Одной из важнейших проблем изучения иностранного языка является повышение качества подготовки будущих специалистов, владеющих навыками разговорной речи на английском языке в совершенстве.
Цель исследования: изучение развития умений и навыков студентов СПО в овладении чтением, письмом и говорением на иностранном языке в ходе их самостоятельной работы.
Представлено учебно-методическое пособие с участием студентов, развивающее следующие виды самостоятельной работы обучающихся по следующим аспектам: написание эссе, подготовка сообщений по разговорным темам, создание мультимедийных презентаций, написание полилогов и диалогов бытовой и профессиональной направленности и использование учебно-вспомогательной литературы (словарей и справочной литературы).
Основная цель учебного пособия состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам овладения английским языком, позволяющим самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать наиболее трудные моменты в отдельных видах самостоятельной работы, развивать свои способности применения знаний на практике, в ситуациях, приближённых к действительности жизни.
Целенаправленная самостоятельная работа студентов по английскому языку в соответствии с данным учебным пособием, а также аудиторная работа под руководством преподавателя обеспечивают уровень языковой подготовки студентов, соответствующий требованиям ФГОС по дисциплине «Иностранный язык» и формирование общих компетенций обучающихся.
В пособии используются разнообразные оригинальные страноведческие тексты, углубляющие навыки чтения, говорения и письма.
После углублённой самостоятельной работы студентов в экспериментальной группе:
- составление плана к тексту, краткой аннотации к тексту, написание сообщений бытового и делового характера, разработки совместных проектов и защиты и публичного представления презентаций по проблемной тематике,
- закрепление навыков использование английской грамматики, как в письменной, так и в устной форме с опорой на базовый уровень в сочетании коммуникативного, компетентностного, деятельностного и субъектно-ситуационного подходов в обучении иностранному языку.
Методом исследования являлся социологический опрос обучающихся.
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой у студентов развились речевые способности, связанные с мыслительными операциями, например: способность к догадке, способность логически излагать свои мысли на иностранном языке, самостоятельно обобщать и формулировать грамматические правила, умение классифицировать, сравнивать, анализировать, предвосхищать события и критически относиться к высказанной точке зрения, к ситуации, к явлению.
Проблема исследования: помочь студенту в познании мира и самого себя, в дальнейшем профессиональном самообразовании.
Цель исследования: проследить развитие личностных, психологических особенностей студентов по их самообразованию и уменьшить тем самым трудности, стоящие у них на пути.
Задачи исследования: повести социологические исследования психологического состояния студентов по их самообразованию и развития любознательности. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что самообразование личности помогает развивать её эмоциональный интеллект, развить универсальные учебные действия обучающихся, проследить динамику уровня сформированности самостоятельных, творческих учебных действий студентов.
Экспериментальная база исследования: обучающиеся 1 курсов отделений ГБПОУ КК КТК.
Так, в подростковом возрасте у студентов 1 курсов происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематезированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши и девушки склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных особенностей.
Еще одной особенностью когнитивной сферы личности является то, что умственное развитие подростков заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – это “ индивидуально - своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешения своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными , внешними условиями деятельности”.
Стиль мышления юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, личность с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учится хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так они не успевают за быстрым типом преподавания.
Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Устойчивость внимания – это способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (в данном случае информация на иностранном языке). В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Уровень одаренности – это характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок особенностей, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности.
Проводя анкетирование студентов, было установлено, что более 80% студентов 1 курса любознательны, около 60% студентов 2 курсов и 70% студентов 3 курса предпочитают получать профессиональную информацию из Интернета и научных журналов, более 60% студентов 4 курса предпочитают заниматься своим профессиональным самообразованием в библиотеках, читальных залах, на дополнительных курсах, через изучение дополнительной профессиональной литературы.
Следовательно, в подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности по своему дальнейшему профессиональному самообразованию, а иностранный язык помогает личности в её духовно-нравственном развитии, в сравнении ценностей общечеловеческих с ценностями мировой культуры.
Таким образом, существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности студентов.
Язык выполняет свои коммуникативные функции, когда реализуется в речи. Выделяют 3 коммуникативные функции языка: референтную, экспрессивную, импрессивную. Иностранный язык является важным инструментом вторичной социализации личности студентов, так как суть поликультурного образования – это диалог культур личностей, знающих иностранный язык в совершенстве. Позиция английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связана, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий (космических, информационных, лазерной техники, био и нанотехнологий), экономики. Это усиливает мотивацию студентов, желающих изучить английский язык как основной язык межгосударственного общения и научных исследований.
Во время исследования было опрошено 98 человек.
Было проведено анкетирование студентов групп Т 1-9,Э1-9б, ТО 1-9б,ЭС 2-9,АМ 2-9К, Э 3-9а, ТО 3-9, ЭО 4-9, ТО 4-9 .
В результате опроса было выявлено: что изучать английский язык необходимо (97%), так как английский язык дает: познание культуры:(55%), познание мира (35%), что знание языков связывает людей (89%) .Большинство студентов хотели бы более углубленно изучать английский язык на курсах(69%), для поездки за границу (21%) , и для будущей профессиональной деятельности(10%). Студенты желали бы знать более трех языков (42%), менее трех (58%). Они считают, что изучение английского языка способствует развитию их интеллекта(96%) и полагают, что лучше с 5 лет изучать иностранный язык(88%), так как, если развивать деловые контакты и посещать заграницу с деловыми визитами, то знание языка английского необходимо(80%), а если кто-то захочет иммигрировать, то знание иностранного языка просто обязательно(100%).
В заключении констатируем, что представленное учебно-методическое пособие по развитию навыков чтения, письма и говорения обучающихся иностранному языку студентов 1 курса даёт положительный устойчивый эффект при учебной аналитике и контролю качества образования в условиях новизны ФГОС, с учётом связи учебного предмета и программы воспитания, применения цифровых ресурсов при изучении тем, личностно-деятельностной оценки представления собственных проектов и их публичной защиты обучающимися в творческих презентациях на иностранном языке.
Библиографическая ссылка
Бабаринов Д.С., Краснопёрова А.Г. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА, ГОВОРЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОЦЕСС ДИНАМИЧНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММОТНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20783 (дата обращения: 21.11.2024).