Рассматривая различные виды профессиональной деятельности, можно отметить особое интеллектуальное и эмоциональное специалистов социономического направления: «человек-человек». Они постоянно, в процессе деятельности, вынуждены эмоционально общаться со значительным количеством клиентов, партнеров, участвовать в конфликтах, разрешать их, морально поддерживать их. Все это способствует высокому нервно-психическому напряжению специалистов. К этому можно добавить такие факторы как: ненормированный рабочий день, частые изменения условий труда, конфликтность между партнерами, клиентами.
В профессиональной деятельности специалистов системы «человек- человек» наблюдается значительное количество конфликтных ситуаций, что способствует увеличению количества и выраженности эмоциональных нарушений. Конфликты могут возникать между работниками, клиентами, руководством. Часто конфликты носят деструктивный характер, в организации отсутствует служба медиации (посредников).
Конфликт имеет следующие критерии: открытая длительная борьба; отношения между людьми негармоничны, мнения противоположны; борьба мнений и противоположность желаний; несовпадение сюжетов [1]. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно производимые отношения, противоположные нормам и ожиданиям, институтам и группам» [2, с. 39].
Стратегии поведения в конфликте [3]:
· конкуретная, то есть один субъект навязывает свое решение другому, при этом совершенно не учитывая мнение другой стороны;
· кооперирующая, дающая возможность решения, позитивного для обеих сторон, в случае умения сторон договариваться;
· стратегия занижения своих интересов, в угоду сопернику;
· уход субъектов из ситуаций конфликта, используя любые способы избегания.
· отсутствие решений или действий по разрешению конфликта, тогда конфликт может вспыхнуть с новой силой. Часто в конфликте бывает несколько стратегий, но одна из них главная.
В настоящее время активно развивается направление изучения СЭВ в свете особенностей профессиональной деятельности, которые могут приводить к личностным деформациям специалиста [4, 5].
Если рассматривать неблагоприятные условия организации профессиональной деятельности можно выделить три основных момента
1. Руководитель неэффективно организует совместную деятельность коллектива. Отсутствует эмоциональная поддержка, выражена тревожность. Возможны нечеткие, необоснованные требования.
2. Условия нехватки рабочего времени. Если его недостаточно , то стремление работника сделать все идеально вызовет истощение эмоциональное и физическое..
3. Неблагоприятная, конкурирующая обстановка в коллективе.
Целью нашего исследования являлось определение влияния индивидуального стиля поведения в конфликте на уровень сформированности СЭВ.
Для достижения цели исследования использовались следующие методики: 1) методика К. Томаса для определения стиля поведения в конфликте, 2) опросник Бойко В.В., позволяющий определить уровень сформированности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания; (Райгородский, 1999).
В нашем исследовании респонденты были распределены по стилю поведения в конфликте следующим образом: соперничество - 26,3% (16 человек), сотрудничество – 30% (18 человек), компромисс – 33,3% (20 человек), избегание – 33,3% (20 человек), приспособление –23,3% (14 человек).
На рисунке 1 представлено соотношение респондентов по сформированности симптомов и фаз СЭВ.
Рис 1 Соотношение количества респондентов по СЭВ
Далее представлены коэффициенты корреляции Спирмена между показателями синдрома эмоционального выгорания и показателями стиля решения конфликта.
Выявлено 10 статистически значимых коэффициентов корреляции. Сильные связи (r ≥ 0,7) - 4. Корреляций средней силы (0,5 ≤ r < 0,7) – 6. Наибольшая сила связей отмечается
· между шкалами«Избегание» (r=085) и «Загнанность в клетку»,
· между шкалами «Избегание» (r=0,79) и «Неудовлетворенность собой»,
· между шкалами «Избегание» (r=0,79) и фаза истощения.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать выводо том, что индивидуальный стиль решения конфликтов влияет на формирование эмоционального выгорания у специалистов социономических профессий.
Область применения. Выявленные закономерности имеют значение для психологии, конфликтологии, педагогической психологии. Установлены зависимости между уровнем напряженности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания и стилями поведения в конфликте. Практическая значимость полученных результатов заключается в целесообразности определения индивидуального стиля поведения респондента в конфликте ритма для оценки, прогнозирования и определения направления профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания.
Библиографическая ссылка
Карпович А.Е. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20696 (дата обращения: 05.10.2024).