Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

О НЕОБХОДИМОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТНИКОВ ПО УРОВНЯМ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Бурасов Д.А. 1 Вольнов А.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
Обосновано, что одним из основных факторов, препятствующих успешному внедрению системы менеджмента бережливого производства на российских предприятиях, является отсутствия необходимой подготовки персонала. При этом подготовка персонала должна проводится сверху вниз, начиная с высшего руководства, по программам, разработанным с учетом роли и требуемого уровня компетенции персонала (лин-практик, лин-специалист, лин-эксперт), участвующего в работах по бережливому производству. Каждая категория персонала должна обладать соответствующим набором знаний и умений в области бережливого производства. На подготовительном этапе внедрения системы менеджмента бережливого производства нами предлагается после пройденного общего курса обучения проведение оценки персонала для последующего распределения основных функций работников по уровням компетенций. Показано, что предварительная оценка персонала может осуществляться с помощью теста Белбина и метода расстановки приоритетов. Предложения по распределению основных функций работников по уровням компетенции в области бережливого производства позволят обучить каждого сотрудника наиболее результативно, что повысит эффективность продвижения стратегии и принципов бережливого производства на различных управленческих уровнях предприятия. Предложенная многоступенчатая подготовка персонала позволит идентифицировать не только сильных лидеров, которые обладают способностями вести за собой, вдохновлять сотрудников, подавать личный пример, но и создать команду для успешного внедрения системы менеджмента бережливого производства.
система менеджмента бережливого производства
инструменты бережливого производства
персонал
обу-чение
компетенции
степень подготовки
1 Ковалева, С.А. Бережливое производство как фактор повышения конкурентноспо-собности предприятия/ С.А. Ковалева, О.А. Базарнова // Регион: системы, экономика, управление. – 2013. – 3 (22). – С. 62-65.
2 Давыдова, Н.С. Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспо-собности предприятия / Н.С. Давыдова // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 2. – С. 720- 727.
3 Абдрахманов, В.В. Внедрение концепции «Бережливое производство»: внутренние барьеры / В.В. Абдрахманов // Шестые Чарновские чтения: сборник трудов VI Всероссий-ской научной конференции по организации производства. Форум современное предприятие и будущее России, 2-3 декабря 2016 г., Москва. – М.: НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана; Высшая школа инженерного бизнеса, 2017. – С. 9-27.
4 Бурасов, Д.А. Анализ проблем внедрения системы менеджмента бережливого про-изводства на промышленных предприятиях в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Д.А. Бурасов // материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2021». – Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2021/603c7f9010648.pdf. – 20.02.2022.
5 Тест Р.М. Белбина «Командные роли». Классификация ролей в группе [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe. – 20.02.2022.

В настоящее время качественно новый уровень эффективности производства, достижение стабильности финансово-экономического положения субъектов предпринимательской деятельности, а также доведение качественных и стоимостных характеристик производимой продукции до уровня, конкурентоспособного в рамках единого рыночного пространства, могут быть обеспечены посредством внедрения на промышленных предприятиях принципов и инструментов бережливого производства (БП) [1]. Основными достоинствами внедрения системы менеджмента бережливого производства (СМБП) в деятельности промышленных предприятий являются: экономия времени; возможность проведения контроля качества всех производственных процессов, что сокращает удельный вес брака и улучшает характеристики продукции; экономия денежных ресурсов благодаря сокращению расходов на каждом производственном этапе; экономия места [1, 2]. Однако в отдельных исследованиях [3, 4] недостаточный уровень подготовки персонала, объясняемый, например, экономией средств на их обучении, рассматривается как основной фактор, препятствующий успешному внедрению СМБП на российских предприятиях. Впоследствии это приводит к незнанию теоретических основ БП, непониманию сотрудниками целей проводимых изменений и др. В таких ситуациях сотрудники утверждают, что они «привыкли работать по-старому, и по новым правилам им работать неудобно». Для наиболее эффективного внедрения инструментов БП необходимо постоянно повышать квалификацию персонала компании в процессе обучения (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные стадии процесса обучения

Система подготовки персонала согласно ГОСТ Р 57523-2017 «Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала» и ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» предназначена для создания и поддержания требуемого уровня компетентности персонала в области БП на основе единого подхода, принципов, модели, состава компетенции для решения задач по постоянному улучшению деятельности, ее результативности и эффективности в соответствии с концепцией БП. Система подготовки персонала основана на следующих принципах: целенаправленность, согласованность, многоуровневость и сбалансированность. Подготовка персонала должна проводиться «сверху-вниз», начиная с высшего руководства, по программам, разработанным с учетом роли и требуемого уровня компетенции персонала (таблица 1), участвующего в работах по БП. Каждая категория персонала должна обладать своим набором знаний и умений.

Таблица 1 – Распределение основных функций работников по уровням компетенции в области БП (по ГОСТ Р 57523-2017)

Уровень

компетенции в области БП

Требования к персоналу

Основные функции

Знание и

понимание

Умение и

применение

Владеть

 

Лин-практик

Является постоянным членом как минимум одной команды по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях.
Может являться лидером команды (группы) работников,

занимающихся улучшениями на уровне операций, рабочих мест. Участвует в подготовке членов своей команды (группы) по БП под руководством лин-специалиста или лин-эксперта

Знает виды потерь. Осознает необходимость сокращения потерь.

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению.

Знает основные положения национальных стандартов (серия БП)

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности.

Может выявлять потери в своей работе

 

Инструментами и процедурами организации инструментов БП

Лин-специалист

Является лидером как минимум одной команды по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях. Участвует в подготовке членов своей команды по БП под руководством лин-эксперта.
Проводит базовую подготовку персонала организации в области БП

Знает назначение и шаги инструментов БП.

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению. Знает способы оформления и подачи предложений по улучшению.

Знает основные положения национальных стандартов (серия БП)

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности.

Выявляет и использует преимущества БП для улучшения своей деятельности.

Может выявлять потери в своей работе

Инструментами и процедурами организации инструментов БП.

Навыками сбора информации о состоянии внедренных инструментов БП.

Навыками самостоятельной работы в части реализации инструментов БП

Лин-эксперт

Может являться лидером команды по БП, занимающейся улучшениями на уровне организации и/или межорганизационном уровне.
Оказывает методическую поддержку лин-практикам, лин-специалистам при решении задач в области БП.
При необходимости координирует работу лин-практиков и лин-специалистов.

Проводит подготовку персонала организации в области БП

Знает назначение и шаги инструментов БП. Понимает преимущества инструментов БП.

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению. Знает способы оформления и подачи предложений по улучшению. Знает основные положения национальных стандартов (серия БП)

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности.

Выявляет и использует преимущества БП для улучшения своей деятельности.

Может выявлять потери в своей работе.

Подает предложения по улучшению. Умение объяснить преимущества применения БП

Инструментами и процедурами организации инструментов БП.

Навыками сбора информации о состоянии внедренных инструментов БП.

Навыками самостоятельной работы в части реализации инструментов БП

Перед проведением процедуры обучения в области БП компании необходимо определить функции (критерии) в зависимости от сферы деятельности (роли) работников в реализации БП, целей СМБП конкретной организации, а также вида деятельности и размера организации. Поэтому на подготовительном этапе внедрения СМБП нами предлагается после пройденного общего курса обучения БП провести оценку персонала для последующего распределения основных функций работников по уровням компетенции в области БП. Предварительная оценка персонала может осуществляться с помощью теста Белбина [5] и метода расстановки приоритетов. Метод расстановки приоритетов является экспертным методом, применяемым для выбора лучшего объекта из ряда однородных по группе критериев.

Метод расстановки приоритетов состоит из следующих этапов: выбор критериев, которые будут сравниваться; составление матрицы исходных данных (таблица 2); составление матриц парных сравнений для определения рангов вариантов по каждому критерию; расчет коэффициентов оценки знаков отношений между критериями; составление матрицы оценки важности критериев; составление итоговой матрицы для определения относительных приоритетов (таблица 3). В качестве критериев оценки нами предлагаются теоретические знания БП, практические навыки БП, организаторские способности и вовлеченность в процесс внедрения СМБП. Вычислив суммы по строчкам, определяют относительный приоритет уровней: от 25-50 % способен стать лин-практиком; от 50 – 75 % лин-специалистом; от 75 – 100 % лин-экспертом.

Таблица 2 – Форма матрицы исходных данных

Группа

обучаемых

Критерии оценки

Теоретические знания

Практические навыки

Организаторские

способности

Вовлеченность

Сотрудник №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудник №10

 

 

 

 

Таблица 3 – Форма матрицы относительных приоритетов

Критерии

Варианты

∑ = 1

Относительный приоритет

рисков

Теоретические знания

Практические

навыки

Организаторские

способности

Вовлеченность

Сотрудник №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудник №10

 

 

 

 

 

 

Метод расстановки приоритетов позволяет наиболее эффективно определить степень подготовки и результатов обучения БП каждого сотрудников, что, в свою очередь, позволит распределить основные функции работников по уровням компетенции (лин-практик, лин-специалист, лин-эксперт) и направить их на дальнейшее обучение.

Таким образом, предложения по распределению основных функций работников по уровням компетенций в области БП позволят обучить каждого сотрудника наиболее результативно, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности продвижения стратегии и принципов БП на различных управленческих уровнях предприятия. Предлагаемая нами многоступенчатая подготовка персонала позволит не только идентифицировать сильных лидеров, которые обладают способностями вести за собой, вдохновлять сотрудников, подавать личный пример, но и создать команду для успешного внедрения СМБП.


Библиографическая ссылка

Бурасов Д.А., Вольнов А.С. О НЕОБХОДИМОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТНИКОВ ПО УРОВНЯМ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20936 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674