Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ

Третьякова О.А. 1 Кремчеев Э.А. 2
1 Школа танцев "АЯКС", Санкт-Петербург
2 Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербург
В данной статье приведены результаты исследования экосистемы «танцевальный спорт», проведенные в течение 2021 года и основанные на изучении комплекса нормативных документов по соответствующему виду спорта, опыта тренерской и судейской работы, опыта организации и проведения соревнований и решения спорных ситуаций. Проведен критический анализ системы оценивания спортсменов на соревнованиях по спортивным танцам как основного фактора, направляющего процесс развития танцевального спорта. На основе эмпирического исследования мнения и позиций респондентов, составляющих сообщество СФТС Санкт-Петербурга, показано, что в современном состоянии технология применения критериев оценивания танцоров-спортсменов оказывает разнонаправленное воздействие на развитие танцевального спорта и сектора услуг дополнительного образования в области спортивных танцев. В экосистеме «танцевальный спорт» выбран тренд на сохранение аутентичности вида спорта, но в современных реалиях возникла неоднозначность целей в развитии различных качеств танцора, что фактически приводит к разрушению тренда сохранения аутентичности вида. Возникает парадокс высоких спортивных результатов у танцоров с недостаточным развитием технических навыков, что вступает в конфликт с принципами существования сложнокоординационных видов спорта в олимпийском движении.
критерии судейства
спортивные танцы
дополнительное образование
образовательная система
1. Золотов М.И., Захарова Д.В. Развитие танцевального спорта в России // Современный футбол: тенденции развития, методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг: материалы совместной конференции…; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. М., 2016. С. 68-76.
2. Сингина Н.Ф. Анализ объективности судейства в танцевальном спорте статистическими методами // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1.;
DOI: 10.17513/spno.29505
3. Хоптенко К. Пути повышения объективности судейства спортивных бальных танцев. [Электронный ресурс]. URL: http://www.s-dance.ru/1main/docs/articles/kirh/8kh.htm (дата обращения: 17.05.2021).
4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта / Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.
5. Мельник Е.В., Силич Е.В. Экспертная оценка успешности спортивной деят-ти (на примере сложнокоординационных видов спорта) / Спортивный психолог. №3(21), 2010, С. 73-79.
6. Мухамед Т.В. Основные функции образования в системе современной культуры // Культура и образование: научно-инф. журнал вузов культуры и искусств. 2015. №2 (17). С. 54-59.
7. Положение об образовательном комитете танцевального спорта общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». [Электронный ресурс]. URL: https://fdsarr.ru/upload/
iblock/4dc/4dc32fe3d67a7df7b130446a2edc1b06.pdf (дата обращения: 18.06.2021)
8. Положение о массовом спорте общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». [Электронный ресурс]. URL:https://fdsarr.ru/upload/iblock/eeb/Polozhenie-ob-organizatsii-MS_RS_ORRS_TS_FTSARR
_21.05.2019.pdf (дата обращения: 18.06.2021)
9. Правила вида спорта «танцевальный спорт». [Электронный ресурс]. URL: http:// minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/правила%20видов%20спорта/TanSport2_pravila300120%20(6).pdf (дата обращения: 17.05.2021)
10. Приказ Министерства спорта РФ от 26 декабря 2014 г. № 1077 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт»
11. Попов А.Л. Преемственность субъективности и объективности оценок результатов в избранном виде спорта при освоении психологии студентами физкультурного вуза / А.Л. Попов, Н.С. Шумова // Теория и практика физической культуры. 2006. № 6. С. 12-14.
12. Белобородов В.В., Белобородова О.В., Садовникова А.М., Богданович Н.Г., Воробьева Е.В. Факторы, влияющие на объективность судейской оценки в соревнованиях по спортивным танцам. // Электронный научный журнал APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6. URL: http://apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Beloborodov-Beloborodova- Sadovnikova-Drugie.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

Введение. Как и в любом виде активности в бальных танцах на паркете существует соревновательный аспект. Именно благодаря соревнованиям (конкурсам) и популяризации подобных мероприятий спортивные бальные танцы в конце ХХ – начале ХХI века получили дополнительный импульс развития и значительное повышение массовости. Несмотря на сформировавшуюся базу знаний в области техники танцевания, устоявшуюся систему проведения соревнований и подсчета их результатов, критерии оценивания и технология судейства весьма несовершенны [1,2,3]. Градация технических элементов по сложности не оконтурена, существующие требования к соревновательной хореографии достаточно вольные, количество обязательных технических действий в конкурсной хореографии не регламентировано, что приводит к значительному разбросу мнений относительно результатов соревнований среди судей, тренеров, танцоров. Многие виды спорта с субъективной оценкой отошли от своих традиционных систем оценивания, что позволило создать структурированные системы оценивания по сложности и соответствующие системы подготовки в спортивных школах и в системе дополнительного образования. Это касается почти всех единоборств, художественных видов, гимнастики и пр. [4,5]

Текущее состояние вопроса. В современных реалиях спортивные бальные танцы можно считать динамично развивающимся видом спорта. Однако не все занятия спортивными бальными танцами следует относить к спортивной работе. Сейчас во многих видах спорта популярны дополнительные образовательные услуги, позволяющие подготовить не столько спортсмена, сколько участника спортивно-массовых мероприятий. Подобные услуги носят общеобразовательный, физкультурно-воспитательный и развлекательный характер, позволяют сформировать у потребителя начальные знания в области танцевального спорта и мотивировать его на тренировки с последующим участием в спортивных соревнованиях соответствующего уровня, участия в фестивалях, развлекательных мероприятиях (танцевальные вечера и пр.) [6].

Дополнительные образовательные услуги в области танцевального развития населения могут и должны являться основой для формирования резерва танцоров-спортсменов, которые в дальнейшем могут быть переориентированы на спортивную работу. В этой связи программы подготовки должны быть в определенной степени синхронизированы и должны учитывать критерии судейства на соревнованиях, требования к физической подготовке, технические особенности исполнения танцев, разрешенные перечни фигур, особенности музыкального сопровождения и пр. [6,7,8].

Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России регламентирует две основные группы турниров по спортивным танцам (внутреннее деление на категории соревнований в данном случае не рассматривается). Это соревнования, относящиеся к спорту высших достижений, и спортивно-массовые мероприятия. Форма проведения соревнований и критерии судейства для этих групп соревнований отличаются [9].

Существует ряд классификаций видов спорта и соревновательных упражнений, но целесообразно рассматривать следующую: циклические, сложно-координационные и единоборства [4], для которых системы оценки принципиально различаются. В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки спортивного достижения или результата (время преодоления дистанции, дальность, высота и пр.). В единоборствах объективные и субъективные критерии перемешаны. В сложнокоординационных видах, к которым относятся и спортивные танцы, преобладают субъективные критерии оценки, когда победитель определяется на основе сравнения сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами (баллы, очки и т. д.) [5,10].

Вне зависимости от вида спорта важнейшим фактором его прогресса является объективное судейство. В связи с этим развитие танцевального спорта означает, что должен поступательно расти исполнительский уровень, техническая оснащенность спортсменов, и соответствующим образом должна меняться система и критерии оценки. Причем данный процесс следует считать двунаправленным, когда критерии оценивания трансформируют цели на этапах функционирования системы подготовки, и, в то же время, выдающиеся спортсмены стимулируют своими достижениями (освоением сложных технических действий, музыкальной интерпретацией, и пр.) трансформацию критериев оценки мастерства.

С развитием танцевального спорта система оценивания претерпевала многочисленные изменения [9,11]. Однако несмотря на усилия международной федерации WDSF, проблема объективной̆ оценки танцоров-спортсменов на соревнованиях с каждым годом стоит все острее [11,12]. В настоящее время в соревнованиях по танцевальному спорту применяются две системы – система «Skating» и новая система WDSF, которая используется для судейства на чемпионатах Европы и мира, а также GrandSlams и World Cups.

Существуют работы, посвященные анализу необъективности судейства в танцевальном спорте. В основном в таких работах результаты оценки получены путем анализа анкет, заполненных судьями и спортсменами. В большинстве случаев [2] комментарии относительно необъективности оценки пары основывались на общем впечатлении от выступления, а не на объективных сведениях относительно сложности хореографии, технической оснащенности, правильности танцевания направлений, корректной работы стопы, музыкальности и пр. Это подтверждает факт, что в критериях оценки танцоров-спортсменов и для самой системы подсчета результатов соревнований настало время перемен. Многие субъективные виды спорта пошли по пути разработки требований к обязательному наполнению соревновательных программ определенными элементами, лимитированию продолжительности соревновательной композиции, и пр. Это позволило разделить критерии судейства, ввести повышающие и понижающие коэффициенты, разделить судейские бригады на группы в соответствии со спецификой оцениваемого показателя. Подобные трансформации произошли в фигурном катании, художественной и спортивной гимнастике и др. Благодаря подобным изменениям эти виды спорта успешно существуют в олимпийском движении.

В настоящее время в танцевальном спорте судья должен проанализировать целый комплекс показателей пары и сделать сравнительную оценку в весьма ограниченный промежуток времени. Количество одновременно соревнующихся пар может достигать 15, при этом время исполнения танца обычно не превышает 1 минуты 30 секунд. Таким образом судья за 6 секунд должен оценить отдельный танцевальный дуэт по группе показателей и принять судейское решение. Это сложная работа, и, как правило, судья оценивает пару по общему впечатлению, поскольку техническую составляющую он оценить в таком ограниченном временном промежутке просто не может.

Целью данной работы является исследование представлений стейкхолдеров экосистемы «танцевальный спорт» о влиянии существующих критериев оценки спортсменов-танцоров на соревнованиях на структуру образовательного процесса сектора дополнительного образования в области спортивных бальных танцев и на сохранение аутентичности вида.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что интерпретация критериев судейства в текущем виде и система оценивания на соревнованиях по спортивным танцам оказывают негативное влияние на развитие вида спорта, создают неоднозначность целей в развитии различных качеств танцора, часто упрощают техническую координационную составляющую вида спорта, разрушают его аутентичность.

Методы исследования. Для оценки согласованного мнения профессионального сообщества на предмет сохранение аутентичности вида спорта «танцевальный спорт» (танцевального искусства) и согласованности мнений стейкхолдеров относительно результатов образовательной и тренерской работы в качестве основных методов исследования были выбраны: неструктурированное интервью, контент анализ стримов и вебинаров судей и тренеров, опрос профессионального сообщества. Методы неструктурированного интервью и контент анализа применялись на предварительном этапе с целью формирования корректного пула вопросов, позволяющих по ряду признаков классифицировать респондентов, а также оценить связанность их ответов. При проведении контент анализа использовались данные стримов и вебинаров, проведенных в период пандемии Covid-19 ведущими тренерами и танцорами РФ. При анализе отслеживалось количество упоминаний критериев судейства, несовершенства системы судейства, падения технической оснащенности танцоров, упор на развитие технических навыков, упоминание парадоксальных турнирных ситуаций, особенностей построения тренировочного процесса.

В ходе неструктурированных интервью была получена экспертная оценка качества разработанной универсальной анкеты, рассчитанной на респондентов из всех исследуемых групп стейкхолдеров: тренеры/судьи, танцоры, зрители, родители танцоров.

Группа тренеры/судьи была сделана объединенной в связи с особенностями формирования судейского корпуса в танцевальном спорте, где он исторически не отделен от тренерского, более того, судейские категории опосредованно зависят от достижений танцоров-спортсменов, тренируемых тренером-судьей.

Результаты. Главный массив эмпирических данных был получен при регистрации ответов респондентов на сформулированные в анкете вопросы, вытекающие из цели исследования. Метод опроса использовался для составления статического статистического представления о состоянии представлений стейкхолдеров. Анкета была размещена на электронных ресурсах Спортивной Федерации Танцевального Спорта Санкт-Петербурга, и опрос носил региональный характер.

Вопросы в анкеты были сформулированы таким образом чтобы: ранжировать респондентов не только по уровню профессиональной подготовки, но и по накопленному опыту, что в свою очередь дает разный вес их ответов; оценить общность критериев и согласованность; оценить отношения респондентов к объективности результатов соревновательной деятельности; оценить представления респондентов относительно дифференциации многокритериальной оценки мастерства танцоров-спортсменов.

Структура выборки по категориям респондентов: 1,28% - зрители; 35,90% танцоры; 32,05% - тренеры/судьи; 30,77% - родители танцоров. Общее количество респондентов превышает более 300 человек.

Для предварительной оценки полученных результатов опроса был выполнен парный корреляционный анализ. Полученные результаты позволили отследить контрольные корреляции между априорно связанными параметрами респондентов и их ответами на контрольные вопросы. В частности, отслеживались значимые парные корреляции между возрастом респондентов, классом мастерства респондентов из числа танцоров-спортсменов, опытом профессиональной деятельности, судейскими категориями тренеров/судей и пр. Проведенный анализ подтвердил, что выборка сбалансирована по параметрам, характеризующим опыт и(или) профессиональную квалификацию респондентов, отражает баланс, характерный для СФТС Санкт-Петербурга, что подтверждается сведениями из базы данных Всероссийской Федерации Танцевального Спорта и Акробатического Рок-н-Ролла.

При исследовании позиции респондентов относительно сохранения аутентичности танцевального спорта, т.е. в общем понимании сохранения правильности начал, взглядов, преданности, правильности передачи образов и т.д., были получены данные, графическая интерпретация которых представлена на рисунке 1.

Полученные данные характеризуют общую позицию участников образовательного процесса как достаточно консервативную в отношении возможных изменений соревновательных программ, а, следовательно, и программ дополнительного образования по виду спорта «танцевальный спорт». В тоже время ответы респондентов указывают на происходящую трансформацию вида спорта.

Рисунок 1. Результаты исследования мнения респондентов относительно сохранения аутентичности танцевального спорта

Представленное на рисунке 2 распределение носит нормальный характер и указывает общую неудовлетворенность результатами оценки. Структура ответов различных групп стейкхолдеров однотипна. В соответствии с Правилами вида спорта «танцевальный̆ спорт» [9] (пункт 7.8) существуют четыре группы критериев оценки: техника исполнения, музыкальность движения, партнерство, хореография и презентация. В зависимости от исполняемой программ (Европейские танцы или Латиноамериканские танцы) подкомпоненты этих критериев несколько отличаются.

Для оценки связи между нормативно установленными соревновательными критериями и пониманием стейкхолдерами задач обучения в опрос был включен вопрос «Выберите основные критерии, по которым по Вашему мнению оцениваются танцоры-спортсмены (пары) на соревнованиях». Обобщенные результаты опроса представлены на диаграмме (рисунок 3). Анализ показывает, что респонденты не в полной мере понимают основные нормативные критерии оценки. В числе выбранных оказываются показатели, которые, несомненно, влияют на результат спортсмена, но это влияние опосредованно. Диаграмма иллюстрирует, что с выбором основных критериев одинаково не справились не только зрители и родители танцоров, но и сами танцоры. Парадоксально, но ошибаются в выборе основных критериев и судьи, которые должны по данным критериям оценивать соревнующихся. Все это указывает на то, что несмотря на вековую историю развития танцевального спорта, «чистым» спортом он не стал, оставаясь во многом искусством. Отсутствие объективных сравнительных механизмов оценки танцоров является серьезным препятствием на пути развития танцевального спорта и тормозит его гармоничное включение в олимпийское движение.

Рисунок 2. Согласованное мнение респондентов относительно объективности результатов оценки спортсменов-танцоров на соревнованиях

Рисунок 3. Распределение выбора респондентами основных критериев оценки танцоров на соревнованиях

Следует отметить, что в настоящий момент с отдельными результатами соревнований не согласны более 90% респондентов. Наблюдается интересная картина инверсии. Примерно 14% танцоров считают результаты объективными, из числа родителей так считает только 8% опрошенных. Тренеров/Судей, считающих результаты справедливыми, – только 4,7%.

Вероятно, проблема необъективных результатов объясняется сложностью оценки танцоров-спортсменов по нормативным неформализованным критериям. По результатам опроса судей различных категорий установлено, что для качественной ранжированной оценки танцоров в финальных турах или для выбора лучших танцоров в предварительных турах требуется более 90 секунд уже при количестве пар в заходе больше 6. Судьи работают в режиме нехватки времени и не успевают качественно выполнить работу по оценке.

Результаты опроса, представленные на рисунке 4, указывают на часто возникающий парадокс высоких турнирных результатов у танцоров с недостаточным уровнем подготовки. Более 65% респондентов с разной степенью регулярности сталкивались с подобным явлением, что также указывает на несовершенство системы оценивания.

С целью определения групп компенсирующих факторов, которые позволяют получить высокие соревновательные результаты парам с невысоким уровнем мастерства, был выполнен факторный анализ определяющих показателей (по мнению респондентов). Повернутая матрица компонентов представлена в таблице 1.

Рисунок 4. Данные опроса о высоких результатах спортсменов с низким уровнем подготовки

По результатам анализа выявлены две группы. Танцоры-спортсмены первой группы для успешного выступления на соревнования хорошо подготовлены в трех (из четырех) основных компонентах: "Техника исполнения"; "Партнерство"; "Музыкальность" и компенсируют нехватку в “Хореографии и презентации” высокими показателями "Физическая подготовка, сила, скорость", "Костюм, макияж, образ в целом", "Стрессоустойчивость".

Таблица 1. Повернутая матрица компонентов определяющих успех танцоров, демонстрирующих навыки, отличные от принятых в критериях судейства

Определяющий показатель

Компонент 1

Компонент 2

"Техника исполнения"

0,849 *

0,325

"Партнерство"

0,807 *

0,368

"Музыкальность"

0,804 *

0,337

"Физическая подготовка, сила, скорость"

0,781

0,314

"Костюм, макияж, образ в целом"

0,751

0,430

"Стрессоустойчивость"

0,692

0,390

"Состав судейской бригады"

0,593

0,133

"Сложность исполняемых фигур с учетом коэффициента"

0,223

0,908

"Оригинальность исполняемой хореографии"

0,317

0,819

"Растяжка"

0,374

0,770

"Хореография и презентация"

0,497

0,705 *

(* - компоненты оценки, установленные Правилами вида спорта «танцевальный спорт»)

Танцоры-спортсмены второй группы хорошо подготовлены по основной компоненте “Хореография и презентация”, компенсируют нехватку квалификации в трех других обязательных компонентах показателями "Сложность исполняемых фигур с учетом коэффициента"; "Оригинальность исполняемой хореографии"; "Растяжка".

Выводы. В результате проведенного исследования доказано, что существующие методы и критерии оценки в области спортивных бальных танцев приводят к рассогласованной работе стейкхолдеров, стимулируют педагогов и тренеров отступать от развития навыков спортсменов-танцоров в тренде аутентичности. В последние годы появилось много танцоров-спортсменов с низким техническим уровнем, но высокими соревновательными результатами. И это дополнительно стимулирует тренеров создавать «оболочки без содержания». Фактически танцевальный спорт теряет свою аутентичность, частично превращаясь в свободную хореографию с элементами бального танца.

Доказано, что проблема необъективности результатов оценки объясняется, среди прочего, сложностью оценки танцоров-спортсменов по нормативным неформализованным критериям. Работа судей в многокритериальном режиме в условиях нехватки времени формирует парадокс высоких турнирных результатов у танцоров с недостаточным уровнем подготовки по обязательным для вида спорта показателям.

Возможность в изменении сложившейся ситуации видится в пересмотре критериев и системы оценивания, регламентации включения в соревновательные программы групп обязательных фигур (элементов), разделении судейских бригад с адаптацией опыта субъективных олимпийских видов спорта под реалии танцевального спорта, что позволит сформировать единство целей в секторе дополнительного образования при спортивно-массовой работе и воспитании танцоров-спортсменов высшего спортивного мастерства.


Библиографическая ссылка

Третьякова О.А., Кремчеев Э.А. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20988 (дата обращения: 22.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674