Категория образа является одной из центральных психологических категорий. В ней объединяются такие стороны человеческой психики, как восприятие, мышление, воля, память, чувства и др. Образ есть не что иное, как результат деятельности сознания, и поэтому он представляет собой не просто отражение предметного мира, а отражение его в определенных отношениях, которые отражают связи и отношения предметов, взятые в их развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности. Поэтому образ характеризуется не только предметностью, но и опосредованностью, условностью. Понятие «образ» неотделимо от широкого понятия «образ мира» как целостной, многоуровневой системы представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. В свою очередь, образ профессии – это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней [1].
Образ будущего – это образ, который человек строит для себя в своем сознании и представляет как возможный вариант развития событий в будущем. В настоящее время в литературе существует большое количество различных определений понятия «образ будущего». Так, А.В. Мудрик определяет образ будущего как «система представлений человека о своём будущем, в которой отражаются представления о месте человека в обществе, его задачах и целях, а также его ценностные ориентации» [2].
Большинство исследований проблемы профессионального будущего связано с понятием «образ будущего», основанного на хорошо изученной в психологии категории образа как продукта психического отражения и основной функции сознания. Анализируя состояние проблемы Т.Г. Бохан с соавторами отмечают слабую изученность понятия и определяют его как применение понятия образа будущего «в контексте проблем профессионального становления в процессе вузовского образования, акмеологии личности, субъекта профессиональной деятельности» [3].
Образ профессионального будущего – это результат ценностных представлений человека о выбранной профессии и ценностного отношения к ней. Он определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности, сформированностью его Образа Я –профессиональное.
Цель исследования: изучить сформированность и характеристики образа профессионального будущего у девушек, занимающихся синхронным плаванием.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовали девушки в возрасте 14 и 15 лет из спортивной школы «Русич» г. Владивостока. Девушки занимаются синхронным плаванием 7-10 лет. Тренировочный процесс происходит каждый день по 4 часа. В работе использовались: метод опроса, метод анкетирование и проективный метод.
В работе использовались следующие методики:
1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности
(А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
2. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».
3. Психодиагностическая методика «Профассоциации».
4. Проективный метод рисунка «Моя будущая профессия».
5. Анкета «будущая профессия».
Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.
Азбель, А.Г. Грецов).
Результаты исследования и их обсуждение
Для отражения общих результатов по всем методикам была составлена таблица 1.
По данным сводной таблицы, большинство опрошенных девушек планируют в будущем работать в сфере «человек-человек» преимущественно в качестве тренера или врача. При этом сформировавшийся образ профессионального будущего выявлен только у трех респондентов, у оставшихся происходит процесс получения информации о возможных профессиях, определение собственных приоритетов. Некоторые девушки рассматривают несколько вариантов собственного профессионального будущего.
Таблица 1 – Сводная таблица результатов
№ респондента |
Методика А.А.Азбель, А.Г.Грецов (профессиональная идентичность) |
Анкетирование (направленность) |
Методика «Профассоциации» (направленность) |
Методика Е.А. Климова (тип направленности) |
1 |
сформировавшаяся |
человек - знак |
человек - человек |
человек - художественный образ |
2 |
сформировавшаяся |
человек - человек |
не определена |
человек - знак |
3 |
сформировавшаяся |
человек - художественный образ |
человек - техника |
человек - художественный образ |
4 |
мораторий |
человек - человек |
человек - человек |
человек - художественный образ |
5 |
мораторий |
человек - человек |
не определена |
человек - природа |
6 |
мораторий |
человек - человек |
человек - человек |
человек - знак |
7 |
мораторий |
человек - человек |
человек - человек |
человек - человек |
8 |
мораторий |
человек - знак |
человек - человек |
человек - человек |
9 |
несформировавшаяся |
человек - человек |
человек - человек |
человек - человек |
10 |
несформировавшаяся |
человек - человек |
не определена |
человек - художественный образ |
11 |
навязанная |
человек - знак |
человек - человек |
человек - художественный образ |
Таким образом, полученные результаты опроса позволяют утверждать, что пять из одиннадцати девушек, занимающихся синхронным плаванием, планируют в дальнейшем стать тренерами. В то же время те, кто выбрал себе такую профессию, сделали это осознанно с учетом существующих особенностей работы. У части опрошенных образ профессионального будущего формируется под влиянием родителей, средств массовой информации, в том числе интернета.
Выводы
Образ профессионального будущего очень важен для будущей жизни спортсменок синхронисток. Так как, он обладает огромным значением в познании окружающего мира, развитии ценностного потенциала личности, постижении духовных смыслов жизни. Образ профессионального будущего соединяет прошлое с настоящим и будущим, способствуя приобретению опыта и определяя, во многом, развитие личности человека, ее профессиональные и жизненные цели и перспективы.
Таким образом, полученные результаты анкетирования позволяют утверждать, менее половину девушек, занимающихся синхронным плаванием, планируют в дальнейшем стать тренерами. В то же время те, кто выбрал себе такую профессию, сделали это осознанно с учетом существующих особенностей работы. У части опрошенных образ профессионального будущего формируется под влиянием родителей, средств массовой информации, в том числе интернета.
Большинство опрошенных девушек планируют в будущем работать в сфере «человек-человек» преимущественно в качестве тренера или врача. При этом сформировавшийся образ профессионального будущего выявлен только у троих респондентов, у оставшихся происходит процесс получения информации о возможных профессиях, определение собственных приоритетов.
Для формирования образа профессионального будущего у девушек, занимающихся синхронным плаванием, целесообразно рекомендовать предоставление больше информации о возможностях построения дальнейшей карьеры, например, не только тренером, но и администратором, организатором спортивных мероприятий. Кроме того, желательно проводить диагностирование спортсменок с целью изучения их внутренних потребностей в той или иной сфере деятельности и донесении до них полученных результатов.
Библиографическая ссылка
Кульдяева А.Ю., Данченко С.А. ОБРАЗ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21171 (дата обращения: 08.12.2024).