Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ивлева Н.В. 1
1 Отделение социальной реабилитации детей инвалидов и подростков с ограниченными физическими и умственными способностями
Аннотация. Наиболее типичными особенностями развития связной речи у глухих детей являются: маленький словарный запас; трудности овладения лексическим значением слова. В одних случаях слову придается слишком широкое значение, в других, наоборот, слишком узкое. В результате, слова иногда используются не в том значении, в котором они употребляются в нашей обычной речи. Наблюдаются нарушения в развитии смысловой стороны речи, у детей возникают трудности в логической последовательности предложений и структурном сочетании нескольких высказываний. Такое своеобразие в развитии связной речи у детей с нарушенным слухом определяется отсутствием у них достаточной речевой базы, тормозящей их речевое развитие. В настоящее время из-за недостаточной изученности и малой разработанности методов и средств коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, возникает необходимость поиска и разработки новых приемов, методов и эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста. Наиболее актуальным средством для развития детей дошкольного возраста является игра. Игровые занятия для ребёнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. В статье рассматривается обоснование и описание методик по выявлению уровня развития связной речи у глухих дошкольников, организация и результаты практического исследования развития связной речи у глухих дошкольников, а так же методы и приемы коррекционной работы по развитию связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.
связная речь
глухие дети
сюжетно-ролевые игры
речь
старшие дошкольники
1. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. Санкт-Петербург : МиМ, 1997. 286 с.
2. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. Москва : ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с.
3. Кузьмичева, Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи /Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина; под ред. Н. М. Назаровой. Москва : Издательский центр «Академия», 2011. 336 с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998.
5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей. Москва: Педагогика, 1989. 206 с.
6. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] /Под ред. Ф.А. Сохина //Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2015. 159с.

Введение

Развитие связной речи является одной из наиболее актуальных проблем в обучении детей с нарушением слуха. Это объясняется тем, что в связи с нарушением у них слуховой функции невозможно самостоятельное развитие речи.

Основная задача коррекционного обучения глухих детей – это их гармоничное и всестороннее развитие и подготовка к полноценной жизни. Решение данной задачи не может осуществляться в достаточной мере, если у глухих детей дошкольного возраста не развита связная речь. Развитие связной речи является важнейшим условием психического и интеллектуального развития глухих детей.

Цель исследования

Диагностика уровня развития связной речи у глухих дошкольников.

Материал и методы исследования

Теоретический (анализ литературы); эмпирический (диагностическое исследование); интерпретационный (анализ результатов практического исследования).

Результаты исследования и их обсуждение

Для реализации поставленной цели, на основе анализа литературных данных, а также учета возрастных и психо-физиологических особенностей детей, нами была разработана программа диагностического исследования. Она включает следующие методики:

Первый этап исследование проходил с 4 октября 2021 года 17 октября 2021 года (2 недели). К исследованию было привлечено 9 детей. Средний возраст испытуемых составил от пяти до шести лет. Все дети посещали детский сад на протяжении всего учебного года.

Большинство детей в группе с наследственной 2-х сторонней нейросенсорной потерей слуха IV степени, один ребенок с множественными приобретенными нарушениями здоровья и атрофией зрительного нерва.

Как показали проведенное наблюдение и беседы, общение детей со сверстниками в группе происходит в основном на жестовом языке, без использования устной речи. Задержка в речевом развитии отмечается у всех детей. Речь детей маловнятная, в ней разборчивы лишь отдельные слова. Речевой материал (соответствующий программным требованиям) дети воспринимают с помощью табличек и в устно-дактильной форме. Хорошо знакомые слова и фразы они способны воспринимать на слухозрительной основе.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы исследования:

-        Словесные методы (беседа с учащимися, инструктирование по особенностям выполнения заданий).

-        Метод наблюдения (наблюдение за учащимися, фиксация полученных наблюдений).

-        Практические методы (задания).

Диагностические методики, которые были выбраны для исследования особенностей развития связной речи у глухих дошкольников:

Методика 1 «Повторение фразы». Автор методики Бине-Симона, адапт. А.П. Нечаевым [1].

Методика 2 «Последовательные картинки». Авторы методики Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [2].

Методика 3 «Обследование самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста». Автор методики Кузьмичева Е.П. [3].

Выбор данных методик можно объяснить тем, что каждая из них направлена на выявление уровня развития связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста, они более точно дают представление об интересующем вопросе, достаточно удобны в использовании и применимы к детям с нарушением слуха.

С помощью методики №1 «Повторение фразы» был исследован уровень сформированности грамматического строя речи ребенка. Шесть детей имеют низкий уровень сформированности грамматического строя речи ребенка. Ребенок 7 смог повторить фразу из 9 слогов, а ребенок 1 и ребенок 8 смогли повторить фразу из 8 слогов, что соответствует среднему уровню выполнения задания. Все остальные испытуемые показали низкий уровень выполнения задания, так как повторили фразу из 6-7 слогов.

Вторая методика № 2 «Последовательные картинки» направлена на обследование словарного запаса детей, а так же возможность составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Большая часть обследуемых детей имеет низкий уровень выполнения задания. Также по методике №2 «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» никто не продемонстрировал высокий уровень выполнения задания. У ребенка 1, ребенка 5 и ребенка 9 наблюдается средний уровень выполнения задания: дети самостоятельно и в правильной последовательности разложили картинки; при составлении рассказа не испытывали значительных трудностей; рассказ соответствует ситуации. Остальные обследуемые дети показали низкий уровень выполнения задания: так, ребенок 2, ребенок 6 и ребенок 8 испытывали трудности при раскладывании картинок, нуждались в помощи; у всех детей наблюдались трудности в составлении самостоятельного рассказа, практически все дети обращались за помощью взрослого.

Третья методика № 3 «Последовательные картинки» направлена на обследование словарного запаса детей, а так же возможность составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках. Большая часть обследуемых детей имеет низкий уровень выполнения задания (Ребенок 1,2,3,4,6,7,8), у них возникали проблемы при восприятии и воспроизведении фраз. Результаты выполнения диагностического задания на средний уровень получил ребенок 5 и ребенок 9, у них возникали незначительные трудности при выполнении заданий. Также выявлено, что по методике № 3 никто из детей не продемонстрировал высокий уровень выполнения задания.

У шести детей низкий уровень развития связной речи. Трое детей имеют средний уровень развития связной речи. Следует вывод, что нарушение деятельности слухового анализатора, ограничивая возможности познания окружающего мира, отрицательно сказывается на развитии связной речи. Таким образом, следует необходимость разработки системы педагогической работы по развитию связной речи глухих детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Опираясь на исследования и разработки отечественных сурдопедагогов и дефектологов Р.М. Боскис, С.А. Зыков, Л.М. Быковой, Ж.И. Шиф на основе полученных данных, были определены направления педагогической работы по коррекции связной речи у глухих дошкольников. Работа по первому направлению предусматривает уточнение и расширение лексического запаса, по второму направлению – работа над грамматической стороной речи.

Система педагогической работы по коррекции связной речи глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр включает в себя этапы, цели, задачи, содержание, методы и принципы, систему игр.

Целью педагогической работы является – коррекции связной речи глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

При организации педагогической работы следует использовать общие и специфические сурдопедагогические принципы:

1.         Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2.         Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

3.         Принцип последовательности и систематичности.

4.         Принцип наглядности.

5.         Принцип учета объема и степени разнообразия материала [4].

Этапы педагогической работы:

I.         Подготовительный этап, в ходе которого происходит налаживание контакта между детьми и педагогом.

II.        Основной этап – коррекция связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

III.      Заключительный этап – закрепление полученных результатов по коррекции связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

I. Подготовительный этап.

Цель: установление эмоциональных контактов, налаживание социальных связей с детьми.

Подготовительный этап предполагает установление контакта с детьми. Данный этап является важной ступенью в дальнейшем взаимодействии детей с педагогом в процессе сюжетно-ролевых игр. Необходимо создать условия для организации игры так, чтобы было комфортно всем детям. Сначала ребенок должен получить опыт доверительного общения с педагогом и другими детьми, и только потом можно развивать более сложные формы взаимодействия.

На данном этапе помимо установления доверительных отношений между детьми и педагогом, происходит определение последовательности работы над коррекцией связной речи в процессе сюжетно-ролевых игр. Педагог изучает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основной этап.

Цель: коррекция связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

В работе над уточнением и расширением лексического запаса глухих дошкольников можно использовать разнообразные методы и приемы семантизации лексики (раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных). Их можно разделить на две группы: наглядные и вербальные.

Первая группа приемов включает использование наглядных средств: самих предметов или их изображений, слайдов, учебных фильмов, а также демонстрации действий, создание наглядных ситуаций (например, игра «Детский сад»).

Вторая группа – вербальные (словесные способы) – используются по мере повышения уровня речевого развития детей и для слов с отвлеченным значением.

Поскольку речевое общение у глухих детей затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, их подсказывает педагог; показ наглядного материала помогает детям вспомнить и воспроизвести действия. Педагог является всегда непременным участником сюжетно-ролевой игры. Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого. Например, в сюжетно-ролевой игре «Автобус» педагог выполняет роль кондуктора, а в следующий раз он эту роль уже поручает какому-нибудь ребенку, а сам выполняет роль пассажира, направляя игру и в этой роли. Каждый раз педагог расширяет сюжет игры с помощью вопросов; например, если кондуктор не объявляет остановку, он сам спрашивает: «Какая остановка сейчас?». Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, педагог решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.

Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру с глухими детьми, надо накопить у них запас представлений об окружающем, т.е. развить умение отражать не только повседневно наблюдаемые бытовые действия, но и менее знакомые, реже наблюдаемые. Так, дети должны изображать действия продавца, шофера, кондуктора, кассира и т.д. В сюжетно-ролевых играх слова, ранее знакомые детям, наполняются новым содержанием, абстрагируются, уточняются, обретают свое полноценное значение. Одновременно развивается абстрактно-логическое мышление [5].

В ходе проведения сюжетно-ролевых игр осуществляется работа по развитию речи по следующим направлениям:

-        обогащение словарного запаса,

-        формирование грамматического строя речи детей,

-        контроль за правильным звукопроизношением,

-        развитие связной речи.

Поэтому сюжетно-ролевая игра является хорошим средством развития связной речи для глухих дошкольников. Развитие сюжетно-ролевой игры у таких детей складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта глухих детей, самостоятельно не возникает.

Заключительный этап:

Цель: закрепление полученных результатов по коррекции связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

Чтобы слово закрепилось в речи ребенка, следует создавать в процессе сюжетно-ролевой игры ситуации, требующие многократного употребления вновь усвоенного слова в различных контекстах, на основе которых происходит уточнение его семантического значения.

Так, в сюжетно-ролевых играх глухие дети вынуждены обыгрывать предметы, в реальной обстановке выполняющие другое назначение, например: вместо руля – обруч, вместо мыла – кубик и т.д. Роль педагога – помочь детям найти заменители нужных им для игры предметов. Для этого педагог учит выделять то качество в предмете, которое дает обоснование употреблять его нужному предмету. Например, педагог спрашивает: «Какой руль?» – и подчеркивает: «Руль круглый», «Что можно взять вместо руля? Поищите». В сюжетно-ролевых играх глухих детей можно употреблять только заменители тех предметов, которые хорошо знакомы детям. В этих играх углубляются и расширяются знания детей о предметных категориях и их назначении, например, при проведении сюжетно-ролевой игры «Магазин» можно использовать знакомые игрушки, овощи, фрукты и т.д. Основное внимание педагог должен уделить предварительной подготовке к каждой сюжетно-ролевой игре. Сначала проводится беседа по картине на тему игры, например, «В магазине», выявить по вопросам, кто работает там и какие функции выполняет, объяснить взаимосвязь и смысл действий каждого; например, кассир берет деньги и дает чек, продавец берет чек и дает игрушку и т.д. Затем подготовить атрибуты к игре. Чтобы дети шире поняли слова «магазин», необходимо познакомить детей с различными магазинами. Дети могут сами приготовить игровой материал для сюжетно-ролевой игры; например, на занятии по лепке сделать конфеты, хлеб, печенье, овощи и т.д. На занятии по конструированию дети приготавливают кассу, чеки. В первом варианте роль продавца берет на себя воспитатель, в следующий раз эту роль уже выполняет кто-нибудь из детей, но в магазине «продают» уже другие товары, например, одежду, сделанную детьми на специальных занятиях. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь глухим детям и научить их объединять игровые действия в простой сюжет. Расширяя и углубляя сюжеты ролевых игр, у глухих детей совершенствуются психофизические процессы, что в свою очередь влияет и на развитие связной речи [6].

Таким образом, рассмотренные методы и приемы коррекционной работы в процессе сюжетно-ролевых игр будут способствовать развитию связной речи у глухих дошкольников.

Выводы и заключение

Итак, в статье были рассмотрены обоснование и описание методик по выявлению уровня развития связной речи у глухих дошкольников. Было организовано практическое исследование развития связной речи у глухих дошкольников, в ходе которого были получены результаты. На основании полученных результатов определено направление педагогической работы по коррекции связной речи в процессе сюжетно-ролевых игр, в связи с этим были подобраны и рассмотрены методы и приемы коррекционной работы по развитию связной речи у глухих дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр. Это указывает на необходимость дальнейшей работы по развитию связной речи.


Библиографическая ссылка

Ивлева Н.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20994 (дата обращения: 07.12.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074