Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Северин И.Е. 1
1 ФГБОУ ВО Волгоградский Государственный Медицинский университет
В данной статье даны описания поведенческих и эмоциональных реакций личностей с различными психотипами. Каждый тип акцентуации характера сопровождается кратким очерком присущим ему набором качеств, наиболее уязвимыми и адаптивными реакциями в той или иной ситуации. В завершение к общей картине каждого конкретного преморбидного состояния человеческого характера даны советы и практические рекомендации с целью повышения социальной адаптации в стрессовых для личности, обладающей определенным психотипом, ситуаций. В ходе исследования было выявлено, что каждый психотип по-своему адаптивен в условиях стрессовых социальных факторов. Очень важным условием для профилактики возможных расстройств эмоциональной и психоволевой сферы на почве постоянного стресса является правильное использование компенсаторных реакция и знать особенности своего личностного восприятия. В результате статьи был сделан вывод о необходимости постепенного повышения социальной адаптации индивида с самого детства, чтобы резкая попытка к адаптации не являлась для него травмирующим событием в чем может помочь учет акцентуации характера личности, а также своевременное посещение психолога в том случае, если самостоятельная адаптация является затруднительной.
акцентуация характера
стресс
социальная адаптация
дезадаптация
расстройства
реакции компенсации
1. Овчинников, Б.В. Проблема диагностики акцентуаций личности: опросник акцентуированных радикалов / Б.В. Овчинников, И.В. Тюряпина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2016. – Т. 9, № 1. – С. 27–31. DOI: 10.14529/psy160103
2. Ким С.Д., Кузнецова А.А. Психоэмоциональное состояние в условиях режима самоизоляции // В сборнике: Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. Материалы 78-й международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. 2020. С. 71-72.
3. Алябьев, А.Е. О взаимосвязи социальнопсихологической адаптации и акцентуации характера у подростков // Акмеология. 2015. №3 (55)
4. Технологии социальной работы с молодежью: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Социальная работа" ("бакалавр")/ Под редакцией Н.Ф. Басова. – Москва : Компания КноРус, 2018. – 398 с.
5. Байгазиева, Ж. Т. Взаимосвязь акцентуаций характера подростков с уровнем их социально-психологической адаптации / Ж. Т. Байгазиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66374/ (дата обращения: 16.12.2021)].
6. Чередникова, А. Д. Взаимосвязь акцентуации и социально-психологической адаптации в подростковом возрасте / А. Д. Чередникова // СМАЛЬТА. – 2017. – № 2. – С. 60-63.
7. Газиева, М. З. Специфика акцентуации характера при острых и отсроченных реакциях на стресс / М. З. Газиева, Э. Л. А. Гадаева // Педагогика и психология в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 28 октября 2020 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2020. – С. 277-282.
8. Белорусова, А. В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте / А. В. Белорусова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № T18. – С. 16-20.
9. Буданова, Е. И. Влияние акцентуации характера на стратегии поведения в конфликтной ситуации у старших школьников / Е. И. Буданова, Н. В. Еркин // Феномен человека, Подольск, 27–28 апреля 2015 года. – Подольск: Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Московский областной гуманитарный институт", 2015. – С. 73-76.
10. Тюряпина, И. В. Группы риска психической дезадаптации среди студентов-первокурсников вуза с различными типами акцентуации личности // Экология человека. 2014. №3
11. Pedagogical Conditions Of Student Coping Behavior Formation: Aspect Of Coping Strategies And Coping Resources Interaction In University Educational Process / O. V. Popova, T. V. Pushkareva, L. K. Fortova [et al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2018. – Vol. 8. – No 5. – P. 365-377
12. Тюряпина, И.В. Особенности психоэмоционального состояния у студентов с различными акцентуациями личности в период адаптации к вузу // МНКО. 2016. №1 (56).
13. Лазуткина, Н. Г. Стрессоустойчивость подростков с различным типом акцентуаций характера / Н. Г. Лазуткина // Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях: Сборник материалов XV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28–29 ноября 2019 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 103-106.
14. Ясько, Б. А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса / Б. А. Ясько // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013. – № 3(123). – С. 163-167
15. Оруджев, Н.Я., Поплавская О.В., Современные подходы к фармакотерапии обсессивно-компульсивного расстройства. Лекарственный вестник. - 2013. - С.38-43.
16. Попрядухина, Н. Г. Изучение понятия "акцентуации характера" в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях / Н. Г. Попрядухина, О. Н. Сахановская // Психологическое благополучие современного человека : Материалы Международной заочной научно- практической конференции, Екатеринбург, 11 апреля 2018 года / Отв. ред. С.А. Водяха. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 273-279.
17. Зарубко, Е. Ю. Профессиональная адаптация и копинг-стратегии / Е. Ю. Зарубко, Н. С. Вакарина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2014. – № 9. – С. 246-253
18. Сгонник Л.В. Психологическое сопровождение подростков с акцентуациями характера как условие их адаптации к условиям профессиональной подготовки // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6).
19. Манухина, С. Ю. Профессиональный стресс в организационной среде / С. Ю. Манухина, Н. Н. Глушач, Н. М. Манухина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4(60). – С. 350-354.
20. Jesse D. Geller Introduction: Psychotherapy through the lens of cinema. Journal of Clinical Psychology. 09 July 2020 https://doi.org/10.1002/jclp.22995

Введение. По данным разных авторов около 40-80% населения является акцентуированными личностями, которые при попадании в конкретные стрессовые ситуации адаптируются совершенно иначе чем люди с другой акцентуацией или гармоничные личности [1]. Учет личностных особенностей позволят предвидеть и предотвратить факторы, ведущие к дезадаптации индивида, что в свою очередь способствует предупреждению психических расстройств [2, 3, 4]. Каждый тип акцентуации имеет свое «слабое звено», не устойчивость к воздействию определенного рода ситуаций, тогда как иного рода воздействия могут переноситься вполне нормально. [5].

Выявление взаимосвязи между типами акцентуаций и социально-психологической адаптацией, помогает определить трудности и особенности, характерные для обладателей тех или иных типов акцентуаций [6].

Цель: анализ литературы о методах повышения социальной адаптации у лиц с акцентуациями характера, обобщение основных сведений для использования материала в учебном процессе и психологическом сопровождении обучающихся.

Личности с акцентуациями характера очень редко имеют выраженную социальную дезадаптацию [7], лишь в определенных стрессовых ситуациях, которые связанны с их наиболее заостренными чертами, в отличии от психопатий, проявляющихся на протяжении всей жизни индивидуума. Каждый тип личности реагирует в однотипной ситуации иначе чем другой или не реагирует вовсе [8].

В качестве попытки адаптироваться к стрессовым условиям среды человек прибегает к реакциям компенсации - то есть развивает свои наиболее сильные качества, или гиперкомпенсации, пытаясь скрыть свои слабые черты путем их подавления. Оба способа имеют различную сложность в своей реализации. Так, гиперкомпенсаторные механизмы являются более простыми в следствии примитивности своего осуществления и происхождения - индивиду не обязательно работать над своими эмоциональными и психическими качествами и достаточно лишь завуалировать слабые стороны. В то же время компенсаторные реакции более сложны в реализации так как требуют работы над самим собой. Рассмотрим способы адаптаций различных типов личностей.

У шизоидов попавших в неблагоприятную среду: поступление в новое учебное заведение, смена места работы - возможны 2 вида реакций. Индивид попытается дистанцироваться от окружающих, погрузившись в мир своих фантазий и увлечений [1, 8]. Однако, шизоидные личности, как и все люди нуждаются в удовлетворении своих социальных потребностей и поэтому наряду со своей аутистичной моделью поведения будут искать себе друга, разделяющего его увлечения и мировоззрение [9, 10], что в случае успеха, будет способствовать снижению стресса и повышению адаптации к нему. Однако иногда компенсационные факторы, такие как бегство в иллюзорный мир собственных фантазий, еще сильнее усиливают социальную дезадаптацию личности вследствие своеобразной изоляции личности от социума, поэтому они играют двоякую роль в успешном формировании социальной приспособленности индивида как личности. Очень часто дети с шизоидной акцентуацией характера предпочитают довольно тихие и индивидуальные занятия - прогулки на природе, читательский кружок, прочие виды деятельности, не связанные с налаживанием тесных эмоциональных, неформальных отношений. В силу того, что шизоидные личности имеют довольно узкий, но постоянный круг интересов, их необходимо активно привлекать в кружки и секции, которые будут ему интересны. Это будет способствовать постепенной адаптации к социуму без лишнего стресса. Однако очень важно посещать те виды деятельности, которые интересны самому ребенку, так как в противном случае он может лишь сильнее погрузиться в мир своих фантазий и увлечений, что усложнит дальнейшую социальную адаптацию.

Гипертимный тип акцентуации характера отличается, повышенной физической активностью, жизнерадостностью и адекватными требованиями к себе и окружающим, что уменьшает количество межличностных конфронтаций и стрессовых ситуация. Принятие вины и проблемы на себя в случае конфликта также положительно сказывается на адаптационных способностях индивидуума [11], создавая благоприятный фон для развития социальных навыков и ролей [12], уменьшая психоэмоциональные затраты на урегулирование междоусобиц. Такое поведение благотворно влияет на приспособленческие реакции в обществе, являясь важным и весьма действенным компенсаторным фактором в случае стрессовых ситуаций гипертимной личности. В качестве предупреждения девиантного поведения имеют место быть профилактические беседы о вреде алкоголя, в силу предрасположенности к нему личностей с гипертимной акцентуацией. С осторожностью таким личностям назначаются препараты с эффектом эйфории и подъема настроения.

Психастеническая акцентуация характеризуется более слабыми адаптационными способностями в силу своей склонности к невротическим расстройствам, ОКР и различным видам фобий, что усиливает нагрузку на психоэмоциональную и волевую сферу человека [13, 4]. Несмотря на это есть и приспособительные поведенческие реакции - стремление дистанцироваться от стрессовых ситуаций или попытка самоконтроля. В силу частых нарушений в эмоционально-волевой сфере такие личности являются плохо адаптированными в условиях современного социума [10]. Улучшить социальную адаптацию индивида способно посещение специалиста в области психиатрии и возможная психокоррекция [15].

Циклоиды отличаются сильными эмоциональными переживаниями после неудач или резких замечаний со стороны других людей [10]. Во время фазы эмоционального подъема слабые места схожи с таковыми у гипертимических личностей [9, 6], благодаря чему поведенческие и эмоциональные адаптации схожи с такими у личностей - гипертимиков. Помимо этого, стоит отметить субдепрессивную фазу. При нахождении в ней, психотип личности имеет сходства с психастеническим типом акцентуации. Из этого следует, что как слабые, так и сильные стороны характера в какой-то степени идентичны психастеническим [13]. Для наиболее лучшей адаптации к стрессовым факторам рекомендуется сгладить контраст между двумя фазами рекомендуется посещение психотерапевта или психолога, так реакция личности на стресс будет более предсказуемой. При наблюдении за личностями с циклоидной акцентуацией очень важно уметь распознавать фазу, в которой она находится, с целью возможного предупреждения стрессовых факторов [14], к которым человек наиболее уязвим в данный период.

Лабильный тип акцентуации отличается частой и резкой сменой настроения, повышенной слезливостью по малейшим поводам. За счет своей излишней эмоциональности такие личности при попадании под воздействие стрессовых факторов ищут моральной поддержки со стороны окружения [9, 11]. Чаще всего подростки с лабильным типом акцентуации ищут себе друга, который будет готов выслушать и утешить их, выступая в невольной роли психотерапевта. Данный способ поведенческой реакции в ответ на стресс показывает, что в условиях частичной или полной изоляции от социума или при непонимании со стороны общества, лабильные личности будут чрезвычайно сильно подвержены влиянию стресса в силу отсутствия способов адаптации к нему. Благоприятным для сглаживания скачков психоэмоционального фона будет посещение сеансов психотерапии и прием фармакологических препаратов класса нормотимиков, если человек не в силах самостоятельно выбирать адекватную ответную реакцию на стрессовые факторы.

Истероидный тип личности в силу своего чрезмерного эгоцентризма и желания всеобщего почитания имеет склонность к демонстративным попыткам суицида. В связи с присущей выраженной тенденцией к показательной аутоагрессии - различным формам самоубийства, приемом наркотических и алкогольных препаратов, рекомендуется назначение фармакологических препаратов, блокирующих деструктивное поведение. В том случае если эгоцентризм личности мешает комфортному нахождению в социуме возможно посещение психолога или же психотерапевта. В качестве поведенческих реакций в ответ на стрессовые факторы чаще всего используется попытка обратить к себе внимание, поиск помощи среди окружающих в чем выражается бессознательная склонность к насыщению своего эго [13, 14].

Эпилептоидный тип имеет тенденцию к социальной дезадаптации в связи со склонностью к агрессии и жестокости. В качестве методов решения проблемы такие личности чаще всего выбирают путь прямой конфронтации в случае межличностных конфликтов, с целью освобождения и разрядки от накопившегося желания к компульсивному поведению. Такая форма девиантного поведения плохо поддается самостоятельной коррекции и поэтому с самых ранних лет жизни необходимо проведение воспитательных бесед о недопустимости деструктивного поведения по отношению к другим людям. В том случае если декомпенсационные реакции в ответ на стрессовые ситуации имеют ярко выраженные асоциальный характер необходимо наблюдение у медицинского психолога или психиатра, для повышения дальнейшей социальной адаптации личности и исключения тяжелых психических расстройств [16].

Астено-невротический тип - подвержены различного рода неврозам, невропатиям и многочисленным заболеваниям соматического типа. К факторам, отрицательно влияющим на социальную адаптацию индивидуума следует отнести пониженный порог утомляемости организма, высокую раздражительность и тенденцию к ипохондрии. Отмечаются частые нарушения сна и снижение эмоционального фона. В качестве адаптации к стрессовым ситуациям личность будет прибегать к выплеску негативных эмоций, однако они не будут иметь ярко выраженной агрессии в отличии таковых у людей эпилептоидного типа акцентуации характера. Если поведение индивидуума начинает приводить к его социальной дезадаптации и делает его нормальное нахождение в обществе затруднительным, то рекомендуется посещение психотерапевта [16].

Сенситивный тип акцентуации характера отличается чрезвычайно сильной осторожностью, подозрительностью и даже замкнутостью в случаях внезапных перепитий судьбы. Уже самые ранние годы жизни омрачают различные фобии, высокая пугливость, робость и стеснительность, которые лишь усиливаются при действии стрессовых факторов. При ощущении чувства собственной неполноценности и своеобразной “дефектности”, проявляются выраженные реакции гиперкомпенсации. Грустный в душе ребенок пытается быть весельчаком компании, девочка, считающая себя некрасивой, начинает наносить вычурный макияж с целью казаться окружающему их обществу другими, что может привести к непониманию и различного рода мелким конфликтам, тем самым усилив влияние стрессовых факторов. Наиболее разумным способом адаптации к социуму будет посещение психолога, в попытке искоренить свои страхи, фобии, побороть глубинные комплексы и в силу своих возможностей не прибегать к реакциям гиперкомпенсации [17].

Конформный тип акцентуации характера наиболее сильно подвержен стрессовым факторам, связанным с вынужденным самостоятельным принятием решения, нахождением в центре внимания. Адаптация к новым условиям среды как правило протекает тяжело в связи с тем, что личность еще не знает новых правил окружающих или пытается перестроить свое поведение под них. В связи с этим не рекомендуется занимать в профессиональной среде тех должностей, которые будут требовать частых индивидуальных решений и многочисленных смен обстановок или контингента, связанного с выполнением рабочих обязанностей. В качестве поведенческой реакции в ответ на стресс личность будет выбирать политику конформации с окружающими людьми при ее допустимости [17].

Неустойчивый тип характеризуется частыми проявлениями различного рода невропатий и слабой способностью или желанием учиться. Первые стрессовые ситуации, связанные с социальной направленностью, начинаются уже в детском саду и общеобразовательных учебных заведениях в связи с отсутствием стремления к обучению и попытками прогулять или вовсе сорвать урок. Кроме этого, социальную адаптацию нарушает склонность к девиантному поведению – ранняя алкоголизация, деструктивное поведение, склонность к вандализму, азартным играм создает не благоприятную среду для формирования и дальнейшего развития подростковой психики и делает ее особенно уязвимой по отношению к стрессовым факторам различного рода, вследствие чего может развиться декомпенсация.

Исходя из описаний поведенческо-адаптивных реакций личности можно подразделить на несколько типов. К первому будут относиться те индивидуумы, которые в случае попадания под воздействие стрессовых факторов будут прибегать к стратегии конфронтации - истероидные, астено-невротические, эпилептоидные и неустойчивые акцентуации характера. Ко второй группе будут относиться личности, выбирающие стратегию бегства, конформизма или поиска помощи со стороны окружающих людей - шизоидные, гипертимные, психастенические, циклоидные, лабильные, сенситивные и конформные типы. Исходя из того, как человек реагирует на стрессовые ситуации можно с определенной долей вероятности определить тип его акцентуации характера. Это может быть не только на профессиональном, но и на бытовом уровне, так как это способно облегчить нахождение и жизнь рядом с такой личностью. Зная слабые стороны, мы сможем предупредить наиболее триггерные стрессовые моменты для данного человека. Это будет особенно полезно в детском и подростковом возрасте, так как в какой-то степени поспособствует снижению количества межличностных конфликтов и улучшит процесс социальной адаптации.

Для наиболее лучшей социальной адаптации личности необходим комплексный учет характеристик – развитие компенсаторных способностей, профилактики делинквентного поведения и различных зависимостей. Для наиболее комфортного ее осуществления рекомендуется постепенное “вливание” в общество - посещение интересующих кружков, спортивных секций и прочих видов коллективной деятельности. Необходимо добавить, что существует чрезвычайно мало людей с “чистыми” акцентуациями. Чаще всего человек имеет две или три, что может в какой-то степени облегчить или наоборот усложнить процесс социальной адаптации [18]. Поэтому очень важным является посещение квалифицированного клинического психолога для установления имеющихся у индивида акцентуаций характера.

Каждая из акцентуаций характера имеет свои определенные наиболее уязвимые черты [7]. Очень важным фактором для наилучшей социальной адаптации является “отучение” акцентуированной личности от неверного способа решения проблемы, который способен привести к еще более сильному стрессовому фону. Еще одним условием является своевременное посещение психолога или психотерапевта в том случае если декомпенсационные реакции делают нормальное нахождение в обществе затруднительным. Самым важным фактором является выбор тех условий среды, которые сочетаются с той или иной акцентуацией [19].

Важно преодолевать стигматизаию и самостигматизацию в социуме, например демонстрация в кино/сериалах людей которые имеют акцентуацию, и раскрытие характера героя с акцентуацией с хорошей стороны, может помочь в преодолении различных комплексов индивида (я не такой как все. я не общительный, слишком активный) и быть хорошим способом повышения адаптации [20].

Своевременное определение акцентуированных черт характера является важным фактором повышения качества жизни. Знание собственных «слабых мест» в характере дает человеку возможность предвидеть факторы, условия, обстоятельства, способные вызвать реакции, которые ведут к дезадаптации, и тем самым корректировать и адаптировать свое поведение, позволит более успешно функционировать в социуме, профилактировать психические расстройства.


Библиографическая ссылка

Северин И.Е. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20761 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674