Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Альжанов Д.Р. 1
1 ФГБОУ ВО Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Статья посвящена концепции правового регулированию в Российской Федерации, связанных с криптовалютой. Рассмотрена природа отношений по обладанию криптовалютой системе объектов гражданских прав. Проанализированы этапы законодательного регулирования криптовалюты в Российской Федерации, рассмотрены вопросы законодательных предложений органов государственной власти Российской Федерации в области развития и функционирования различных криптовалют, определен перечень проблем, который не позволяют до конца легализовать оборот криптовалюты в гражданском обороте. Цель исследования заключается в определении проблем правового регулирования криптовалют в России и оценка действий законодателя при решении данного вопроса, а также анализ правоприменительной практики в данной области.
криптовалюта
правовое регулирование
цифровая валюта
цифровые финансовые активы
цифровые права
биткойн
1. Суханов Е.А. Вещное право. М.: Статут, 2017. С. 560
2. Чурилов А.К. К вопросу о правовой природе криптовалюты // Хозяйство и право. – 2016. – №9 – С. 93 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26747382
3. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
4. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
5. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 N34-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
6. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
7. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

Вопросы правовой оценки, правового регулирования криптовалюты в Российской Федерации начали широко обсуждаться в период, начиная с 2013 года. Связанно это, прежде всего, с тем, что в 2009 году человеком или группой лиц под псевдонимом «Сатоси Накамото», разработавших протокол криптовалюты биткойн, который является и по сей день платежным средствам по всему миру, и получил широкую популярность особенно в секторе теневой экономики. Однако подход к вопросу правового регулирования не только биткойна, но и многих других криптовалют, в частности, признание данной цифровой валюты как средства платежа, как объекта использования залога и других правовых вопросов, у разных стран различается. В данной статье будут рассмотрены вопросы концепции правового регулирования криптовалюты в Российской Федерации.

В первую очередь, следует рассмотреть криптовалюту с точки зрения объекта гражданского права. Статья 128 ГК РФ определяет перечень объектов гражданских прав, а именно наличные деньги, ценные бумаги, имущественные права: безналичные денежные средства, документарные ценные бумаги, цифровые права. В соответствии с классификацией вещей вещи могут быть телесными, как например, наличные деньги, документарные ценные бумаги, и бестелесными (имущественные права): безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права [1, С. 560]. В связи со сказанным, отнести криптовалюту к телесным вещам не представляется возможны, по причины того, что она не имеет овеществленной формы. Если подходить к вопросу с позиции отнесения криптовалюты к категории безналичных денег (электронных) также не представляется возможным, так как безналичные (электронные) денежные средства выпускаются в результате эмиссии банком или иной кредитной организацией, а криптовалюта имеет децентрализованный характер, вводится в оборот без санкции соответствующего органа, во-вторых, безналичные деньги по гражданско-правовой природе относятся к обязательственным отношениям, что нельзя сказать о криптовалюте, также криптовалюта не может быть средством погашения обязательств, покупки и продажи товаров и услуг на территории Российской Федерации [2, С. 93]. В ст.128 ГК РФ к объектам гражданских права законодатель допускает относить помимо вещей, имущественных права, такое понятие как «иное имущество», которое позволяет судам при рассмотрении споров включать в качестве иного имущества и криптовалюту.

С 2014 года в Российской Федерации начали предприниматься попытки дать правовую характеристику операции, сделок, которые осуществляются посредством криптовалют. Так Банк России в информационном письме от 27.01.2014г. «Об использовании при совершении сделок, виртуальных валют, в частности, «Биткойн» указал, что операции с цифровыми валютами носят спекулятивный характер и что криптовалюта является денежным суррогатом. В соответствии со ст.27 ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» официальной денежной единицей на территории Российской Федерации является рубль. В абз.2 ст.27 этого же №86-ФЗ законодатель устанавливает, что введение на территории Российской Федерации других денежных суррогатов не допускается. Вышеуказанную позицию Центрального Банка Российской Федерации поддержал Росфинмониторинг, который в информационном письме от 06.02.2014 г. подтвердил тезисы о том, что обращение криптовалют полностью децентрализовано, анонимно, что приводит к использованию криптовалюты в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и способствуют осуществлению иных преступлений на территории Российской Федерации. Данные факты могут приводит к тому, что криптовалюта используется как инструмент, направленный на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Вышеуказанные информационные письма нашли свое отражение в судебной практике решение № 2А-218/2020 (М-187/2020) от 17.07.2020 по делу № 2А-218/2020 Устьянского районного суда Архангельской области; решение № 2А-1410/2020 (М-1164/2020) от 16.07.2020 по делу № 2А-1410/2020 Заводского районного суда г. Саратова, в которых суды ссылались, в частности, и на данные информационные письма.

В 2014 году были предприняты попытки Министерства Финансов РФ разместить на портале общественных обсуждений проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому были внесены предложения по изменению и редакции ст. 27 ФЗ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». В частности, были предложены изменение в абз.2 ст.27 №86-ФЗ, а именно дать правовую оценку криптовалюты как денежного суррогата, введение порядка контроля за использованием в качестве средства платежа [3].

В 2016 году Федеральная налоговая служба Российской Федерации опубликовала письмо ФНС от 03.10.2016 г. № ОА-18-17/1027 «Об операциях, связанных с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты РФ», в котором была обозначена проблема правового регулирования в сфере финансово-экономических отношений, объектом в которых является криптовалюта. Проблема по мнению ФНС РФ заключается в том, что существующая процедура валютного контроля не предусматривает непосредственного получения от органов валютного контроля сведений об операциях резидентов и нерезидентов информации купли-продажи криптовалют. В данном письме ФНС РФ также предлагает дать определение таким понятиям как «денежный суррогат», «криптовалюта», «виртуальная валюта». Также финансовые операции, связанные с купли-продажей криптовалют, осуществляются посредством рублей или иных валютных ценностей, а значит признаются валютными операциями, порядок которых определен в Федеральном законе от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валюном контроле», и такие операции должны осуществляться через счета, открытые в уполномоченных банках. Однако судебная практика пошла по пути непризнания операций с криптовалютой в качестве валютной. Так в подтверждении данного тезиса в решении Московского городского суда от 18.04.2018 по делу №7-4313/2018 определяется, что виртуальная валюта не является валютной ценностью, следовательно, совершение платежа с использованием виртуальной валюты не является валютной операцией. Также суды подчеркивают в своих решениях, что криптовалюта не подпадает и под определение электронных денежных средств, в соответствии с дефиницией, закрепленной в Федеральном законе от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

К одним из основополагающих нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения, объектом которых являются цифровые валюты, следует отнести Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дает определение понятию «цифровые финансовые активы», под которыми понимаются ценные бумаги, выпуск, учет, обращение возможны только путем записей в информационную систему на основе распределенного реестра. Данный Федеральный закон также определяет, что биржи, банки, блокчейн-платформы обязаны иметь лицензию на осуществления операций с цифровыми финансовыми активами [4]. Стоит отметить также Федеральный закон от 18.03.2019 №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 ГК РФ», который закрепил ст.144.1 ГК РФ о цифровых правах. Так, согласно, действующему законодательству цифровые права – это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществление которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законам признакам [5]. Закон не относит криптовалюту к цифровым правам, такое решение не позволяет прийти к четкому выводу о гражданско-правовой природе криптовалюты. Но в отдельных законах включены положения о том, что криптовалюту следует признать имуществом, в частности, такими нормативными актами являются ФЗ № 115-ФЗ от 7.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», Федеральный закон № 273-ФЗ от25.12.2008 «О противодействии коррупции». Также законодатель позволяет использовать криптовалюту в качестве инвестиционного инструмента, в соответствии с ФЗ «Об инвестиционной деятельности», инвестиции – это, прежде всего, вложение в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли [6].

В связи с практикой сложившейся в сферах регулирования вышеуказанных законах, Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ выразил свое негативное мнение по этому поводу, а именно, что цифровая валюта не относится к имуществу, в соответствии со ст.128 ГК РФ, подчеркивается крайне неудачная попытка зафиксировать частичное признание цифровой валюты, в подтверждение данной позиции в открытом доступе имеется экспертное заключение по проекту федерального закона № 205-7/2021 от 11.02.2021 к законопроекту «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» № 1065710-7). Совет рекомендует законодателю обратиться к вопросу о гражданско-правовой природе цифровых прав, а также соотнести цифровую валюту (криптовалюту) с уже закрепленными цифровыми правами в ГК РФ.

Если говорить о праве на судебную защиту цифровой валюту (криптовалюты), то в соответствии ст.14 Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», такие права подлежат защите при соблюдении следующих условий, во-первых, лицо обладающее цифровой валютой должно проинформировать Федеральную налоговую служба Российской Федерации о фактах обладания, совершение сделок и операций с ними, во-вторых, спор не должен быть связан с приемом цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или в качестве иного способа, который позволяет предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг) [7].

Таким образом, постепенно, начиная с 2010-х годов по сегодняшний день растет интерес российского населения к цифровым валютам, различным криптовалютам и к действиям с данным финансовым инструментом, в связи с чем, необходимо продолжить работу по обсуждению проблематики криптовалюты не только в научных кругах, но и на законодательном, правоприменительном уровне. Центральный банк, Минфин РФ и другие ведомства пошли по пути ограничения, запрещения оборота криптовалюты на территории Российской Федерации, что, в свою очередь, сказалось на законодательном регулировании данного вопроса. Мне представляется, что неокончательный вывод о гражданско-правовой природе цифровых прав, и ограничения, введенные на сегодняшний день в отношении криптовалюты, с течением времени, породит определенного рода правовые проблемы.


Библиографическая ссылка

Альжанов Д.Р. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21144 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674