Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Емельянова А.А. 1 Бурляева В.А. 2 Сорокина Е.Н. 2
1 Некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования "Невинномысский институт экономики, управления и права"
2 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технических институт»
Развитие цифровых технологий является одной из первоочередных задач современного образования, важнейшим шагом в повышении качества обучения и преподавания, трансформации непрерывного педагогического образования для достижения амбициозной задачи по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году, а также внедрению национальной системы профессионального усовершенствования педагогических работников, охватывающей не менее 50% российских педагогов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года.
цифровое образование
цифровые технологии
цифровая грамотность
цифровые компетенции
ит-компетенции
1. Гейхман Л.К. Новые технологии в профессиональном образовании: учебное пособие / Гейхман Л.К., Ставцева И.В.. — Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2017. — 112 c. — ISBN 978-5-398-01770-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105384.html (дата обращения: 15.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
2. Глотова М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога : учебное пособие / Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 252 c. — ISBN 978-5-4263-0870-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115553.html (дата обращения: 15.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
3. Информационный ресурс и материалы ФОНДА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ (раздел «Публикации»). – URL:http://www.fid.su/publishing/
4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, И.В. Дворецкая, И.М. Заславский [и др.]. Москва: Государственный университет: Высшая школа экономики, 2019. – Текст: электронный. – URL: https://ioe.hse.ru/white_papers.
5. Электронный ресурс международного некоммерческого движения WORLDSKILLS. – URL: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/ czel-i-missiya.html.
6. Цифровая Грамотность.рф – библиотека знаний по безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов. – URL: https://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/

Активное внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс возможно при условии качественной перестройки системы дополнительного профессионального образования и повышения профессионального мастерства педагога «будущего».

Цифровизация – это тренд, который охватывает все новые сферы, а образование не стало исключением.Процесс цифровизации образования связан с внедрением иразвитием информационных и коммуникационных технологий.При этом в исследованияхотмечается, что современные цифровые технологии становятся частью педагогики и предметных методик в эпоху информатизации общества. Методология образования становится информационной, а предметом педагогики становится информационная культура личности, включающая аспектыинформационной безопасности, медиакомпетентность и медиакультуру.

Интеграция педагогических и информационных технологийрассматривается как дидактическое средство и исследовательский инструментарий реализации современного федерального государственного стандарта.

Сейчас уже для развития академической грамотности педагогических работников владение цифровой грамотностью, а если рассматривать в более широком аспекте – компетентностью, является очевидным требованием. Популяризация концепции цифровой компетенции отмечается во всех сферах профессиональной деятельности, что связано напрямую с внедрением современных информационно-коммуникационных технологий в инфраструктуры всех отраслей, и использование «цифры» в повседневной жизни.

Цифровая грамотность (digitalfluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.Она определяет универсальную способность преподавателя уверенно владеть современными цифровыми технологиями не только в жизни, но ина рабочем месте, искать и оценивать информацию, получаемуюиз нескольких источников. Такая грамотность в цифровуюэпоху носит универсальный общезначимый характер, она нужнавсем членам общества и формирует важную составляющую информационной культуры преподавателя. [1, с.37]

Формирование устойчивых цифровых навыков, ведет к овладению цифровой компетенции (перевод англ. digitalcompetencies) (далее – ЦК), то есть способностью к решению разнообразных задач в области использования информационно-коммуникационных технологий.Например, использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми, компьютерное программирование.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, важным направлением деятельности таких новых структур наряду с повышением квалификации и организацией стажировок, должно стать обучение активному использованию цифровых технологий при реализации образовательных программ и различных образовательных проектов. При этом вопросы внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс и, в частности, овладение алгоритмами применения облачных сервисов, проектирование интерактивного онлайн обучения в системах общего и дополнительного образования, использование моделей и технологий интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу, определены как наиболее актуальные и перспективные для дальнейшего изучения в рамках повышения квалификации.

Современный преподаватель осваивает новые технологии, уделяет особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и необходимых цифровых навыков, что в целом определяет его цифровую культуру.

Цифровые инструменты помогают педагогическим работникам в достижении образовательных целей. Цифровая компетентность включает в себя не только знания и умения, но и другие важные компоненты: мотивацию человека на развитие и его ответственность как гражданина цифрового мира. Диагностика ответственности позволит понять отношение человекак технологиям, его ценности и готовность занимать гражданскую позицию в цифровом мире. Мотивация же определяет развитие его цифровой компетентности в будущем.

Нами разработан индекс цифровой компетентности, измеряющий эти компоненты в четырех сферах деятельности интернет-пользователей - в работе с контентом, в коммуникации, в решении технических проблем и в потреблении.

Современный преподаватель должен стать модератором, разработчиком образовательных траекторий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором образовательной онлайн-платформы, ментором стартапов, игромастером, игропедагогом, тренером по майнд-фитнесу, разработчиком инструментов обучения состоянием сознания, что невозможно без овладения новыми цифровыми навыками.

Цифровые навыки, которыми должен обладать современный педагогический работник, представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Классификация цифровых навыков современного педагогического работника

Современный педагогический работник должен уметь нетолько эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания электронных презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитиюсобственной цифровой грамотности и необходимых цифровыхнавыков, что в целом определяет цифровую культуру современного педагогического работника. [2, с.134]

В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализеимеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифровой среде Интернета, быть «вкурсе всего», уметь искать новые знания и формы данных, интерпретации и способы работы с ними.

Возможность доступа к большим базам данных информации нафоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагогического сообщества освоения новых компетенций.

Обучение все чаще рассматривается как происходящий посредством технологии процесс создания, сохранения, интеграции,передачи и применения знаний посредством использования технологий, а не использование технологий в качестве дополнительногоресурса. При этом современные технологии расширяют возможности для творчества и индивидуализации, позволяют учиться тому,как учиться, а также способствуют эффективному взаимодействиюпедагога с обучающимся.

Индекс цифровой грамотности педагогов представляет собойинтегральный индикатор уровня готовности педагогов к цифровойэкономике, разработанный специалистами НАФИ на основе подхода, предложенного в рамках саммита G20 в апреле 2017 года ибазирующегося на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям, представленных на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура цифровой грамотности в исследовании Аналитического центра НАФИ

Активное развитие цифровых технологий, переход на дистанционное обучение в первом полугодии 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции способствовали существенному увеличению объема информационного и методического контента, связанного с повышением цифровой грамотности педагогов, эффективностью использования новых цифровых технологий и ресурсов для организации образовательного процесса в среднем профессиональном обучении.

Формирование эффективной системы непрерывногопрофессионального развития педагогических работников предполагает переход наперсонифицированную модель повышения квалификации, модернизациюработы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации иаттестации педагогов.

Оптимальное применение проанализированныхподходов и управленческих решений приведет к успешностипрофессионального развития педагогических работников.

Непрерывное обучение - вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для обучающихся, и для педагогических работников- отныне, только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.


Библиографическая ссылка

Емельянова А.А., Бурляева В.А., Сорокина Е.Н. ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20885 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674