Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОКУРАТУРА КАК КООРДИНАТОР В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Савриденов А.Т. 1 Жамулдинов В.Н. 1
1 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТОРАЙГЫРОВ УНИВЕРСИТЕТ"
В данной статье была сделана попытка в полном объеме раскрыть правовую основу такого правоохранительного орган страны, как прокуратура, коротко остановимся на характерных признаках данной структуры, роли и место в правоохранительной системе, как надзор за единообразным соблюдением законности, прав и свобод и законных интересов общества и государства. Общеизвестно, что органы прокуратуры является основным координирующим органом в правоохранительной системе Республики Казахстан.Она имеет право осуществлять надзор за прокурорской деятельностью, обеспечивать их надлежащее исполнение и единообразное применение (исполнение), а также обеспечивать справедливость в применении закона. Также необходимо сделать акцент на функциональность работы координационных советов, особенность и обязанность, а также создание условий для эффективного взаимодействия органов прокуратуры различных уровней в стране, что несомненно повышает эффективность, результативность и заметно улучшает качество услуг, предоставляемых органами прокуратуры и с учетом выше сказанного, автором были предложены некоторые изменения в отдельную норму закона «О прокуратуре», это, по нашему мнению, бесспорно будет способствовать улучшение деятельность всей правоохранительной системы и надзирающего органа, в частности.
надзор
законность
правоохранительный государственный орган
прокурор
1 Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения: 14.01.2023)
2 История развития прокуратуры Республики Казахстан// https://vuzlit.com/1381835/istoriya_razvitiya_prokuratury_respubliki_kazahstan (дата обращения: 06.01.2023)
3 Конституция Республики Казахстан статья 44, п 4 https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029&mode=p&page=2 (дата обращения: 06.01.2023)
4 http://www.terminy.info/jurisprudence/legal-dictionary/koordinaciya (дата обращения: 06.01.2023)
5 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/8d41d1db0fffbff4457899ca74b94cda3f585ad0/ (дата обращения: 10.01.2023)
6 Жамулдинов В. И. // ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ЖУРНАЛ 2016. №4. С.69-70. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29147316 (Дата обращения: 16.01.2023)
7 Прокурорский надзор в СССР: Учебник/Под ред. Б. А. Галкина.- М.: Юрид. лит., 1982.- 304 с.
8 Абдрахманова Бибигуль Сериккельдиевна.// Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане.-
Бизнес в законе.- 5’2013,с. 112.
9 Нурдаулетов снят с поста генпрокурора и стал помощником президента – секретарем совбеза Дата: 12:20, 25-02-2022 https://kaztag.kz/ru/news/nurdauletov-snyat-s-posta-genprokurora-i-stal-pomoshchnikom-prezidenta-sekretarem-sovbeza#:~:text=КазТАГ%20–%20Гизат%20Нурдаулетов%20снят,говорится%20в%20сообщении%20в%20пятницу (дата обращения: 09.01.2023)
10 О прокуратуре Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 155-VII ЗРК https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000155 (дата обращения: 09.01.2023)
11 Абельдинов А. К.// Развитие нормотворчества в Республике Казахстан.- Алматы: Жеті Жарғы, 1998.- 28с

Введение

Как гласит статья 83, Конституции Республики Казахстан, такой государственный орган, как «прокуратура является высшей инстанцией, обеспечивающей правильное и единообразное применение всех законов, указов и других правовых актов на территории страны. Прокуратура гарантирует защиту прав и свобод граждан, осуществляя строгий надзор за законностью всех предпринимаемых действий, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. [1. 37 с.]

Цель исследования

Дать краткий анализ служебной деятельности казахстанской прокуратуры за период независимости (1991-2023).

Экскурс в историю свидетельствует, что на территории современного Казахстана органы прокуратуры были образованы 13 июля 1922 г. Решением 3-й сессии Казахского центрального исполнительного комитета, утвердившей Положение «О прокурорском надзоре». Стоит отметить, что государственная прокуратура учреждалась «в целях обеспечения надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Народного комиссариата юстиции. Этот исторический для прокуратуры Казахстана, документ был подписан в г. Оренбурге, тогдашней столицы республики. [2]

Материал и методы исследования

Автор опирался на нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность прокуратуры на основе общенаучных и частных методов исследования, а также был применён метод историзма и сравнительного правоведения.

В настоящее время, в Казахстане прокуратура действует как правоохранительный орган и её роль весьма высока: достаточно отметить, что Генеральный прокурор назначается Президентом страны. [3] Вместе с тем, мы решили остановиться на такой проблеме, как координация правоохранительных органов в государстве (любом), которая чрезвычайно актуализировалась, поэтому затронутая проблема и предопределила выбор темы нашей статьи.

Основная часть. Правовая основа деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан.

Развал такого большего государства, как Союз Советских Социалистических Республик, в 1991 года, стал неожиданным и вместе историческим событием во всемирной истории, положил начало новому этапу развития Казахстана.

Распад Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году ознаменовал новый этап в развитии Казахстана. В связи с этим Верховный Совет Казахской ССР издал Указ, которым была создана единая система органов прокуратуры для обеспечения их независимости и самостоятельности. Это стало важным шагом на пути создания системы координации правоохранительной деятельности с целью максимального использования компетенции органов прокуратуры. Отметим, что именно с этой даты, началась новый этап в отношении прокурорского надзора, которая сыграла очень важную роль в развитии правоохранительной системы Казахстана.

6 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета Казахской ССР “Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости” была образована единая система органов прокуратуры. С этого времени начался принципиально новая пора развития казахстанской прокуратуры.

Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 17 января 1992 года был введен в действие Закон “О прокуратуре Республики Казахстан”. Этот документ сыграл свою положительную роль в улучшении правозащитной деятельности надзорного органа.

За годы независимости наше государство прошло большой путь, методом проб и ошибок находя оптимальные в конкретный отрезок времени решения. Именно в этот период произошел кардинальный пересмотр структуры, функций, полномочий казахстанской прокуратуры.

Вплоть до конца 2016 года в Закон “О Прокуратуре” в разное время были внесены многочисленные поправки и дополнения. И 30 июня 2017 года был принят новый Закон “О прокуратуре”, при разработке которого были урегулированы многие вопросы, возникающие на практике и в теории применения нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Новый Закон "О прокуратуре" от 2017 года усовершенствовал систему правоохранительной деятельности в Казахстане путем координации и унификации прокурорского надзора и компетенции прокуратуры. Закон был создан в целях решения многочисленных вопросов, возникающих на практике, а также в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Закон был создан в целях решения многочисленных вопросов, возникающих на практике, а также в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства. После долгих лет независимости, казахское государство, методом проб и ошибок в течение определенного периода времени смогло найти оптимальные решения, которые в конечном итоге привели к коренному пересмотру структуры, функций и полномочий прокуратуры Казахстана. [2]

Сразу отметим, что принятие отдельного Конституционного закона стало реализацией инициативы Главы государства, озвученной им в своем Послании народу Казахстана: «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» от 16 марта 2022 года.

Основной целью принятия Конституционного закона «О прокуратуре» является усиление правозащитной деятельности прокуратуры, укрепление инструментов высшего надзора и законности в стране.

Принятие данного Конституционного закона явилось важным шагом в реализации инициативы Главы государства, направленной на создание правоохранительной системы и координацию прокурорского надзора. Он, безусловно, повышает компетенцию прокуратуры по защите прав и свобод граждан, тем самым способствуя укреплению верховенства закона в Казахстане. Кроме того, ожидается, что он также обеспечит повышение эффективности, тем самым гарантируя гражданам справедливое и своевременное правосудие.

Конституционный закон предусматривает действенные инструменты, механизмы надзора и взаимодействие по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина с государственными органами и организациями независимо от формы собственности, а также с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан , с оказанием содействия в его деятельности.

В новом законе прописано, кстати впервые, право Генерального Прокурора на обращение в Конституционный Суд для толкования норм Конституции, в Верховный Суд с предложением о даче разъяснения по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным административным делам и делам об административных правонарушениях.

Также, впервые законодательно закреплено, что решения координационных советов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, образуемых при органах прокуратуры будут реализовываться государственными органами – участниками путем издания совместных, ведомственных правовых актов и (или) осуществления соответствующих мероприятий.

Эта новизна, по замыслу, безусловно, повысит эффективность деятельности и результативность реализации решений координационных советов, поскольку нормы таких правовых актов станут обязательны для исполнения.

Расширены основания для рассмотрений обращений граждан органами прокуратуры:

1. в целях предотвращения угрозы конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан;

2. по фактам нарушений законности, не устранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;

3. по поручениям Генерального Прокурора.

Также установлена возможность продления сроков проведения проверок при необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки соблюдения законности срок проверки может быть продлен не более чем на тридцать рабочих дней, расширены случай, когда прокурор вправе приостановить проверку до получения сведений и документов от иностранных государства.

Нововведения коснулись и актов ,издаваемых прокурорами. Расширен перечень оснований для дачи указаний (проведение дополнительной проверки по делам об административных правонарушениях, исполнительным производствам, исполнения наказания, проводимых по требованию прокуратуры проверках, государственной правовой статистике) и разъяснения о недопустимости нарушений закона (в т.ч. в целях защиты прав и свобод человека и гражданина). Протест теперь может быть принесен на действия учреждения, организации и иных уполномоченных лиц, сроки его рассмотрения могут быть сокращены до 3 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Конституционного закона «О прокуратуре» утратил силу Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре».

Отметим, что Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года за № 155-VII ЗРК объявил новый закон «О прокуратуре».

Так, статья 6, выше указанного закона, касающаяся компетенции органов прокуратуры гласит следующее:

Органы прокуратуры в пределах возложенных задач :

1) в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан осуществляют высший надзор за законностью.

Таким образом, прокуратура в рамках прокурорского надзора осуществляет высший надзор во всех сферах деятельности государственных и квазигосударственных органов страны. На наш взгляд, такая «расширенная» компетенция прокурора, в каком-то смысле, даёт основание быть несколько выше других правоохранительных органов и претендовать на некоторую возможность в координировании деятельности других правоохранительных органов. Что же, означает слово «координация»? Для чего обратимся к словарям.

Слово координация (от лат. Coordinatio – это расположение по порядку) или составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.
Тогда как, «Словарь терминов антикризисного управления», толкует координацию – как обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления.
А «Толковый словарь Ушакова», под координацией понимает, ж. (латин. coordinatio) (книжн.). – это соотношение, согласованность. [4]
В юридической науке под координацией понимается : согласование и установление целесообразного соотношения действий различных органов, занимающихся каким-либо видом деятельности, их структурных подразделений и должностных лиц для достижения определенных целей.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, мы, под словом, координация понимаем: обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления. Действительно, органы прокуратуры, как таковой возможностью обеспечивать согласованность всех правоохранительных органов реально на практике не обладают. Однако, на практике получило своё распространение деятельность, так называемых Советов по координации правоохранительной деятельности в регионах, областях, городах, районах. [2] Сравнивая правовую основу деятельности прокуратуры, например, Российской Федерации, ситуация там аналогична [5]. В этой связи хотим отметить, что в повседневной практике отмеченные «координационные советы», де-факто осуществляют межведомственную координацию, хотя и де-юре, такой функцией, к сожалению, они (прокуроры) не обладают.
Общеизвестно, что борьба с преступностью и иными правонарушениями может быть результативной лишь при полном и правильном использовании широкого круга мер государственного и общественного воздействия. [6]
Затрагивая проблему совершенствования координации, считаем, что это сложная многоплановая социальная проблема. [7,с. 80-81]
Отметим, что «ведомственно-отраслевая координация» призвана, в первую очередь, обеспечивать взаимосвязь и целеустремленность в работе правоохранительных органов и на наш взгляд, организующая, а равно, координирующая роль в правоохранительной деятельности отводится прокуратуре. [7,с. 82]
Анализ научной [8 с. 112], специальной литературы, научные исследования также показали, что проблема межведомственной координации со стороны прокуратуры была и находится постоянно в поле зрения юристов-практиков, теоретиков права. Вместе с тем, события января прошлого года в Казахстане, к сожалению, показали, что координатора, как такового, не оказалось и не случайно, глава прокуратуры «снят с должности» и был переназначен на другую позицию. [9]
Заключение
В завершении нашей работы, в целях решения затронутой проблемы – повышение эффективности роли межведомственного координатора в правоохранительной системе, коим является нынче прокуратура, автор пришел к следующим выводам:
Статью 9, касательно полномочий прокурора, дать в следующей редакции:
9) является ответственным за межведомственную координацию, председателем Координационного совета Республики Казахстан по обеспечению законности, правопорядка, борьбы с преступностью, «целостности, стабильности государства и безопасности граждан» [10]
Авторские рекомендации не являются окончательными, но создают «качественно новые условия» [11,с.4] для дальнейшего совершенствования нормотворческой, «исполнительной» деятельности и «правоприменительной практики» в Казахстане [11,с.4] и вместе с тем, затронутая тема, на наш взгляд, требует дальнейшего исследования.


Библиографическая ссылка

Савриденов А.Т., Жамулдинов В.Н. ПРОКУРАТУРА КАК КООРДИНАТОР В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21174 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674