Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

Ситникова С.В. 1
1 Казахская академия спорта и туризма
баскетбол
функциональные возможности
тренировочный процесс
1. Кучкин, С. Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма / С. Н. Кучкин // Автореф. дис. ... док. мед. наук.- Казань, 1986. 48 с.
2. Муравьева, Л. Ф. Проявление игровой специализации баскетболистов в адаптации их организма к тестирующей нагрузке / Л. Ф. Муравьева, A. M. Невмянов, Н. К. Цепкова // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 23-24.
3. Федотова, Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е. В. Федотова - М.: СпрортАкадемПресс, 2013. 224 с.
4. Галочкин, Ю. Г. Факторы, лими¬тирующие деятельность спортсмена-игровика / Ю. Г. Галочкин, С. А. Бакулин // Физио¬логические и биохимические факторы, лимитирующие спортивную работоспособность. Волгоград, 2006. С. 76 - 86.
5. Ефимов, С. Д. Содержание адаптивно-укрепляющей тренировки в структуре годичного цикла баскетболистов 15-16 лет / С. Д. Ефимов // автореферат дисс. … канд. пед. наук / – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 24 с.

Актуальность. Важнейшей задачей всей спортивной подготовки является формирова­ние высокого уровня функциональных возможностей занимающихся, так как он выступает основой для роста спортивного мастерства и специальной фи­зической работоспособности, являясь предпосылкой способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тре­нировочным нагрузкам [1, 2]. Стабильные и высокие достижения в баскетболе возможны только на основе оптимизации тренировочного процесса, всех сторон подготовленности баскетболиста. В свою очередь оптимизация трениров­ки в баскетболе должна базироваться на применении на­учно-обоснованных средств и методов, при обязатель­ном учете специфики деятельности и факторов, опре­деляющих и лимитирующих работоспособность [3].

Баскетбол, с точки зрения физиологии, можно оха­рактеризовать как деятельность с изменяющимися ус­ловиями выполнения действий, осуществления перемен­ной по мощности мышечной работы, при интенсивной обработке большого объема экстеросенсорной информа­ции [4]. Вследствие этого успешность деятельности баскетболиста в значительной мере определяется состоянием центральной нервной системы, сенсорных систем и систем, обеспечивающих энергообеспечение организма. Крайне важно должное развитие интегративных функций центральной нервной системы, процессов высшей нервной деятельности. Это от­носится к реализации механизмов экстраполяции, рас­ширения объема внимания, оперативному восприятию и тонкому дифференцированию соматических и вегетатив­ных изменений в организме. Наибольшего эффекта от оптимально спланирован­ного тренировочного процесса можно ожидать только при условии эффективного управления им. В свою оче­редь управление тренировкой, то есть развитием раз­личных сторон подготовленности спортсмена, течением адаптационных процессов, возможно только на основе получения информации о происходящих в организме спортсмена изменениях. Такая информация может быть получена в физиологических исследованиях. Эта же информация может быть использована для индивидуали­зации тренировки, прогнозирования результатов и от­бора [5].

Объектом исследования является тренировочный процесс баскетболистов 11-12 лет.

Предмет исследования: изменение функционального состояния мальчиков 11-12 лет, занимающихся баскетболом, и не занимающихся спортом.

Цель исследования является выявление динамики функционального состояния мальчиков 11-12 лет в связи с занятиями баскетболом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у мальчиков, занимающихся баскетболом, будет больший прирост функциональных показателей, чем у мальчиков, не занимающихся баскетболом.

Исследования проводились в течение учебного года в средней общеобразовательной школе г. Алматы с мальчиками 11-12 лет. В экспериментальную группу вошли мальчики 11-12 лет, занимающиеся баскетболом; в контрольную группу – учащиеся общеобразовательной школы, не занимающиеся в спортивных секциях.

На основе анализа результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. В ходе исследования в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения в показателях жизненной емкости легких, пробы Штанге и нагрузочном тесте, а в конце исследования во всех показателях кроме артериального давления.

2. В контрольной группе в ходе исследования произошли статистически достоверные изменения только в показателях жизненной емкости легких, а в конце исследования в показателях жизненной емкости легких и пробы Штанге.

В конце исследования выявлены статистически достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами мальчиков 11-12 лет в показателях частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, пробы Штанге и нагрузочном тесте.

Тренерам и учителям физической культуры, работающие с мальчиками 11-12 лет, проводящие тренировочные занятия и уроки физической культуры классах, можно предложить практические рекомендации: в тренировочных процессах по баскетболу больше внимания уделять упражнениям, развивающие общую выносливость, тем самым, влияя на дыхательную систему, что приводит к увеличению жизненной емкости легких и сердечно-сосудистую систему, в следствие чего, будет снижаться частоты сердечных сокращений и повышаться артериальное давление. На уроках физической культуры в общеобразовательной школе уделять больше внимания введению элементов баскетбола как средству улучшения функционального состояния школьников в младших и средних классах.


Библиографическая ссылка

Ситникова С.В. ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20606 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674