Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОЧЕВОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ

Федорова Н.Р. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
дошкольное образование
кочевое образование
коренные малочисленные народы
возрождение
традиции
культура
1. Mozly, C., 2010. The Atlas of Word Endangered Languages. Issue 3, Paris: Published by UNESCO, www.unesco.org|culture|en|endangeredlanguages|atlas
2. Неустроев, Н.Д. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера/Н.Д.Неустроев, А.Н.Неустроева//Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской. - Якутск, 2015. (с.184)
3. Семенова А.Д., Винокурова У.А. Современная этнодидактика, Якутск, 2015
4. Статистический ежегодник РС (Я), 2013. – Якутск, 2013
5. МБДОУ «Туллукчаан» с. Оленек Оленекского улуса «Воспитание дошкольников на эвенкийских традициях», детского сада №38 «Золотиноча» с.Иенгра – «Детский сад- центр возрождения эвенкийского языка и работы с социумом [22, с.102].
6. Ефимова, Д.Г., Захарова, О.И., Колосова, Е.Н. Дошкольное образование РС (Якутия): истоки и развитие (1920-2015 гг)/ Д.Г.Ефимова. – Якутск: Бичик, 2017.

Республика Саха (Якутия) самый крупный регион РФ. Одним из значительных регионов России является РС (Я), где проживают 129 народов – якуты, эвенки, эвены, чукчи, юкагиры, долганы и другие народы. По состоянию данным I республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры (2017 г.) в Якутии проживают по состоянию переписи 2010 г. 958129 человек, из них 129 человек разных национальностей: саха – 432290 (48,7%), русские – 390671 (37,0%), эвенки – 18232, эвены – 11657 (1,6%), долганы – 1906 (0,2%), юкагиры – 1281 (0,13%), чукчи – 970 (0,07%) и др. [3]

Начало XXI в. отмечено ростом этнического самосознания малочисленных народов Севера. Созданы общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.), воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. Около 65% граждан из числа КМНС проживают в сельской местности.

Коренные малочисленные народы Севера составляют небольшой процент от общей численности Российской Федерации, и в полной мере обладают правами, которые имеют граждане нашей страны, независимо от численности, вероисповедания, национальности. Государство принимает меры для повышения уровня жизни, в том числе и системы образования, но, тем не менее, особенности коренных народов учитываются не в полном объеме, а система образования на уровне региона остается недостаточно адаптированной к современному уровню.

В Республике Саха (Якутия) дошкольным образованием охвачены 61 986 детей в 726 дошкольных образовательных организациях, расположенных в 36 муниципальных районах и городских округах, из них 6711 детей в 116 дошкольных образовательных организациях в 13 арктических и северных районах, что составляет 10,8% от общей численности детей.
Специфические проблемы, не свойственные для других регионов:

• экологические, связанные с природно-климатическими условиями, глобальным потеплением, динамичным освоением природных ресурсов;

• кадровые, связанные с необходимостью принятия специальных мер для повышения квалификации учителей; расширения их творческого и профессионального потенциала для повышения качества образования;

• правовые, связанные с недостатком информации о нормативной и правовой практике поддержки воспитателей, работающих в труднодоступных и отдаленных местностях;

• этнокультурные, связанные с регулированием удовлетворения образовательных потребностей коренных народов, имеющих кочевой или полукочевой уклад жизни, сохраняющих ценности традиционного уклада жизни и иную картину мира;

• социокультурные, связанные с необходимостью интеграции образовательного сообщества в глобальный мир современной и будущей Арктики, так как дошкольные образовательные организации готовят будущих жителей Арктического региона.

Рассмотрим основные принципы кочевого дошкольного образования:

- ориентация на потребителя;

- взаимовыгодные отношения всех участников образовательного процесса;

- природосообразность воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- введение в содержание образования традиционной культуры (фольклора, национальных видов искусств, обычаев, народной педагогики).

Я, как представитель коренных малочисленных народов Севера, хочу посвятить свое исследование изучению проблемы кочевого дошкольного образования КМНС в РС (Я).

Понятие "коренные малочисленные народы Севера" где в статье 1 указано: Коренными малочисленными народами Севера признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Кочевая жизнь — это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих столетий. Неоценимым вкладом коренных малочисленных народов Севера в мировую культуру является создание кочевого образа жизни оленеводческих народов на полюсе холода, в тундре у берегов Ледовитого океана, сохранение и приумножение его в течение многих столетий. Преодолевая за многие века неимоверные препятствия, они донесли его до наших дней. Тем самым коренные народы расширили на планете плацдарм для жизнедеятельности человека. Более того, каждый народ создал уникальную, самобытную этническую культуру, верования, обычаи и традиции, обеспечив непрерывную связь поколений. В совокупности это составляет циркумполярную культуру народов Севера – оригинальную часть земной цивилизации [2].

По данным концепции системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) современное состояние образования малочисленных народов Севера в местах компактного проживания насчитываются 5657 детей дошкольного возраста, из них родному языку обучаются 396, или 22,5%. [3]

Но мы все знаем то, что родной язык и культуру знают и сохраняют старое поколение, наши бабушки и дедушки. Среднее поколение и молодежь не владеют родным языком. В связи с этим появляется опасность исчезновения эвенкийского языка и культуры, что недопустимо для воспитания будущих поколений. Причинами данной ситуации можно отметить унифицированную систему образования советской эпохи, для которой было характерно то, что многие дети малочисленных народов Севера не имели возможности изучать родной язык и не знали родного языка. Письменность эвенкийского языка была создана позже, в 1931 году, не было специалистов для преподавания, учебников, методической базы.

Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, созданный ЮНЕСКО [39] идентифицирует языки народностей Севера в качестве языков, находящихся под угрозой исчезновения с лингвистической карты мира, что относится и к языкам и культурам малочисленных языков народов Севера Якутии [1].

В данных условиях, считаем актуальным и необходимым возрождение родного эвенкийского языка и культуры, начиная с раннего возраста.

Основой для данной программы мы взяли модель этнокультурного дошкольного образования, разработанную в НИИ национальных школ при МО РС (Я). Функции этнокультурного образования в дошкольном образовательном учреждении определяются как целенаправленная социализация личности, введение растущего человека в мир природных и человеческих связей и отношений, подлинного и искреннего погружения в истоки этнической культуры.

Построение и реализация данной модели основывается на интеграции Педагогики Олонхо, Педагогики Севера и научной педагогики, этнокультурных принципах, выделенных А.М. Лобоком. Педагогика олонхо направлена на приобщение детей дошкольного возраста с героического эпоса родного народа – олонхо, ознакомление детей с героями олонхо, их подвигами во имя спасения родной земли, идеалу народного героя, образу жизни, народным традициям.

Педагогика Севера направлена на использование в практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста принципов, средств, форм этнопедагогики коренных малочисленных народов Севера и современной этнодидактики [3].

Модернизация этнокультурного образования в РС (Я) осуществляется в соответствии с принципами государственной национальной политики на территории Республики Саха (Якутия):

1) укрепление общероссийской гражданской идентичности;

2) обеспечение равенства прав и свобод человека независимо от его расы, национальности, языка, принадлежности к религии, социальным группам и объединениям;

3) защита прав, исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

Создание арктической модели образования связано с новой ролью северных регионов в глобальном развитии, разработкой концепции об Арктике как международном регионе, как одной из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям цивилизаций и гипотезой о возможности приобретения арктических знаний как модели жизнеспособности, адаптированности, выживания в условиях возрастания глобальных, экологических и технологических проблем [2, с.184].

Для своей модели мы разработали мультимедийное пособие «Этноальбом о культуре эвенкийского народа», который включает темы»: «Жилище и уклад жизни эвенков», «Традиционные занятия эвенков», «Национальная еда», «Посуда и утварь», «Национальная одежда», «Традиции и праздники», «Фольклор», «Сказки, легенды, былины», «Народные игры», «Музыкальная культура», «Народное декоративно-прикладное искусство». На основе данного этноальбома разработаны с этнокультурным наклоном занятия, беседы, игры, викторины, мастер-классы и др.


Библиографическая ссылка

Федорова Н.Р., Николаева Л.В. КОЧЕВОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20593 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674