Введение. По данным разных авторов около 40-80% населения является акцентуированными личностями, которые при попадании в конкретные стрессовые ситуации адаптируются совершенно иначе чем люди с другой акцентуацией или гармоничные личности [1]. Учет личностных особенностей позволят предвидеть и предотвратить факторы, ведущие к дезадаптации индивида, что в свою очередь способствует предупреждению психических расстройств [2, 3, 4]. Каждый тип акцентуации имеет свое «слабое звено», не устойчивость к воздействию определенного рода ситуаций, тогда как иного рода воздействия могут переноситься вполне нормально. [5].
Выявление взаимосвязи между типами акцентуаций и социально-психологической адаптацией, помогает определить трудности и особенности, характерные для обладателей тех или иных типов акцентуаций [6].
Цель: анализ литературы о методах повышения социальной адаптации у лиц с акцентуациями характера, обобщение основных сведений для использования материала в учебном процессе и психологическом сопровождении обучающихся.
Личности с акцентуациями характера очень редко имеют выраженную социальную дезадаптацию [7], лишь в определенных стрессовых ситуациях, которые связанны с их наиболее заостренными чертами, в отличии от психопатий, проявляющихся на протяжении всей жизни индивидуума. Каждый тип личности реагирует в однотипной ситуации иначе чем другой или не реагирует вовсе [8].
В качестве попытки адаптироваться к стрессовым условиям среды человек прибегает к реакциям компенсации - то есть развивает свои наиболее сильные качества, или гиперкомпенсации, пытаясь скрыть свои слабые черты путем их подавления. Оба способа имеют различную сложность в своей реализации. Так, гиперкомпенсаторные механизмы являются более простыми в следствии примитивности своего осуществления и происхождения - индивиду не обязательно работать над своими эмоциональными и психическими качествами и достаточно лишь завуалировать слабые стороны. В то же время компенсаторные реакции более сложны в реализации так как требуют работы над самим собой. Рассмотрим способы адаптаций различных типов личностей.
У шизоидов попавших в неблагоприятную среду: поступление в новое учебное заведение, смена места работы - возможны 2 вида реакций. Индивид попытается дистанцироваться от окружающих, погрузившись в мир своих фантазий и увлечений [1, 8]. Однако, шизоидные личности, как и все люди нуждаются в удовлетворении своих социальных потребностей и поэтому наряду со своей аутистичной моделью поведения будут искать себе друга, разделяющего его увлечения и мировоззрение [9, 10], что в случае успеха, будет способствовать снижению стресса и повышению адаптации к нему. Однако иногда компенсационные факторы, такие как бегство в иллюзорный мир собственных фантазий, еще сильнее усиливают социальную дезадаптацию личности вследствие своеобразной изоляции личности от социума, поэтому они играют двоякую роль в успешном формировании социальной приспособленности индивида как личности. Очень часто дети с шизоидной акцентуацией характера предпочитают довольно тихие и индивидуальные занятия - прогулки на природе, читательский кружок, прочие виды деятельности, не связанные с налаживанием тесных эмоциональных, неформальных отношений. В силу того, что шизоидные личности имеют довольно узкий, но постоянный круг интересов, их необходимо активно привлекать в кружки и секции, которые будут ему интересны. Это будет способствовать постепенной адаптации к социуму без лишнего стресса. Однако очень важно посещать те виды деятельности, которые интересны самому ребенку, так как в противном случае он может лишь сильнее погрузиться в мир своих фантазий и увлечений, что усложнит дальнейшую социальную адаптацию.
Гипертимный тип акцентуации характера отличается, повышенной физической активностью, жизнерадостностью и адекватными требованиями к себе и окружающим, что уменьшает количество межличностных конфронтаций и стрессовых ситуация. Принятие вины и проблемы на себя в случае конфликта также положительно сказывается на адаптационных способностях индивидуума [11], создавая благоприятный фон для развития социальных навыков и ролей [12], уменьшая психоэмоциональные затраты на урегулирование междоусобиц. Такое поведение благотворно влияет на приспособленческие реакции в обществе, являясь важным и весьма действенным компенсаторным фактором в случае стрессовых ситуаций гипертимной личности. В качестве предупреждения девиантного поведения имеют место быть профилактические беседы о вреде алкоголя, в силу предрасположенности к нему личностей с гипертимной акцентуацией. С осторожностью таким личностям назначаются препараты с эффектом эйфории и подъема настроения.
Психастеническая акцентуация характеризуется более слабыми адаптационными способностями в силу своей склонности к невротическим расстройствам, ОКР и различным видам фобий, что усиливает нагрузку на психоэмоциональную и волевую сферу человека [13, 4]. Несмотря на это есть и приспособительные поведенческие реакции - стремление дистанцироваться от стрессовых ситуаций или попытка самоконтроля. В силу частых нарушений в эмоционально-волевой сфере такие личности являются плохо адаптированными в условиях современного социума [10]. Улучшить социальную адаптацию индивида способно посещение специалиста в области психиатрии и возможная психокоррекция [15].
Циклоиды отличаются сильными эмоциональными переживаниями после неудач или резких замечаний со стороны других людей [10]. Во время фазы эмоционального подъема слабые места схожи с таковыми у гипертимических личностей [9, 6], благодаря чему поведенческие и эмоциональные адаптации схожи с такими у личностей - гипертимиков. Помимо этого, стоит отметить субдепрессивную фазу. При нахождении в ней, психотип личности имеет сходства с психастеническим типом акцентуации. Из этого следует, что как слабые, так и сильные стороны характера в какой-то степени идентичны психастеническим [13]. Для наиболее лучшей адаптации к стрессовым факторам рекомендуется сгладить контраст между двумя фазами рекомендуется посещение психотерапевта или психолога, так реакция личности на стресс будет более предсказуемой. При наблюдении за личностями с циклоидной акцентуацией очень важно уметь распознавать фазу, в которой она находится, с целью возможного предупреждения стрессовых факторов [14], к которым человек наиболее уязвим в данный период.
Лабильный тип акцентуации отличается частой и резкой сменой настроения, повышенной слезливостью по малейшим поводам. За счет своей излишней эмоциональности такие личности при попадании под воздействие стрессовых факторов ищут моральной поддержки со стороны окружения [9, 11]. Чаще всего подростки с лабильным типом акцентуации ищут себе друга, который будет готов выслушать и утешить их, выступая в невольной роли психотерапевта. Данный способ поведенческой реакции в ответ на стресс показывает, что в условиях частичной или полной изоляции от социума или при непонимании со стороны общества, лабильные личности будут чрезвычайно сильно подвержены влиянию стресса в силу отсутствия способов адаптации к нему. Благоприятным для сглаживания скачков психоэмоционального фона будет посещение сеансов психотерапии и прием фармакологических препаратов класса нормотимиков, если человек не в силах самостоятельно выбирать адекватную ответную реакцию на стрессовые факторы.
Истероидный тип личности в силу своего чрезмерного эгоцентризма и желания всеобщего почитания имеет склонность к демонстративным попыткам суицида. В связи с присущей выраженной тенденцией к показательной аутоагрессии - различным формам самоубийства, приемом наркотических и алкогольных препаратов, рекомендуется назначение фармакологических препаратов, блокирующих деструктивное поведение. В том случае если эгоцентризм личности мешает комфортному нахождению в социуме возможно посещение психолога или же психотерапевта. В качестве поведенческих реакций в ответ на стрессовые факторы чаще всего используется попытка обратить к себе внимание, поиск помощи среди окружающих в чем выражается бессознательная склонность к насыщению своего эго [13, 14].
Эпилептоидный тип имеет тенденцию к социальной дезадаптации в связи со склонностью к агрессии и жестокости. В качестве методов решения проблемы такие личности чаще всего выбирают путь прямой конфронтации в случае межличностных конфликтов, с целью освобождения и разрядки от накопившегося желания к компульсивному поведению. Такая форма девиантного поведения плохо поддается самостоятельной коррекции и поэтому с самых ранних лет жизни необходимо проведение воспитательных бесед о недопустимости деструктивного поведения по отношению к другим людям. В том случае если декомпенсационные реакции в ответ на стрессовые ситуации имеют ярко выраженные асоциальный характер необходимо наблюдение у медицинского психолога или психиатра, для повышения дальнейшей социальной адаптации личности и исключения тяжелых психических расстройств [16].
Астено-невротический тип - подвержены различного рода неврозам, невропатиям и многочисленным заболеваниям соматического типа. К факторам, отрицательно влияющим на социальную адаптацию индивидуума следует отнести пониженный порог утомляемости организма, высокую раздражительность и тенденцию к ипохондрии. Отмечаются частые нарушения сна и снижение эмоционального фона. В качестве адаптации к стрессовым ситуациям личность будет прибегать к выплеску негативных эмоций, однако они не будут иметь ярко выраженной агрессии в отличии таковых у людей эпилептоидного типа акцентуации характера. Если поведение индивидуума начинает приводить к его социальной дезадаптации и делает его нормальное нахождение в обществе затруднительным, то рекомендуется посещение психотерапевта [16].
Сенситивный тип акцентуации характера отличается чрезвычайно сильной осторожностью, подозрительностью и даже замкнутостью в случаях внезапных перепитий судьбы. Уже самые ранние годы жизни омрачают различные фобии, высокая пугливость, робость и стеснительность, которые лишь усиливаются при действии стрессовых факторов. При ощущении чувства собственной неполноценности и своеобразной “дефектности”, проявляются выраженные реакции гиперкомпенсации. Грустный в душе ребенок пытается быть весельчаком компании, девочка, считающая себя некрасивой, начинает наносить вычурный макияж с целью казаться окружающему их обществу другими, что может привести к непониманию и различного рода мелким конфликтам, тем самым усилив влияние стрессовых факторов. Наиболее разумным способом адаптации к социуму будет посещение психолога, в попытке искоренить свои страхи, фобии, побороть глубинные комплексы и в силу своих возможностей не прибегать к реакциям гиперкомпенсации [17].
Конформный тип акцентуации характера наиболее сильно подвержен стрессовым факторам, связанным с вынужденным самостоятельным принятием решения, нахождением в центре внимания. Адаптация к новым условиям среды как правило протекает тяжело в связи с тем, что личность еще не знает новых правил окружающих или пытается перестроить свое поведение под них. В связи с этим не рекомендуется занимать в профессиональной среде тех должностей, которые будут требовать частых индивидуальных решений и многочисленных смен обстановок или контингента, связанного с выполнением рабочих обязанностей. В качестве поведенческой реакции в ответ на стресс личность будет выбирать политику конформации с окружающими людьми при ее допустимости [17].
Неустойчивый тип характеризуется частыми проявлениями различного рода невропатий и слабой способностью или желанием учиться. Первые стрессовые ситуации, связанные с социальной направленностью, начинаются уже в детском саду и общеобразовательных учебных заведениях в связи с отсутствием стремления к обучению и попытками прогулять или вовсе сорвать урок. Кроме этого, социальную адаптацию нарушает склонность к девиантному поведению – ранняя алкоголизация, деструктивное поведение, склонность к вандализму, азартным играм создает не благоприятную среду для формирования и дальнейшего развития подростковой психики и делает ее особенно уязвимой по отношению к стрессовым факторам различного рода, вследствие чего может развиться декомпенсация.
Исходя из описаний поведенческо-адаптивных реакций личности можно подразделить на несколько типов. К первому будут относиться те индивидуумы, которые в случае попадания под воздействие стрессовых факторов будут прибегать к стратегии конфронтации - истероидные, астено-невротические, эпилептоидные и неустойчивые акцентуации характера. Ко второй группе будут относиться личности, выбирающие стратегию бегства, конформизма или поиска помощи со стороны окружающих людей - шизоидные, гипертимные, психастенические, циклоидные, лабильные, сенситивные и конформные типы. Исходя из того, как человек реагирует на стрессовые ситуации можно с определенной долей вероятности определить тип его акцентуации характера. Это может быть не только на профессиональном, но и на бытовом уровне, так как это способно облегчить нахождение и жизнь рядом с такой личностью. Зная слабые стороны, мы сможем предупредить наиболее триггерные стрессовые моменты для данного человека. Это будет особенно полезно в детском и подростковом возрасте, так как в какой-то степени поспособствует снижению количества межличностных конфликтов и улучшит процесс социальной адаптации.
Для наиболее лучшей социальной адаптации личности необходим комплексный учет характеристик – развитие компенсаторных способностей, профилактики делинквентного поведения и различных зависимостей. Для наиболее комфортного ее осуществления рекомендуется постепенное “вливание” в общество - посещение интересующих кружков, спортивных секций и прочих видов коллективной деятельности. Необходимо добавить, что существует чрезвычайно мало людей с “чистыми” акцентуациями. Чаще всего человек имеет две или три, что может в какой-то степени облегчить или наоборот усложнить процесс социальной адаптации [18]. Поэтому очень важным является посещение квалифицированного клинического психолога для установления имеющихся у индивида акцентуаций характера.
Каждая из акцентуаций характера имеет свои определенные наиболее уязвимые черты [7]. Очень важным фактором для наилучшей социальной адаптации является “отучение” акцентуированной личности от неверного способа решения проблемы, который способен привести к еще более сильному стрессовому фону. Еще одним условием является своевременное посещение психолога или психотерапевта в том случае если декомпенсационные реакции делают нормальное нахождение в обществе затруднительным. Самым важным фактором является выбор тех условий среды, которые сочетаются с той или иной акцентуацией [19].
Важно преодолевать стигматизаию и самостигматизацию в социуме, например демонстрация в кино/сериалах людей которые имеют акцентуацию, и раскрытие характера героя с акцентуацией с хорошей стороны, может помочь в преодолении различных комплексов индивида (я не такой как все. я не общительный, слишком активный) и быть хорошим способом повышения адаптации [20].
Своевременное определение акцентуированных черт характера является важным фактором повышения качества жизни. Знание собственных «слабых мест» в характере дает человеку возможность предвидеть факторы, условия, обстоятельства, способные вызвать реакции, которые ведут к дезадаптации, и тем самым корректировать и адаптировать свое поведение, позволит более успешно функционировать в социуме, профилактировать психические расстройства.
Библиографическая ссылка
Северин И.Е. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20761 (дата обращения: 24.11.2024).