Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

Болонина А.В. 1 Селиверстова Н.Н. 1
1 Набережночелнинский государственный педагогический университет
физическая подготовка
юные пловцы
нетрадиционные средства
характерные для плавания: упражнений йоги
кифута
1. Бутов, Е. Йогические аспекты плавания / Е. Бутов. – Текст : электронный. – URL: http:// wildyogi.info/ru/issue/evgenii-butov-iogicheskie-aspekty-plavaniya. (дата обращения: 10.12.2020).
2. Видгоф, И. О сочетании йоги и плавания / И. Видгоф. – Текст : электронный. – URL : https://www.jv.ru/news/zaniatiia/fitnes-klub-zhivi/25429-inna-vidgof-o-sochetanii-jogi-i-plavaniya.html (дата обращения: 10.12.2020).
3. Водная йога : йога для пловцов и любителей плавания. – Текст : электронный. – URL: http://gfhome.ru/articles/vodnaya-ioga-ioga-dlya-plovtsov-i-lyubitelei-plavaniya (дата: обращения 10.12.2020).
4. Гузман, Р. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей : учебное пособие / Р. Гузман ; предисл. П. Моралеса ; пер. с англ. В. М. Боженова. – Минск : Попурри, 2013. – 286 с. : ил.
5. Дрокова, В. А. Теория и методика обучения плаванию : курс лекций / В. А. Дрокова. – Хабаровск : Изд-во ДВГАФК, 2014. – 188 с. : ил.
6. Рыбьякова, Т. Плавание. Уроки профессионала : учебное пособие / Т. Рыбьякова. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 94 с. : ил.
7. Теория и методика избранного вида спорта: водные виды спорта : учебник для академического бакалавриата / под редакцией Н. Ж. Булгаковой. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2019. – 303 с. : ил.

Введение. Вопросы физической подготовки пловцов в рамках тренировочного процесса детей и подростков рассматривались не единожды [4,5,6]. Именно эти специалисты отмечают что, физическая подготовка включает воспитание силовых способностей, гибкости, быстроты, ловкости, способности к расслаблению мышц, повышение физической работоспособности [7].

Объект исследования – процесс физической подготовки юных пловцов.

Предмет исследования – использование нетрадиционных средств физической подготовки юных пловцов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение в процессе физической подготовки юных пловцов нетрадиционных средств, характерных для плавания, таких как упражнения йоги [1,2,3], кифута, положительно повлияет на уровень физической подготовленности.

Цель исследования – определить эффективность использования нетрадиционных средств физической подготовки юных пловцов.

Гипотеза. Мы предполагаем, что применение в процессе физической подготовки юных пловцов нетрадиционных средств, характерных для плавания: упражнений йоги, кифута положительно повлияет на уровень физической подготовленности.

В работе мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить исходные показатели физической подготовленности юных пловцов.

3. Составить комплексы упражнений нетрадиционных средств для эффективной физической подготовки юных пловцов.

4. Проверить эффективность разработанных комплексов в условиях педагогического эксперимента.

Нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Для оценки физической подготовленности нами использовались такие специальные тесты как 2х25 м в/с, 4х50 м в/с, 100 м в/с, 200 м кпл и 800 м в/с.

Практическая значимость заключается в том, что применение упражнений нетрадиционных средств для повышения физической подготовки юных пловцов подразумевает использование средств, специальных для других видов двигательной активности, в чем-то пересекающихся с плаванием и направленных на перенос навыков технического и функционального характера и возможность использовать их в учебно-тренировочном процессе пловцов.

Экспериментальная часть работы осуществлялась посредством тестирования исследуемых показателей юных пловцов, в сентябре 2019 года и в марте 2020 года, на базе ДЮСШ «Юбилейный» города Мензелинска. В ходе эксперимента всего обследовано 20 пловчих, занимающихся в УТГ первого года обучения (по 10 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах).

Выбор юных спортсменов объясняется тем, что возрастной период с 10 до 11 лет характеризуется бурным развитием физических качеств и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. На начало исследования группы примерно одинаковые по уровню физической подготовленности в объеме предлагаемых тестов, и находятся в равных условиях. Наглядно показано, на примере показателей теста 2х25 м, который направлен на определение скоростных возможностей пловца. Тест выполнялся с максимальной скоростью с толчка, интервал 2 минуты. Общее время до эксперимента в контрольной группе составило – 33,38+0,15 сек; а в экспериментальной группе – 32,56+0,16 сек.

Разница между исходными средними показателями физической подготовленности у пловцов ЭГ и КГ не достоверна (при р>0,05) и различна от минимальной – 0,4% в тесте в плавании вольным стилем на дистанции 800 м, к средней: 0,91% в тесте 4х50 м; 1,36% в комплексном плавании 200 м и 1,96% в тесте 100 м вольным стилем и до максимальной – 2,46% в тесте 2х25 м. Однако, лучшие результаты в контрольной группе в тестах плавание «2х25 м» и «4х50 м» на чистоте показателей ЭГ за период эксперимента не отразятся.

Указанная схема предназначена для применения в условиях недельных тренировочных микроциклов, где наиболее востребовано повышение специальной физической подготовленности.

Три раза в неделю с юными пловцами проводились организованные тренировочные занятия на суше. Комплексы проводились после разминки, то есть в начале занятия – на «свежую» силу. Комплексы включали в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах от пяти (первые четыре микроцикла) и до восьми (вторые четыре микроцикла). Общая продолжительность 20-30 минут. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.

Из йоги были выбраны четыре упражнения на растяжение:

Первое упражнение на растяжение. Оно предназначено для того, чтобы пловцы двигались из одной позиции в другую, сохраняя дыхание сфокусированным.

Следующие 2 упражнения статичны. Они направлены на растяжение плеч и верхней части спины и должны быть сделаны за 5-10 вдохов.

Четвертое упражнение – поза ребенка. Одна из лучших поз для отдыха и растягивания мышц.

Рекомендации при выполнении комплекса упражнений Кифута:

- первые 3 недели рекомендуется заниматься ежедневно, но не реже 5 дней в неделю. Затем 2-3-х раз ежедневно будет достаточно;

- выполнять комплекс можно в любое время, но не позднее чем за 2 часа до ночного сна;

- при сильном утомлении или если при растягивании возникают сильные болевые ощущения, необходимо снизить дозировку, чтобы не перенапрягаться;

- дышать нужно ритмично и свободно, ни в коем случае не выполнять упражнения на задержке дыхания;

- в случае если выполняются не все упражнения, то их необходимо чередовать таким образом, чтобы задействовать различные мышечные группы.

Заключение. Так упражнения йоги и кифута, являются нетрадиционными средствами, то они могут являться частью программ по подготовке пловцов к соревнованиям. Так, после эксперимента по тесту 2х25 м в ЭГ общее время составило 32,56+0,16 сек., после эксперимента – 31,56+0,18 сек, прирост составил 3,07% (при Т=2,31; он достоверный). В КГ общее время составило – 33,38+0,15 сек., после эксперимента – 32,68+0,15 сек, прирост составил 2,10 % (при Т=1,85; не достоверный);

По исследуемым тестам наблюдается достоверное улучшение результатов в контрольной и экспериментальной группах:

- 2х25м на 2,10 (р>0,05) и 3,07% (р<0,05) соответственно;

- 4х50м на 1,16 (р>0,05) и 2,34% (р<0,05) соответственно;

- 100м в/с на 0,23 (р>0,05) и 2,35% (р<0,05) соответственно;

- 200м кпл на 0,39 (р<0,01) и 1,97% (р<0,05) соответственно;

- 800 м в/с на 0,73 (р<0,05) и 0,73% (р<0,01) соответственно.


Библиографическая ссылка

Болонина А.В., Селиверстова Н.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20595 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674