. - СПБ.: Ювента, 1998. - 345 с.
4. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 126 с.
5. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л., Социальная психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
6. Журавлев А. М. Социальная психология: учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
7. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПБ.: «Питер», 2001. - 544 с.
8. Орлова М. Ю., Орлова А. В. Методы социально-психологической диагностики малой группы. Интегральные характеристики малой группы. - Владивосток: типография МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2006. - 46 с.
9. Петровский А.В., Ярошевскнй М.Г., Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд. - М.: 2001. - 512 с.
10. Сидоренков А. В. Психология малой группы. Методология и теория. - М.: ЮРАЙТ, 2019. - 185 с.
11. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

В первую очередь, важно обратиться к тому, что же такое малая группа. Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята социально значимой для всех ее членов совместной деятельностью, то она может представлять собой группу высокого уровня развития — коллектив.

Такие группы могут выступать как официальные, то есть имеют юридически фиксированные права и обязанности, структуру, закрепленную нормативами, а также назначенное или же избранное руководство. Такие группы обычно связаны социально заданной деятельность. Еще один вариант – неофициальные, либо же неформальные. Они не имеют юридически фиксированного статуса, но строится благодаря межличностным отношениям, таким как дружба, симпатия и т.д. Такой вариант малой группы может выступать как изолированная общность, а может сформироваться внутри официальных групп.

Очень важным условием для выделений групп является их уровень группового развития. Он выделяется из сформированности межличностных отношений, результата процесса формирования группы. Можно выделить пять крайних позиций наиболее выраженных проявлений уровня группового развития:

1. Группа высокого уровня развития;

2. Просоциальная ассоциация;

3. Корпорация;

4. Асоциальная ассоциация;

5. Диффузная группа.

Межличностные отношения прежде всего совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Они складываются из восприятия и понимания людьми друг друга, межличностных привлекательности и симпатии, а также из взаимодействий, поведения внутригрупповой идентификации.

Цель нашего исследования заключается в выявлении интегральных характеристик учащихся 6 класса лицея МГУ имени Г.И. Невельского. В нашем исследовании было важно рассмотреть отобранную группу в рамках поставленного вопроса, провести наблюдение и диагностику интегральных характеристик, чтобы сделать определенные выводы о состоянии группы. Нами были выбраны следующие методы психодиагностического исследования интегральных характеристик 6 класса лицея МГУ: психодиагностическое тестирование.

В первую очередь было проведено психодиагностическое исследование вектора интерактивной, личностной и групповой направленности 6 класса лицея МГУ. Результаты методики «Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щурков (модификация Н. П. Фетискина))» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты методики «Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щурков (модификация Н. П. Фетискина))»

R

Ориентация на личные (эгоистические) интересы

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

Маргинальная ориентация

1

10

7

14

2

12

7

12

3

10

9

12

4

7

9

15

5

7

13

12

6

15

6

10

7

6

11

14

8

7

13

11

9

10

6

15

10

11

8

12

11

9

13

9

12

15

2

14

13

9

13

9

14

9

6

16

15

8

11

12

16

9

12

10

На основании результатов по методике «Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щурков (модификация Н. П. Фетискина))» видно, что у 6 испытуемых выявлен средний уровень маргинальной ориентации. Это говорит о том, что они склонны подчиняться обстоятельствам и импульсивному поведению. Им свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемых поступков, подражания, склонности к конформизму и приспособленчеству. При этом у одного из них выражен средний уровень ориентации на личные (эгоистические) интересы. У 2 испытуемых выявлен средний уровень ориентации на личные (эгоистические) интересы. Это говорит о том, что они склонны к преобладанию мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми им важно удовлетворение личных потребностей. Интересы и ценности группы чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом смысле, из чего образуется конфликтность и затруднения в межличностном взаимодействии в группе. У остальных испытуемых все ориентации выявляются на низком уровне, что может говорить о недостаточной сформированности личных и групповых направленностей.

Далее была проведена методика «Диагностика уровня развития группы». Результаты по данной методике представлены на рисунке 1.

На основании результатов по методике «Диагностика уровня развития малой группы» можно увидеть, что 2 испытуемых считают, их группа находится на уровне развития «коллектив» («Горящий факел»). Они представляют свою группу единой, дружественной, где каждый готов помочь другому, а группа ориентирована на высокие цели. 5 испытуемых считают, что их группа находится на уровне развития «автономия» («Алый парус»). Это говорит нам об их представлении группы как слаженной, где все участники ориентированы на личное взаимодействие. 6 испытуемых оценивают развитие группы на уровне «кооперация» («Мерцающий маяк»). Испытуемые видят свою группу как объединенную общей деловой целью, в которой присутствуют межличностные отношения. 3 испытуемых определили развитие своей группы как «ассоциация» («Мягкая глина»).

Такая группа хотя и имеет общие цели и интересы, в трудных ситуациях становится разобщенной.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. У большинства испытуемых на момент психодиагностического исследования еще не до конца сформировались групповые ценностные ориентации, но группа имеет тенденцию к развитию у большинства маргинальной ориентации, что может считаться асоциальным путем группового развития.

2. Группа на момент психодиагностического тестирования проходит через этап укрепления и формирования их общности – от кооперации к автономии. Испытуемые уже отмечают желание коллектива держаться вместе и действовать сообща, но пока не все члены группы чувствуют в этом уверенность, сохраняя товарищеский настрой, при этом сохраняя дистанцию в некоторых ситуациях.

3. На момент психодиагностического исследования группа производит на взрослых-учителей негативное впечатление, со стороны в группе не наблюдается организованности и сплоченности.

Таким образом, можно сформировать рекомендации для дальнейшей работы с группой и направлению её в сторону социального развития группы. Необходимо создавать благоприятный климат для развития более тесных взаимоотношений, проводить различные мероприятия, направленные на сплочение коллектива, а также наблюдать за развитием ценностных ориентаций, направляя в сторону ориентации на сотрудничество и взаимопонимание.


Библиографическая ссылка

Болтвина В.Д., Орлова А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 6 КЛАССА ЛИЦЕЯ МГУ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21181 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674