Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одинцов В.П. 1
1 Самарский государственный технический университет
Сущность современного образования заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности). В связи с этим в начальной школе цель обучения состоит в том, чтобы «вырастить» человека как самостоятельную личность, социально ориентированную в современном высокотехнологичном обществе. Одним из способов и условий достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). Деятельностный подход не является совершенно новым для российской школы. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Одним из них является технология проблемно-диалогического обучения. В ходе анализа теоретической базы исследования были раскрыты понятия «проблемно-диалогическое обучение», «проблемное обучение», «побуждающий и подводящий диалог», «постановка учебной проблемы», «поиск решения»; были описаны методы проблемно-диалогической технологии. Было выявлено, что технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся не только самостоятельно «открывать» знания, а также обеспечивает постановку и решение учебных проблем школьниками, что представляет собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий и способствует развитию логического мышления учащихся, отработки навыков коммуникативных взаимодействий.
образование
проблемно-диалогическая технология
проблемное обучение
побуждающий диалог
мотивирующий приём
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016, 47 с. – (Стандарт второго поколения).
2. Вишниякова Т.В. Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетентности школьников // Науки об образовании №3 2018 с 23-26 – журнал.
3. Емельянова, И. А. Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2017 г.). — Пермь: Меркурий, 2017. — С. 167-169 – журнал.
4. Иоанова Т. К. Технология проблемно-диалогового обучения в начальных классах // Обучение и воспитание: методика и практика №2 2016. С 56-59 – журнал.
5. Мельникова Е. Л. «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус № 6, 7, 8 2018 – журнал.
6. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: учебное пособие // Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2013. С – 138.
7. Мельников Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Монография] // Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2017. - С 272.
8. Cамонова Н. А. Проблемно-диалогическое обучение в организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] infourok.ru (Дата обращения 23.02.21).
9. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Электронный ресурс] https://vml35.ru/wp-content/uploads/2019/12/tehnologiya_problemnogo_dialoga (Дата обращения 22.03.21).
10. Юранова Л. Г. Проблемно-диалогическое обучение как условие развития познавательного интереса в исследовательской деятельности на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/09/30/problemno-dialogicheskoe-obuchenie (Дата обращения 14.02.21).

Введение

В современном обществе в связи с быстрым технологическим прогрессом происходят заметные изменения. Окончательно отпали все сомнения, что интернет, мобильная связь, робототехника, растущие вычислительные мощности и т.д. влияют на жизнь общества и, в частности, на формирование личности школьника и его умения учиться. Информационные технологии «не стоят на месте» и обуславливают необходимость модернизировать школьное образование в направлении развития навыка самостоятельного получения знаний из открытых источников, раскрытия его внутреннего потенциала, подготовки к активной жизненной позиции. Для реализации данного формата школьного образования учителю необходимо обращаться к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке [2].

Сущность современного образования заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и свои творческие способности). В связи с этим в начальной школе цель обучения состоит в том, чтобы «вырастить» человека как самостоятельную личность, социально ориентированную в современном высокотехнологичном обществе. Одним из способов и условий достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка).

Деятельностный подход не является совершенно новым для российской школы. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Одним из них является технология проблемно-диалогического обучения.

В настоящий момент требованиями ФГОС второго поколения усиливается актуальность реализации исследовательских навыков формирования у школьников эмоционально ценностного отношения к познанию, в результате чего происходит развитие способностей к самостоятельному поиску знаний и умение подойти к решению проблем с целью создания личностью значимых продуктов деятельности [1].

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях — проблемном обучении (И. А. Ильницкая, В. Т. Кудрявцев, М. И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Т. Шумилин и др.) Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний [3].

В настоящий момент разработана технология обучения, позволяющая реализовать требования ФГОС второго поколения в направлении организации урока «открытия» нового знания, но не все учителя используют данную технологию на практике.

Теоретические аспекты использования проблемно-диалогической технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Проблемно-диалогическая технология – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Автором данного определения является Мельникова Елена Леонидовна [6].

Свой вклад в создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли многие наши отечественные педагоги, учёные. В их числе: Лернер И. Я. и Скаткин М. К., которые классифицировали методы проблемного обучения, Матюшкин А. Н., в свою очередь, разработал положение о роли проблемных ситуаций, Махмутов М. И. определил этапы проблемного обучения. Большинство ученых пришли к выводу, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Проблемно-диалогическая технология состоит из двух частей. Первая часть (проблемное обучение) означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.«Постепенно уходит в прошлое традиционная школа-школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение» - считает Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО Мельникова Е.Л.Постановка учебной проблемы– это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока [5].

Поиск решения – это этап формулирования нового знания.Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей иактивизации деятельности на уроке, формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности обучающихся.

Вторая часть (диалогическая) означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом: сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дороги. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, потому что нельзя не понимать то, до чего додумался самостоятельно [5].

Принципы технологии проблемного диалога - проблемность и диалогичность. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

По мнению Мельниковой Е. Л. – автора технологии проблемного диалога – «методы – это способы деятельности учителя на этапе введения новых знаний». Существуют три основных метода постановки учебной проблемы (по Мельниковой Е.Л):

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы урока с использованием мотивирующих приёмов [6].

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого [6].

При использовании проблемно-диалогической технологии в исследовательской деятельности следует учитывать ряд организационных моментов:

1) ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

2) учебный диалог ограничен во времени;

3) если ученик неактивен, он испытывает недостаток знаний;

4) учебный диалог требует полных ответов;

5) учебный диалог требует предварительной подготовки, определенной базы знаний.

Возрастная специфика данного метода проявляется в возможности корректировать его структуру («сворачивать» диалог) по мере творческого развития учащихся. При обучении младших школьников особенно важно не пропускать звено осознания противоречия и четко его прорабатывать соответствующими репликами. В противном случае (без осознания противоречия) большинство учащихся начальных классов сформулировать учебную проблему не смогут. При систематическом применении данного метода творческие способности учеников осознавать противоречие и формулировать проблему существенно возрастают. Поэтому со временем побуждение к осознанию противоречия становится для учащихся излишним, и может быть пропущено. При обучении младших школьников особенно важно не подменять побуждающий диалог монологическими методами, при которых учитель сам выдвигает и проверяет гипотезы, так как большинство учеников начальных классов не понимают гипотез, контраргументов или аргументов, сообщаемых учителем в готовом виде [4].

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В то же время они имеют определенную предметную и возрастную специфику. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается. При использовании проблемно-диалогической технологии необходимо учитывать возрастные и психологические особенности возраста детей.

Анализ и обобщение педагогического опыта учителей по использованию проблемно - диалогической технологии в организации исследовательской деятельности обучающихся

Использование проблемно-диалогической технологии в совокупности с исследовательской деятельностью является эффективным комплексным средством гармоничного развития личности, овладение младшими школьниками умения самостоятельно получать знания. Данная технология способствует успешной социализации личности, дает возможность приобрести различные навыки, формирует ценные личные качества: коллективизм, взаимопомощь, смелость, находчивость, инициативность, настойчивость, решительность, терпеливость, аккуратность и другие [7].

Основанием для анализа передового педагогического опыта в использовании указанной выше технологии послужили публикации статей в периодических изданиях научно-методических журналов.

Анализируя педагогический опыт по использованию проблемно - диалогической технологии в организации деятельности обучающихся, удалось обнаружить своеобразные черты организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.

Рассмотрим опыт Самоновой Натальи Алексеевны учителя начальных классов КОУ Омской области «Петропавловская адаптивная школа- интернат», которая работает по УМК «Школа 21 века» реализуя проблемно - диалогическую технологию на своих уроках окружающего мира в исследовательской деятельности. В статье, содержащей выступление Самоновой Натальи Алексеевны на методическом семинаре по теме: «Использование технологии проблемного диалога на уроках окружающего мира», целью которой являлось продемонстрировать коллегам результаты собственной работы с использованием проблемно-диалогической технологии в исследовательской деятельности, она продемонстрировала результативность использования подводящего диалога, как метода указанной выше технологии. Опираясь на свой педагогический опыт, Наталья Алексеевна убеждена, что использование подводящего диалога наиболее эффективно в исследовательской деятельности. Она обосновывает это тем, что у детей младшего школьного возраста отсутствует опыт в самостоятельном формулировании проблемы и постановки гипотезы, исходя из этого педагог предпочитает подвести детей к формулировке темы, а также перед началом исследовательской деятельности снабдить обучающихся всей информацией, в области которой будет вестись дальнейшая практическая работа. В структуру подводящего диалога педагог включает разные типы вопросов и заданий, необходимо чтобы они опирались на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Наталья Алексеевна обращает внимание на то, что, если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, то не стоит акцентировать на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, необходимо задавать следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Это позволит учащимся выйти на нужную «линию» рассуждений [8].

Исходя из вышесказанного и проанализировав опыт учителя, следует сделать вывод о том, что Наталья Алексеевна убедилась, что побуждающий от проблемной ситуации диалог, как метод проблемно-диалогической технологии, стимулирует познавательный интерес и интеллектуальное развитие учеников; активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, самостоятельность, предприимчивость и речь и, что особенно важно, воспитывает активную позицию школьника как личности. Дети не только получают знания, но и приобретают коммуникативные навыки общения - жизненно важное умение, которое они переносят в реальную жизнь. Кроме того, Самонова Н. А. утверждает, что применение данной технологии на уроках окружающего мира, способствует успешному усвоению предметных знаний учащимися, подтверждая свои слова тем, что ее ученики ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях и олимпиадах разного уровня и занимают призовые места.

Из выше сказанного видно, что использование приема постановки проблемы с помощью подводящего диалога, учитель подталкивает ученика на работу с незнакомым полем информации. Данный прием необходимо использовать с детьми, испытывающими трудности в обучении и тяжело ориентирующихся в незнакомом информационном пространстве. В отличии от подводящего диалога прием постановки проблемы с помощью побуждающего диалога позволяет ученикам проводить исследования в самостоятельной работе, где учитель является сопровождающим звеном, контролирующим правильность хода мыслей, рассуждений учащихся. Этот прием можно использовать для сильных учеников, легко ориентирующихся в новом, неизвестном материале, которые не боятся делать ошибочные предположения учебной проблемы. Сообщение темы с использованием мотивирующих приемов позволяет включить в активный диалог, целью которого является привлечение внимания детей к изучаемой теме или возникшей проблеме, обучающихся с задержкой психического развития.

Из вышеописанного анализа опыта указанных педагогов по использованию проблемно – диалогической технологии в исследовательской деятельности на уроках окружающего мира можно сделать вывод о том, что использование данной технологии выступает важнейшим условием развития познавательного интереса учащихся, организации самостоятельного поиска в решении проблемной ситуации и включения каждого обучающегося в учебную деятельность.

Заключение

Актуальность использования проблемно-диалогической технологии в рамках исследовательской деятельности на уроках в начальной школе обусловлена следующими факторами:

- ФГОС второго поколения усиливает актуальность реализации исследовательских навыков формирования у школьников эмоционально ценностного отношения к познанию, а, следовательно, развитие способностей к самостоятельному поиску знаний и умение подойти к решению проблем с целью создания личностью значимых продуктов деятельности;

- к необходимости использования данного формата обучения обращаются педагоги и психологи исследующие проблемное обучение (И. А. Ильницкая, В. Т. Кудрявцев, М. И. Махмутов и др.) и психологию творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Т. Шумилин и др.). На основе исследований которых Е. Л. Мельниковой разработала технологию проблемно-диалогического обучения, методы и приемы которой учителя могут использовать на уроках «открытия» нового знания и в исследовательской деятельности обучающихся.

В ходе анализа теоретической базы исследования были раскрыты понятия «проблемно-диалогическое обучение», «проблемное обучение», «побуждающий и подводящий диалог», «постановка учебной проблемы», «поиск решения»; были описаны методы проблемно-диалогической технологии. Было выявлено, что технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся не только самостоятельно «открывать» знания, а также обеспечивает постановку и решение учебных проблем школьниками, что представляет собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий и способствует развитию логического мышления учащихся, отработки навыков коммуникативных взаимодействий.

При анализе использования проблемно-дилогической технологии было выделено три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог (используется для сильных учеников, которые готовы искать решения проблемы путем проб и ошибок), подводящий к теме диалог (используется для учащихся первого класс или слабых учеников, которым тяжело самостоятельно формулировать проблему и работать в поле незнакомой информации для поиска ее решения возникшего затруднения. В него входят задания по актуализации ранее имеющихся знаний в репродуктивной или мыслительной формах) и сообщение темы урока с использованием мотивирующих приемов (данный метод целесообразно использовать для обучающихся испытывающих трудности в обучении, с задержкой психического развития так, как учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов («яркое пятно» или «актуальность»)).

При анализе собственного педагогического опыта была выявлена положительная динамика в развитии познавательной активности учащихся, увеличении количества самостоятельно используемых знаний в ходе исследования при использовании технологии проблемно-диалогического обучения, а значит она благотворно влияет на развитие личности школьника, социально ориентированной в современном высокотехнологичном обществе.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в создании единой системы использования проблемно-диалогической технологии на всех уроках «открытия» нового знания в начальной школе, грамотно определяя возможные методы и приемы ее использования в каждой предметной области.


Библиографическая ссылка

Одинцов В.П. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20646 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674