Вопрос социальной ответственности в образовательной деятельности чрезвычайно важен, но, к сожалению, недостаточно изучен. Зачастую, анализ информации о социальной ответственности учебных заведений ведется с философских позиций, в то время как необходим практический подход.
Однако, благодаря доступным интернет-источникам, можно констатировать: образовательные организации как социальные институты, реализующие государственную политику в области образования, априори являются социально ответственными организациями [1].
Социальная ответственность вуза учитывает ожидания заинтересованных сторон (преподаватели, студенты, родители), способствует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества.
Необходимость применения современных подходов к управлению социальной ответственностью вузов основывается на предпосылках роста автономности образовательных организаций и необходимости их взаимного партнёрства на международном уровне. Социально ответственный вуз способствует ускорению развития региона, укреплению международных экономических связей региона и страны со странами-партнерами, росту репутации образовательной организации, увеличению ценности бренда вуза и его инвестиционной привлекательности. Социальная ответственность выступает фундаментом конкурентоспособности вуза, способствует его выходу на международный уровень, и поэтому должна быть неотъемлемой частью его стратегии и долговременной политики [2].
В ноябре 2010 года международной организацией по стандартизации ISO разработан стандарт в области социальной ответственности – ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Стандарт ISO 26000 является руководством по концепциям, определениям, принципам, тенденциям, характеристикам, практикам, основным аспектам и проблемам, а также по интеграции, внедрению, продвижению и поддержанию социальной ответственности организации. Основной целью стандарта ISO 26000 является содействие устойчивому развитию.
Данный стандарт не является стандартом системы менеджмента. Он не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения. Настоящий стандарт предназначен для того, чтобы дать организациям рекомендации относительно социальной ответственности, и может использоваться в качестве элемента реализации государственной политики [3].
В феврале 2012 года силами международной сети органов по сертификации IQNet разработан стандарт IQNet SR10 «Системы менеджмента социальной ответственности. Требования». Стандарт IQNet SR10 стал «логическим продолжением» ISO 26000, разработанным на основе его принципов и подходов. Он охватывает все заинтересованные стороны и основывается на системном и процессном подходах, цикле PDCA, интегрируется с другими системами менеджмента, а также совместим с международными средствами отчётности в области устойчивого развития и даёт возможность для проведения сертификации. Таким образом, в отличие от ISO 26000, стандарт IQNet SR 10 – это стандарт именно для построения системы менеджмента [2].
К преимуществам внедрения стандарта социальной ответственности в вузе относят:
– повышение репутации вуза в глазах заинтересованных сторон и общества в целом;
– улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами;
– повышение конкурентоспособности вуза;
– удовлетворение ожиданий, интересов, требований заинтересованных сторон;
– инвестиции и спонсорская поддержка от заинтересованных сторон;
– определение приоритетных направлений затрат на социальные нужды, благотворительность, спонсорскую помощь, экологические мероприятия;
– получение дополнительной обратной связи от заинтересованных сторон (в процесс сертификации входит взаимодействие с ключевыми заинтересованными сторонами);
– демонстрация всем заинтересованным сторонам своей приверженности принципам социальной ответственности и способности устойчиво развиваться в будущем.
– размещение информации о сертификации вуза в Едином международном реестре IQNet [2].
По стандарту IQNet SR 10 сертифицирован Свердловский областной медицинский колледж – первая организация в России, получившая сертификаты соответствия системы менеджмента социальной ответственности требованиям международного стандарта IQNet SR 10 в системах сертификации «Русский Регистр» и IQNet [4].
Невозможно опровергнуть, что качество образования и социальная ответственность перед обществом неразрывно связаны друг с другом. Социальная среда существования вуза, предъявляет к нему повышенные требования как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения государственных законов и нормативов, так и комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений и этики осуществления своей деятельности. Выполнить эти требования позволяет эффективная система менеджмента [5].
Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) – еще один пример применения стандарта IQNet SR 10 в образовательной деятельности. Международный стандарт IQNet SR 10 для УрГПУ – система, которая позволяет интегрировать социальную ответственность в стратегию управления университетом. Это легко достигается и совместимо с системой менеджмента качества, базирующейся на стандартах ISO и цикле PDCA (цикл непрерывного улучшения), учитывает потребности всех заинтересованных сторон, способствует продвижению лучших практик управления и этичного и прозрачного поведения [5]. Такой пример интеграции систем менеджмента может быть с пользой заимствован и другими образовательными учреждениями, в частности, вузами.
В продолжении исследования социальной ответственности в деятельности образовательных учреждений практический интерес вызывает предложение и разработка модели интегрирования системы менеджмента социальной ответственности IQNet SR10 с системой качества Оренбургского государственного университета (ОГУ). ОГУ – крупнейший вуз приграничного региона РФ, классический университет, непрерывно осуществляющий подготовку выпускников различных направлений подготовки и уровней высшего образования по техническим, гуманитарным и естественно-научным направлениям. Постоянно расширяет сотрудничество с зарубежными учреждениями высшего образования и вузами РФ, проводит обучение граждан РФ и иностранных студентов, ежегодно выпуская на отечественный и международный рынок труда (прежде всего, в республику Казахстан) специалистов с высшим профессиональным образованием. Поэтому к качеству образования выпускников ОГУ, неразрывно связанному с социальной ответственностью вуза, привлечено повышенное внимание и предъявляются повышенные требования. Поэтому разработка модели интегрированной системы менеджмента на основе международных стандартов ISO 9001 и IQNet SR10 для ОГУ, несомненно, является актуальной и способствует формированию ряда преимуществ (описаны в статье выше), характерных для внедрения стандарта социальной ответственности, в частности, применительно к качеству образования.
Библиографическая ссылка
Даутова А.М., Явкина Д.И. ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21149 (дата обращения: 06.12.2024).