Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТРОПОМОРФНОГО ОБРАЗА СМЕРТИ

Нагулевич Р.Д. 1
1 БарГУ
В статье рассматривается возможность выявления понятийных характеристик смерти как антропоморфного образа в рамках лингвокультурных типажей. Автором отмечается факт персонификации (облечения в человекоподобную образную форму) явления смерти в ряде религиозных и мифологических представлений мировых культур. Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить основные понятийные характеристики антропоморфного образа смерти как лингвокультурного типажа, которые зафиксированы в этнокультурных представлениях народов мира. В ходе исследования были использованы такие методы, как метод сплошной выборки, метод компонентного анализа, а также метод лингвокультурологической интерпретации. В результате первичного компонентного анализа выборки текстового материала из энциклопедических источников выявлены некоторые обобщенные этнокультурные представления о смерти как об антропоморфном образе: смерть в классическом европейском понимании; смерть в политеистической античной мифологии; смерть в трактовке иудаизма. Были выделены семантические признаки каждого из перечисленных образов по таким критериям, как имя собственное (или наименование), внешние признаки, половозрастная характеристика, используемые предметы/орудия, происхождение, место проживания, особенности осуществления персонажем своих прямых обязанностей, взаимосвязанные персонажи (родственники, помощники либо те, у кого персонаж находится в подчинении).
смерть
образ
лингвокультурный типаж
культура
этнокультурные представления
1. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. Волгоград: Парадигма, 2005. С.5-25.
2. Скрипкарь М. В. Образ смерти в современном кинематографе // Перспективы науки и образования. 2014. № 3(9). С. 129-131.
3. Вангородская С. А. Отношение к смерти в современном обществе: культурно-исторические особенности и влияние на самосохранительное поведение // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 3. С. 386-395. DOI: 10.18413/2075-4566-2019-44-3-386-395.
4. Oxford Learner’s Dictionaries [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/the-grim-reaper (дата обращенияя: 31.01.2022).
5. THEOI GREEK MYTHOLOGY [Electronic resource]. URL: https://www.theoi.com/Daimon/Thanatos.html (31.01.2022).
6. Olyan S. M. A thousand thousands served him : exegesis and the naming of angels in ancient Judaism. 1993. 150 p.

Введение. В последнее время получило активное развитие такое направление в лингвистике как лингвокультурология. Всё большее внимание стало уделяться изучению и составлению лингвокультурных типажей различных культур. Совокупность лингвокультурных типажей, по мнению В.И. Карасика и О.А. Дмитриевой [1], составляет культуру того или иного общества, что обусловливает необходимость изучать разнообразие лингвокультурных типажей, сформировавшихся в различных культурах. Данная работа, выполненная в направлении лингвокультурологии, посвящена изучению антропоморфного типажа смерти, отражённого в классическом европейском понимании и представлениях различных народов мира.

Актуальность данного исследования, прежде всего, обусловлена тем, что персонификация смерти в различных творческих интерпретациях вызывает всё больше исследовательского интереса к изучению данного явления, а также пользуется большой популярностью в кинематографе, анимации, художественной литературе и при создании видеоигрового нарратива.

Согласно М.В. Скрипкарь, основой человеческой мотивации являются приоритетные для людей инстинкты любви (Эрос) и смерти (Танатос). Однако, являясь самым загадочным феноменом, смерть вводит человека в состояние транса и становится бессознательным желанием прекращения жизнедеятельности [2]. Таким образом, М.В. Скрипкарь, основываясь на психоанализе, выделяет субъективный фактор общевызванного интереса к данной теме в качестве определяющего.

Также, согласно С.А Вангородской, восприятие смерти в большинстве случаев определяет человеческое поведение в отношении её изучения. Однако, при всей изученности темы смерти, до настоящего момента она остаётся тематически незавершённой и является одногранной, что обусловливает разрушение эгоэкзистенциальных стереотипов, происходящих под особым влиянием трансформаций современного общества [3].

Цель данного исследования состоит в выявлении основных понятийных характеристик антропоморфного образа смерти как лингвокультурного типажа, которые зафиксированы в этнокультурных представлениях народов мира.

Материалы и методы исследования. Материалом научного исследования является выборка англоязычных энциклопедических текстов, отражающих антропоморфный образ «классической» смерти, популяризованный в современной европейской массовой культуре, а также ее репрезентации в мифах, легендах и религиях. Методами исследования послужили метод сплошной выборки, метод компонентного анализа, а также метод лингвокультурологической интерпретации.

Результаты исследования и их обсуждение. Образ смерти – персонификация смерти в виде некоей физической и всесильной сущности. В качестве вымышленного образа она встречается в мифах и легендах мировых культур, начиная с незапамятных времён, так как изначально у человечества не было адекватного объяснения причин смерти живых существ, вследствие чего бытовали представления о смерти, как о реальном человекоподобном существе. Также стоит упоминания тот факт, что во многих религиях и верованиях смерть – это психопомп, который служит для окончательного разрыва всевозможных связей между душой и телом человека для дальнейшей отправки духа усопшего в загробный мир, не имея абсолютного контроля над временем и особенностями прекращения жизни жертвы.

Так в европейской (в частности и в славянской) культуре смерть чаще всего изображается как The Grim Reaper – an imaginary figure who represents death. It looks like a skeleton, wears a long cloak, and carries a scythe [4]. В приведённом определении содержатся основные определяющие черты антропоморфного образа «смерть»: 1) скелет или фигура, схожая со скелетом, не имеющим половых или гендерных признаков (looks like a skeleton); 2) имеет имя собственное The Grim Reaper или же «Мрачный Жнец»; 3) имеет орудие, позволяющее прерывать жизнедеятельность жертв – косу (carries a scythe); 4) носит одеяние, похожее на балахон или плащ (a long cloak). То есть, из всего вышеописанного следует, что Смерть – это мифологемная фигура, являющаяся к человеку в момент его смерти. При этом имеются внешнеописательные признаки – это скелетообразная и человекоподобная фигура в балахоне, которая приходит к жертве с возможным орудием убийства или инструментом прерывания жизни – косой. Подытоживая общее понятие смерти, можно дойти до вывода, что данное определение выявляет прямые черты, присущие антропоморфному образу (точнее, «живым» останкам мертвого тела).

В политеических религиях и мифологиях, в которых есть сложная иерархия богов, управляющих различными природными и естественными явлениями и некоторыми аспектами человеческой жизни, чаще всего есть божество, которому назначается определённая функция управления смертью. Соответственно при упоминании Бога смерти подразумевается антагонистическое существо, против которого борется главный герой мифов и легенд, которые имеют отражение в современной культуре и искусстве. Так, прямым олицетворением смерти в древнегреческой мифологии стали Танатос и его сёстры: Thanatos is often portrayed as a bearded and winged man, but has also been portrayed as a young boy holding a downturned torch and wrath or butterfly which symbolised the soul of the dead. Death, or Thanatos, is the counterpart of life, death being represented as male, and life as female. His job is to escort the deceased to the underworld, Hades. He then hands the dead over to Charon, who mans the boat that carries them over the river Acheron, which separates the land of the living from the land of the dead. Thanatos' sisters, the Keres, were the spirits of slaughter and disease [5].

В данном примере, в отличие от предыдущего, говорится о том, что представления о смерти характеризуют персонажа мужского пола (death being represented as male), также сменился и сам процесс ухода человека в загробный мир (to escort the deceased to the underworld, Hades. He then hands the dead over to Charon, who mans the boat that carries them over the river Acheron, which separates the land of the living from the land of the dead.). Также упоминаются конкретные характеристики образа: 1) имя Бога – Танатос – имеет прямой перевод с древнегреческого языка – смерть (Θάνατος); 2) упоминаются изображения Бога в нескольких формах. Первое – бородатый человек с крыльями. Второе – маленький мальчик (Thanatos is often portrayed as a bearded and winged man, but has also been portrayed as a young boy); 3) описывается процесс исполнения его прямых обязанностей как Бога смерти. Также, нигде не указано, что Танатос самолично убивает жертву, а только то, что он доставляет душу к Харону; (is to escort the deceased to the underworld, Hades. He then hands the dead over to Charon); 4) у него есть сёстры, которые являются духами смерти различной формы (Thanatos' sisters, the Keres, were the spirits of slaughter and disease). Существует мнение о том, что Аид – верховный Бог царства мёртвых, тоже причастен к процессу смерти, поскольку он обладает властью над душами умерших и в кинематографе часто изображается как причина смертей, забирая человеческие души через особые контракты с жертвами. Однако в мифологии Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли. Так им образом, данное представление можно считать ошибочным или недостоверным.

В монотеистических религиях вопросами жизни и смерти управляет один Бог. Но с практической точки зрения, всё это происходит через разного рода ритуалы или через других существ, которые подчиняются воле Божьей. В иудаизме таким существом является Ангел смерти. Это представитель, которого посылает Бог, чтобы забрать жизнь или душу: The Angel of Death was created by God on the first day. His dwelling is in heaven, whence he reaches earth in eight flights. He has twelve wings. "Over all people have I surrendered thee the power," said God to the Angel of Death, "only not over this one which has received freedom from death through the Law." It is said of the Angel of Death that he is full of eyes. In the hour of death, he stands at the head of the departing one with a drawn sword, to which clings a drop of gall. As soon as the dying man sees Death, he is seized with a convulsion and opens his mouth, whereupon Death throws the drop into it. This drop causes his death; he turns putrid, and his face becomes yellow [6].

Данная дефиниция описывает следующие характеристики: 1) происхождение Ангела смерти (The Angel of Death was created by God); 2) имеется место обитания данного существа (His dwelling is in heaven, whence he reaches earth in eight flights); 3) описывается сфера деятельности и широта полномочий и ограничения Ангела смерти ("Over all people have I surrendered thee the power," said God to the Angel of Death, "only not over this one which has received freedom from death through the Law."); 4) отличительные внешние признаки (full of eyes; He has twelve wings); 5) детально описывается процесс кары над умирающим человеком (In the hour of death, he stands at the head of the departing one with a drawn sword, to which clings a drop of gall. As soon as the dying man sees Death, he is seized with a convulsion and opens his mouth, whereupon Death throws the drop into it. This drop causes his death; he turns putrid, and his face becomes yellow); 6) выявляются наличие оружия (a drawn sword, to which clings a drop of gall), но Ангел смерти не использует это оружие соответствующим образом, жизнь прерывает капля желчи, которая капает с меча; 7) упоминается факт того, что перед смертью жертва видит Ангела смерти (As soon as the dying man sees Death, he is seized with a convulsion and opens his mouth); 8) описываются признаки, определяющие кадавра (he turns putrid, and his face becomes yellow). Следует заметить, что Ангел смерти описывается как воин в доспехах с оголённым клинком над умирающими. Также в описании говорилось о том, что Ангел смерти имеет власть над живущими на земле, кроме тех, кто ограждён законом. Имеются в виду те люди, у которых на дверях была кровь жертвенного ягнёнка, и чьи новорожденные младенцы не должны были умереть в ходе последней из ветхозаветных десяти египетских казней. В конечном итоге, Ангел смерти может рассматриваться как вариант персонифицированного образа смерти со своими индивидуальными особенностями.

Заключение. Таким образом, мы можем сделать вывод, что персонализация лингвокультурного типажа «смерть» присутствует во многих религиях и мифологиях различных народов мира, начиная от классического понимания смерти как некоего физического существа в Европе и заканчивая представлением смерти как Бога смерти в политеистических религиях со сложной иерархией Богов, которая частично описана в произведении древнегреческого поэта Гомера «Илиада» или же как Ангела смерти в представлениях монотеистической религии Иудаизма, описанной в Мидраше.


Библиографическая ссылка

Нагулевич Р.Д. ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНТРОПОМОРФНОГО ОБРАЗА СМЕРТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20927 (дата обращения: 27.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674