Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

О ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ЛИДЕРСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Константинова О.А. 1
1 КФУ
Потребность исследования проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников и развития у них лидерских качеств обусловлена возрастанием интереса к изучению личности ребенка в условиях усовершенствования современной модели общего образования. Данная статья отражает эмпирические данные диагностики уровней самооценки и лидерского статуса младших школьников, а также выявляет достоверность взаимосвязи между ними. Также в статье рассматриваются особенности младшего школьного возраста, связанные с формированием самооценки и обретением лидерского статуса среди сверстников.
младший школьный возраст
самооценка
лидерский статус
лидерские качества
1. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. [и др.]: Питер, 2008. – 398 с.
3. Немов, Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива /Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.
4. Жолобова А.А. Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе // Наука и современность. – 2017. – №51. – С. 103-108.
5. Косова В.В., Макарчук Я.В. О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2019. – №4 – С. 183-189.
6. Никитина, Э.К. Исследовательская ситуация – одно из условий формирования лидерских качеств. / Э.К. Никитина, О.А. Коваленко // Начальная школа. – 2013. - №12.  С. 42-46.

В настоящее время общество требует от человека быть не только умственно, физически и духовно развитым, но и обладать такими качествами, как находчивость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность и активность. Это привело к тому, что общеобразовательная школа должна ставить перед собой задачу развивать у учащихся все вышеперечисленные качества для их гармоничного и эффективного включения в современный мир.

Немаловажную роль в наиболее полном освоении человеком общественного пространства играет самооценка. Большое значение для процесса ее формирования имеет период младшего школьного возраста, когда ребенок осваивает новые виды деятельности и расширяет социальные контакты. Потребность исследования проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников обусловлена возрастанием интереса к изучению личности ребенка в условиях усовершенствования современной модели общего образования.

Рассмотрение проблемы самооценки осложняется различием трактовок самого термина «самооценка». Мы приняли точку А.И. Липкиной. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. В данном случае от самооценки зависят взаимоотношения индивида с обществом, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [1].

Согласно Л.И. Божович, адекватное формирование самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формируется благодаря оценке окружающих сверстников и взрослых, а также собственной деятельности ребенка и оценки ее результатов [2].

Самооценка ребенка и его лидерская позиция в коллективе связаны между собой. Общаясь со сверстниками, ребенок проявляется как личность, оценивает себя в отношениях с окружающими. Теоретическими исследованиями, посвященными изучению взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста, в том числе самооценки, и их лидерского статуса занимались многие педагоги и психологи. Однако, работа с научными источниками показала не только увеличивающийся интерес к проблеме взаимосвязи самооценки и лидерского статуса, но и недостаточность изученности данного вопроса.

Качества лидера закладываются и развиваются в младшем школьном возрасте, когда наблюдается повышение работоспособности и основной ведущей деятельностью становится учение, в связи с этим педагогу и родителям важно заметить проявление таких качеств, как интеллект, энергичность и активность, знание дела, которым объединена группа в данный момент, и помочь ребенку в их развитии.

Понятия «лидерство» и «лидер» появилось еще в древности, и многие исследователи трактовали их по-разному. Нам кажется наиболее точным определение Р.С. Немова, по которому лидерство – один из компонентов системы общих качеств группы, возникающий с развитием коллектива феномен, который показывает степень разделения членов данного коллектива по силе влияния на группу [3].

В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили несколько уровней сформированности лидерского статуса и обозначить основные характеристики, присущие им.

Низкий уровень характеризуется пассивностью школьника при организации и осуществлении коллективной деятельности, средний уровень отличается проявлением активности при работе в группе, ребенок способен выстраивать эффективные межличностные связи с окружающими, высокий уровень лидерского статуса выделяет ребенка как активного участника групповой деятельности, который стремится организовывать общую деятельность и готов брать ответственность за ее результат [4].

Что качается качеств ребенка-лидера, то мнения педагогов и психолог снова рознятся, но мы отметили и общие, присутствующие во многих исследованиях качества. Например, по, М. А. Викуловой, ребенок-лидер – это активный, инициативный, предпочитаемый другими участник коллектива, который обладает наивысшим статусом в группе. Согласно М.Н. Емельяновой, ребенок-лидер умеет выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими членами группы, руководить ими и обладает высоким уровнем интеллекта, интуиции и эмпатии [5]. Дополняют данные определения Э.К. Никитина и О.А. Коваленко, которые считают, что лидер обладает не только вышеназванными качествами и способностями, но и способами действий, помогающими решать жизненные проблемы и ситуации, лидер может организовывать и направлять усилия коллектива на достижение общезначимых целей [6].

Для того, чтобы определить существует ли достоверная взаимосвязь между уровнем самооценки и лидерским статусом младших школьников мы провели исследование учащихся третьего класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 91» Ново-Савиновского района г. Казани. Эмпирические данные, полученные нами в результате исследования в 2022 году, показали следующие результаты.

Для изучения уровня самооценки у младших школьников мы использовали субтест А.В. Захаровой «Определение эмоциональной самооценки». Тест содержит возможность определить уровень самооценки младшего школьника. Испытуемым предлагается указать своё место внутри одного из восьми кружков, которые символизируют людей.

Для младшего школьника нормой считается указание на третий-четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг школьник имеет завышенную самооценку, а при указании на круги далее пятого заниженную.

Результаты эксперимента показали, что среди испытуемых доминирующим является адекватный уровень самооценки, который составляет 48%. Такие дети способны правильно соотносить свои потребности с возможностями, относиться к себе критически.

Низкий уровень самооценки наблюдается у 41% опрошенных. Школьники с таким уровнем самооценки зависимы от общественного мнения, могут быть нерешительными и завистливыми.

Завышенная самооценка встречается у 11% опрошенных третьеклассников. У таких детей может быть развит комплекс превосходства над окружающими.

Для определения лидерского положения младшего школьника в коллективе был использован тест «Лидер ли я?» (А.Н. Лутошкина).

Согласно исследованию, 63% опрошенных школьников имеют средний лидерский статус. Таким ребятам несложно проявлять активность при групповой работе, они с интересом общаются с окружающими людьми.

Высоким лидерским статусом обладают 30% опрошенных. Эти дети проявляют наибольшую активность при организации групповой деятельности и готовы взять на себя ответственность за общий результат.

Низким лидерским статусом обладают 7% от опрошенных школьников. Эта часть класса занимает пассивную позицию при организации и осуществлении коллективной деятельности, не стремятся выстраивать межличностные отношения с другими.

Для определения достоверности зависимости лидерского статуса младшего школьника от уровня самооценки мы использовали критерий корреляции Пирсона, который позволяет установить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями. В ходе расчетов выяснилось, что зависимость между уровнем самооценки младшего школьника и его лидерским статусом в коллективе статистически значима.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что существует достоверная связь между уровнем самооценки младших школьников и их лидерским статусом, что подтверждено методами математической обработки данных.


Библиографическая ссылка

Константинова О.А. О ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ЛИДЕРСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21129 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674