Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Красюков А.В. 1
1 РУДН Медицинский институт
Статья посвящена анализу и оценке участия медицинских сестер в профилактике рас-стройств психики и возможности повышения их вклада в организацию этой помощи, что является чрезвычайно актуальным на фоне участия медицинского сообщества мира в целом, и Российской Федерации, в частности, в реализации достижения целей устойчивого разви-тия. Автором предлагается расширение деятельности медицинских сестер непсихиатриче-ского профиля с пациентами с психическими расстройствами на основании их деятельно-сти по осуществлению ухода за пациентом по своей основной специальности. Проведен-ный анализ позволил автору выявить ряд проблем, которые препятствуют реализации этой функции, среди которых: недостаточное внимание обучению постановке сестринского ди-агноза, недостаточная проработка в национальной системе российского здравоохранения вопроса применения медицинских сестер в области профилактики и лечения психических заболеваний, и расширение нормативно-правовой базы по рассматриваемой сфере.
деятельность медицинских сестер
психическое здоровье
цель устойчивого развития
устойчивое развитие
Нормативно-правовые документы
1. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее ока-зании" от 02.07.1992 N 3185-1».
2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде-рации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
3. Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2030 гг.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года».
5. Приказ Минздрава России от 17 мая 2012 г. N 566н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведе-ния».
6. Приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 г. n 1034н «Об утверждении по-рядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и порядка дис-пансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ».
Книги, монографии, учебники
7. Аммон Г. Динамическая психиатрия. — СПб., 1995.
8. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. // Издательство «Алетейя».
9. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотера-пии // Серия Трансперсональная психология и психотерапия. Изд. Ганга, 2018
10. Гроф С. Неистовый поиск себя. — М., 1997. — С. 322—323.
11. Климонтова, О. А. Понятие психического здоровья личности / О. А. Климон-това // Вестник науки и творчества. — 2018. — № 7. — С. 17—19.
12. Лебедева, О. В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической ли-тературе / О. В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И Лобачевского. — 2013. — № 3 (1). — С. 33—37.
13. Лызь, Н.А. О структуре психического здоровья человека (обзор исследований) / Н.А Лызь // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2004. — № 5. — С. 241—251.
14. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. — СПб.: Универс, 2002. — 192 с.
15. Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т.1. / А.С. Тиганов, А.В. Снежневский, Д.Д.Орловская и др.; Под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — 712 с.
Статьи из журналов
16. Николаев, Е. Л. Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды / Е. Л. Николаев, Е. С. Суслова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. — 2010. — № 2. — С. 55-56.
17. Сергиенко, Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы / Е.А. Сер-гиенко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2017. — №5. — С. 98—118.
18. Спринц, А. М. Психиатрия: учебник / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Н.В. Семе-нова. – СПб: СпецЛит, 2008.
19. Точилов В.А, Кушнир О.Н. Сестринский процесс в психиатрии. // Медицин-ская сестра. - 2007. - №1.
20. Уланова, Н. Н. Подходы к пониманию здоровья / Н. Н. Уланова // Наука моло-дых — Eruditio Juvenium. — 2013. — № 10. — С. 13—17.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
22. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Ка-рен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 273–596.
Интернет-документы
23. Европейская рамочная основа для действий по охране психического здоровья на 2021–2025 гг. //https://www.euro.who.int/ru/health-topics/ health-policy/european-programme of-work/flagship-initiatives/the-paneuropean-mental-health-coalition/who-european-framework-for-actionon-mental-health-20212025.
24. Психическое здоровье и COVID-19: ранние доказательства воздействия пандемии: Научный обзор, 2 марта 2022 г.(Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact. Geneva: World Health Organization; 2022),
25. Сайт ВОЗ, режим доступа: Усиление мер в области охраны психического здо-ровья (who.int)
26. Официальный сайт ВОЗ, Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2018. Больше, чем просто цифры: фактические данные для всех. Основные положения., режим до-ступа: European health report 2018: Highlights (who.int)
27. Официальный сайт ВОЗ, Усиление мер в области охраны психического здоро-вья, режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response
28. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2016/depression-anxiety-treatment/ru.
29. Сайт ВОЗ, режим доступа: Психические расстройства (who.int)
30. Официальный сайт ООН, Преобразование нашего мира: Повестка дня в обла-сти устойчивого развития на период до 2030 года , режим доступа: United Nations Official Document
31. Официальный сайт «РГ», режим доступа: Разработана стратегия охраны пси-хического здоровья - Российская газета (rg.ru;)
32. Психическое здоровье и COVID-19: ранние доказательства воздействия пан-демии: Научный обзор, 2 марта 2022 г. (Mental Health and COVID-19).
33. Сайт ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», режим доступа: ФГБ-НУ НЦПЗ. ‹‹Избранные труды›› (ncpz.ru)
Описание англо-язычных журналов, сборников
34. Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatric. Munchen, 1982. Bd. 2.
35. Laursen TM, Nordentoft M, Mortensen PB. Excess early mortality in schizophrenia. Annual Review of Clinical Psychology, 2014;10,425-438.
36. Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact Scientific brief 2 March 2022, режим доступа: WHO-2019-nCoV-Sci-Brief-Mental-health-2022.1-eng.pdf.
37. Early evidence of the pandemic’s impact. Geneva: World Health Organization; 2022).

Цели устойчивого развития (ЦУР) были поставлены ООН на период до 2030 г. [30] для решения проблем мирового и национального развития. Всего таких целей в настоящее время сформировано 17.

В рамках данного исследования мы анализируем участие медицинских сестер в достижении Цели 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», которая направлена на способствование формированию здорового образа жизни и на содействие «благополучию для всех в любом возрасте» [30].

ВОЗ рассматривает «психическое здоровье» как «состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать, а также вносить вклад в жизнь общества. Это неотъемлемый компонент здоровья и благополучия. Психическое здоровье имеет решающее значение для личного, общественного и социально-экономического развития» [25].

Противоположностью психического здоровья являются психические расстройства, которые проявляются нарушениями когнитивных функций, эмоциональной регуляции или поведения человека.

В мире наблюдается вызванный разными факторами беспрецедентный кризис в области охраны здоровья. Одним из показателей кризисной ситуации является рост психических расстройств [26].

По данным ВОЗ [29] по состоянию на 8 июня 2022 г. наблюдается рост психических заболеваний, что выражается в том, что более 12 % человечества (примерно 970 миллионов человек), имеют расстройства психического здоровья, которое сопровождается патологическими изменениями мышления и социального поведения.

В этой связи требуется системный подход к профилактике расстройств психики. И особую роль в этой лечебно-профилактической деятельности играют медицинские сестры разных специальностей, оказывающие первичную, многопрофильную и специализированную помощь населению.

В настоящее время в мире не существует единой общепризнанной классификации психических болезней. Согласно «Руководству по психиатрии» под редакцией А.С. Тиганова [17] имеются национальные классификации (выработанные в отдельной национальной системы здравоохранения в рамках собственных научных школ психиатрии) и разработанная ВОЗ Международная классификация болезней.

Основные типы нарушения психического здоровья представлены на рис. 1.

Рис. 1. - Основные типы нарушения психического здоровья [15].

В период пандемии новой короновирусной инфекции COVID-19 наблюдался всплеск числа страдающих тревожными и депрессивными расстройствами. По данным ВОЗ [32; 37] наблюдаемый рост тревожных расстройств на 26%, а рост депрессивных расстройств – на 28%.

В табл. 1 отражены основные виды психических расстройств и количество заболевших данными видами заболеваний.

Какую работу проводят медицинские сестры сейчас, и каким образом можно расширить их профессиональную активность в рассматриваемой области профилактики?

ВОЗ также выработала меры в области поддержания психического здоровья, которые учтены в соответствующем документе [5] (рис. 3).

Перечисленные цели и меры ВОЗ рекомендует преломлять к национальным системам здравоохранения и подключать к их реализации не только врачей, но и медицинских сестер, что значительно расширит возможности реагировать на рост рассматриваемого вида заболеваний.

Таблица 1 - Основные виды психических расстройств

Расстройства

Кол-во заболевших в мире

1

Тревожные расстройства

301 млн больных, из них 58 млн детей и подростков

2

Депрессия

280 млн человек, из них 23 млн детей и подростков

3

Биполярное расстройство

40 млн человек

4

Посттравматические стрессовые расстройства

Нет данных

5

Шизофрения

24 млн человек, или каждый из 300 человек в мире

6

Расстройства пищевого поведения

14 млн человек, в том числе 3 млн детей и подростков

7

Асоциальное поведение и диссоциальные расстройства

40 млн человек, в т.ч. дети и подростки

8

Нарушения развития нервной системы

Нет данных

 

На рис. 2 показаны основные направления деятельности, согласно которым можно активнее привлекать медицинских сестер в поддержку психического здоровья и реализации цели 3 ЦУР.

Рис. 2. - Основные задачи медицинских сестер в области поддержания психического здоровья.

Рис. 3. - Четыре главные цели, предусмотренные в Комплексном плане действий в области психического здоровья на 2013–2030 гг.

В РФ уже много сделано в плане решения вопросов по охране психического здоровья и профилактике заболеваний в рассматриваемой сфере. Так, были приняты и реализуются ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ [2] и ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 [1]; а также Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [4]. В настоящее время разработан проект Стратегии охраны психического здоровья до 2025 года [31]. В этом документе была предпринята попытка определить основные принципы развития и совершенствования системы оказания психиатрической помощи с учетом рекомендаций ВОЗ.

Интерес представляют и направления совершенствования систем стандартизации и оценки качества оказания психиатрической помощи. Так были приняты соответствующие приказы Минздрава России [5 и 6]. В этих документах выделены три вида медпомощи в рамках рассматриваемой группы заболеваний: первичная медико-санитарная, специализированная и скорая.

В Комплексном плане действий в области психического здоровья до 2030 года отмечается, что «численность специализированного медперсонала и медперсонала общего профиля, занимающегося вопросами психического здоровья, в странах с низким и средним уровнем дохода крайне недостаточна» [3].

В этой связи рассмотрим возможность распространения работы медицинских сестер непсихиатрического профиля с пациентами с психическими расстройствами на основании их деятельности по осуществлению ухода за пациентом по своей основной специальности.

Деятельность медицинских сестер по охране психического здоровья и профилактике психических расстройств предусматривает все функции управления - планирование мер профилактики, их организацию и контроль результатов. Медицинские сестры совместно с другими специалистами способны определять и решать задачи по определению видов ухода за пациентами с признаками психических заболеваний, и проводить оценку результатов этой деятельности.

Расширение продуманных мер деятельности медицинских сестер по охране психического здоровья пациентов с психиатрическими расстройствами или заболеваниями позволит, с одной стороны, частично снять проблему нехватки медицинских кадров, специализирующихся на психиатрии, с другой стороны, снизить нагрузку самих врачей, а также сократить расходы и повысить экономический эффект управления здравоохранением.

Мера по привлечению к работе с пациентами с психическими расстройствами медицинских сестер непсихиатрической специализации, позволит снизить стоимость лечения психических заболеваний, поскольку профилактика и инвестиции в лечение депрессии и тревожных расстройств окупаются в четырехкратном размере. По данным ВОЗ, на один израсходованный доллар США на профилактику депрессии и тревожных расстройств, приходится четыре доллара прибыли [28]. Вывод делается на основе нового исследования, проведенное под руководством ВОЗ и нацеленное на оценку положительных аспектов профилактики наиболее распространенных форм психических болезней в глобальных масштабах не только для здоровья, но и для экономики. Результаты опубликованы в журнале "The Lancet Psychiatry", убедительно свидетельствуют в пользу расширения мер по профилактике психических заболеваний.

Деятельность медицинских сестер непсихиатрической специализации по работе с пациентами с признаками психических расстройств или заболеваний осуществляется в несколько этапов.

В ходе первого этапа деятельности медицинская сестра должна уметь определять роль заболевания в жизни больного, уметь проводить направленную и ненаправленную беседы и давать пациенту информацию о лечении, отвечать на вопросы о времени пребывания в стационаре, методах и сроках лечения, режиме учреждения и т.п.

На втором этапе медицинская сестра на основе интерпретации и анализа полученных данных ставится «сестринский диагноз», который исходит из диагноза медицинского. «Сестринский диагноз» впервые применен в США в 1957 г. По данным Североамериканской диагностической ассоциации медицинских сестер (NANDA) в конце 80-х гг. были одобрены для клинического использования более 100 сестринских диагнозов.

При этом важно понимать, что медицинский диагноз не может дать медсестре данные о том, как болезнь влияет на деятельность пациента и жизнь его ближайшего окружения. Поэтому именно медицинская сестра может и должна на этом этапе выявить потребности и проблемы пациента, установить условия, ставшие причиной появления психического заболевания, а также определить личностные характеристики больного, которые могут стать опорными в решении выявленных проблем.

Заключительный этап планирования- разработка плана ухода, который должен корреспондировать с другой медицинской документацией и смог бы быть скорректирован в случае необходимости.

Деятельность медицинской сестры по оказанию помощи пациентам с проблемами в области психиатрии имеет несколько методов вмешательства, отраженных на рис. 5.

Сестринский план помощи пациентам с проблемами в области психиатрии (исходя из передового зарубежного опыта), может быть полностью сформирован и реализован медицинской сестрой. Задача врача заключается в определении того, нужна ли медсестре дополнительная помощь.

 

Рис. 5. - Методы сестринского вмешательства при осуществлении сестринской деятельности с пациентами, имеющими проблемы в области психиатрии.

Сестринский план помощи пациентам с проблемами в области психиатрии (исходя из передового зарубежного опыта), может быть полностью сформирован и реализован медицинской сестрой. Задача врача заключается в определении того, нужна ли медсестре дополнительная помощь.

Завершается сестринская деятельность оценкой, осуществляемой совместно пациентом. В ходе оценки подводится итог сестринской деятельности, определяется необходимость дальнейшего вмешательства, выявляется наличие побочных действий.

В настоящее время в связи с социальными запросами общества идет развитие высшего сестринского образования, и медицинские сестры с высшим образованием по получаемым знаниям, умениям и навыкам способны на более высоком уровне осуществлять роль организаторов сестринской деятельности, и применять новые формы медицинской помощи пациентам с проблемами в области в психиатрии.

Но при этом наблюдаются существенные сложности в реализации предлагаемых мер.

Во-первых, недостаточно внимания уделяется обучению постановке сестринского диагноза, изучению особенностей сестринской деятельности, умению разрабатывать планы лечения, и осуществлять контроль за его ходом.

Во-вторых, для реализации целей устойчивого развития, направленного на способствование обеспечения психического здоровья, в национальной системе российского здравоохранения недостаточно проработан вопрос применения медицинских сестер в области профилактики и лечения психических заболеваний. Получив требуемые знания и навыки в области помощи пациентам с различными типами психических расстройств, медицинские сестры даже с высшим медицинским образованием, не смогут их применить в полной мере, не смогут снизить нагрузку врачей-психиатров, обеспечивая бесперебойную работу по профилактике серьезных психических проблем своих пациентов, и снижая экономические затраты государства.

В-третьих, следует расширить нормативно-правовую базу по деятельности медицинских сестер в рассматриваемой области и стратегические документы в области борьбы с психическим нездоровьем.

Таким образом, вопрос о деятельности медицинской сестры с высшим образованием должен быть включен в национальную систему профилактики и лечения пациентов с проблемами в области психического здоровья. Подобные решения будут во многом способствовать без существенных финансовых затрат достичь в кратчайший срок цель три устойчивого развития, направленную на достижения в области здоровья, в том числе психического.


Библиографическая ссылка

Красюков А.В. УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21113 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674