Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭМПАТИЯ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Уйданов Ж.Б. 1 Жайдарбекова А.Ж. 1 Мусабекова Ж.А. 2
1 НАО "Медицинский университет Семей"
2 НАО «Медицинский университет Семей»
В статье представлены результаты анкетирования по изучению уровня эмпатии в зависимости от уровня обучения в сравнительном аспекте. В качестве респондентов выступили обучающиеся медицинского университета, которые были разделены на группы по уровням обучения: интерны 6 курса – 55 человек, интерны 7 курса – 76, резиденты – 61. Проведен анализ данных, полученных в ходе анкетирования, вычислен средний уровень эмпатии на каждый уровень обучения, результаты были сравнены между собой и обработаны в программе IBM SPSS, выведена статическая значимость p-value. Для написания статьи проведен анализ литературы, посвященной изучению эмпатии в деятельности врача. Начиная проводить исследование, мы ожидали снижение уровня эмпатии с повышением уровня обучения. Однако, во всех опрошенных группах наблюдался повышенный среднеарифметический уровень эмпатии, что свидетельствует об успешном внедрении самого понятия эмпатии в образовательный процесс у обучающихся медицинского университета, посредством изучения дисциплин, направленных на развитие коммуникативных навыков. Формирование коммуникативных навыков и эмпатии должно быть необходимой частью образовательного процесса в медицинском университете. Важную роль при этом играют личностные качества самого врача.
эмпатия
уровень обучения
зависимость
интерны
резиденты
1. Мануйлов Г.В., Горелова Г.Г. Оценка уровня эмпатии и межличностных отношений молодых специалистов - врачей стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 334.
2. Югова М.С., Макарова О.А. Исследование нервно-психической устойчивости и эмпатии у медицинских работников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. С. 304.
3. Лимонченко Р.А., Лемясова Н.С. Эмпатия и проблемы профессиональной пригодности диагностической процедуры (на примере анализа методики И.М. Юсупова) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. С. 169.
4. Богачёва О.А. Половые различия в проявлении эмпатии у медицинских работников. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II. С. 267.
5. Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д. О роли эмпатии в отношениях врач-пациент // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2017. № 1. Том VII. С. 105.

Введение: Эмпатия играет ключевую роль в работе медицинского персонала, в первую очередь врачей, и оказывает решающее влияние на социально-коммуникативную сферу общения в системе межличностных отношений «врач – пациент» [1, с 334]. Умение сопереживать эмоциональному состоянию других людей имеет важное значение в введении пациентов с теми или иными заболеваниями, являясь составной частью терапии. Проявление эмпатии врачом позволяет больным легче справиться с психо-эмоциональным напряжением, способствуя более благоприятному течению болезни. В своей профессиональной деятельности врачу приходится сталкиваться с различными ситуациями. Обучающиеся медицинского университета должны быть психологически подготовлены к предстоящей профессиональной деятельности, должны уметь выстраивать конструктивное взаимодействие с пациентом на положительном эмоциональном фоне.

Цель исследования: Изучить зависимость степени эмпатии от уровня обучения у обучающихся медицинского университета.

Материал и методы исследования: Проведено анкетирование обучающихся 6, 7 курса интернатуры и резидентов НАО «Медицинский Университет Семей». Всего в опросе участвовало 192 обучающихся: 55 интернов 6 курса, 76 интернов 7 курса, 61 резидентов. Анкета состояла из 20 вопросов, моделирующих различные бытовые ситуации. Респондентам была дана возможность выбрать один из пяти предложенных вариантов ответов: «Да», «Часто», «Не всегда», «Нет», «Затрудняюсь ответить». Каждому ответу присваивался свой балл, от 1 до 5, в зависимости от вопроса; впоследствии выводился итоговый балл. По таблице ранжирования итоговых баллов респонденту присуждался тот или иной уровень эмпатии.

Результаты исследования и их обсуждение: На сегодняшний день труд медицинского работника признают одним из наиболее сложных видов профессиональной деятельности человека, требующим от специалиста не только интеллектуальных, физических, но и нервно–психических затрат. Поэтому, немаловажное значение для медицинского работника, чей труд отличается ежедневной эмоциональной загруженностью, имеет его способность противостоять нервно-психическому истощению, сохраняя при этом ещё и достаточно высокий уровень эмпатии [2, с. 304]. Нами была составлена анкета, состоящая из 20 вопросов. Некоторые из вопросов анкеты были заимствованы нами из открытых источников. Название методики в источниках различается, в оригинальном авторском варианте методика названа «Тест эмпатийного потенциала личности» [3, с. 169]. Респондентам предлагалось 5 вариантов ответов: «Да», «Часто», «Не всегда», «Нет», «Затрудняюсь ответить». Каждому ответу присваивался свой балл от 1 до 5, в зависимости от смыслового содержания вопроса, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Анкета с ключами в зависимости от смыслового содержания вопроса

 

Вопрос

«Да»

«Часто»

«Затрудняюсь ответить»

«Не всегда»

«Нет»

1.

Приходя к кому-то в гости, я хочу поиграть и погладить их домашнего питомца

5

4

3

2

1

2.

Люди преувеличивают возможность животных чувствовать настроение хозяина

1

2

3

4

5

3.

Я поддерживаю отстрел бездомных животных

1

2

3

4

5

4.

Я жертвовал деньги на благотворительность хотя бы раз в жизни

5

4

3

2

1

5.

Я всегда прощаю своих родных, даже если они были не правы

5

4

3

2

1

6.

Я всегда уступаю место в общественном транспорте

5

4

3

2

1

7.

У меня вызывает раздражение громкий детский плач в общественных местах

1

2

3

4

5

8.

У меня бывает желание взять ребенка из детского дома

5

4

3

2

1

9.

Мне интересно, почему некоторые мои одногруппники иногда бывают задумчивы или грустны

5

4

3

2

1

10.

Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей

1

2

3

4

5

11.

Из тяжелых личных ситуаций человек должен выходить своими силами

1

2

3

4

5

12.

Я не пройду мимо, если вижу, что парень бьет девушку

5

4

3

2

1

13.

Глядя на бездомного мне интересно как он оказался в такой ситуации

5

4

3

2

1

14.

Я считаю, что все люди необоснованно озлоблены

1

2

3

4

5

15.

Я считаю, что люди пожилого возраста склонны часто жаловаться

1

2

3

4

5

16.

Человеку станет легче, если его выслушать

5

4

3

2

1

17.

Я активно наблюдаю за статисткой заболеваемости и смертности от Covid -19

5

4

3

2

1

18.

Я всегда выслушаю пациента, даже если он мне рассказывает свои личные проблемы

5

4

3

2

1

19.

Я стараюсь не обращать внимания на эмоциональный фон пациентов на приеме

1

2

3

4

5

20.

Умение выслушать пациента это часть терапии

5

4

3

2

1

Результаты анкетирования показали, что средний уровень эмпатии у интернов 6 курса составил 65,45 баллов, у интернов 7 курса – 66,84 балла, у резидентов – 65,79 баллов. Средний уровень рассчитывался путем определения средней арифметической от уровня эмпатии каждого респондента. Индивидуальный уровень эмпатии обучающихся рассчитывался в зависимости от количества набранных баллов, что видно из таблицы 2.

Таблица 2 - Шкала уровня эмпатии в зависимости от количества набранных баллов

Количество набранных баллов

Уровень эмпатии

0-20

Низкий

21-40

Пониженный

41-60

Средний

61-80

Повышенный

81-100

Высокий

В ходе анкетирования обучающихся медицинского университета выявлено, что уровень эмпатии каждой группы опрошенных вошел в диапазон от 61 до 80 баллов, что соответствует повышенному уровню эмпатии. Полученные анкетные данные были обработаны в статистической программе IBM SPSS. Для определения статистической значимости полученных результатов был вычислен показатель p-value. В таблице 3 расписана структура ответов обучающихся на каждый из вопросов анкеты.

Таблица 3 - Таблица сопряженности уровня эмпатии от уровня обучения

Вопрос

Статус обучающегося

Значение

«Да»

«Часто»

«Затрудняюсь ответить»

«Не всегда»

«Нет»

Всего

P (статистическая значимость)

1

Интерны,

6 курс

Абс.

16

7

2

6

24

55

0.167

 

%

25,0

29,2

28,6

17,6

37,5

28,5

Интерны,

7 курс

Абс.

26

11

2

20

17

76

%

41,3

45,8

28,6

58,8

26,6

39,6

Резиденты

Абс.

21

6

3

8

23

61

%

32,8

25,0

42,9

23,5

35,9

31,6

2

Интерны,

6 курс

Абс.

2

5

22

20

6

55

0.001

%

18,20

26,30

37,30

36,40

12,50

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

2

5

27

24

18

76

%

18,20

26,30

45,80

43,60

37,50

39,60

Резиденты

Абс.

7

9

10

11

24

61

%

63,60

47,40

16,90

20,00

50,00

31,80

3

Интерны,

6 курс

Абс.

1

1

9

6

38

55

0.033

 

%

6,30

25,00

30,00

23,10

32,80

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

3

2

15

13

43

76

%

18,80

50,00

50,00

50,00

37,10

39,60

Резиденты

Абс.

12

1

6

7

35

61

%

75,00

25,00

20,00

26,90

30,20

31,80

4

Интерны,

6 курс

Абс.

33

8

2

6

6

55

0.811

%

26,60

47,10

22,20

35,30

24,00

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

49

5

4

6

12

76

%

39,50

29,40

44,40

35,30

48,00

39,60

Резиденты

Абс.

42

4

3

5

7

61

%

33,90

23,50

33,30

29,40

28,00

31,80

5

Интерны,

6 курс

Абс.

32

13

3

7

0

55

0.975

 

%

28,80

28,30

25,00

33,30

0,00

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

45

19

5

6

1

76

%

40,50

41,30

41,70

28,60

50,00

39,60

Резиденты

Абс.

34

14

4

8

1

61

%

30,60

30,40

33,30

38,10

50,00

31,80

6

Интерны,

6 курс

Абс.

33

18

0

4

0

55

0.126

%

32,40

25,70

0,00

21,10

0

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

33

36

1

6

0

76

%

32,40

51,40

100,00

31,60

0

39,60

Резиденты

Абс.

36

16

0

9

0

61

%

35,30

22,90

0,00

47,40

0

31,80

7

Интерны,

6 курс

Абс.

1

3

3

25

23

55

0.069

%

5,60

15,00

23,10

36,20

31,90

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

9

12

7

26

22

76

%

50,00

60,00

53,80

37,70

30,60

39,60

Резиденты

Абс.

8

5

3

18

27

61

%

44,40

25,00

23,10

26,10

37,50

31,80

8

Интерны,

6 курс

Абс.

14

3

20

10

8

55

0.073

 

%

34,10

13,00

33,30

45,50

17,40

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

14

12

27

6

17

76

%

34,10

52,20

45,00

27,30

37,00

39,60

Резиденты

Абс.

13

8

13

6

21

61

%

31,70

34,80

21,70

27,30

45,70

31,80

9

Интерны,

6 курс

Абс.

16

7

12

12

8

55

0.024

 

%

32,70

15,90

48,00

25,00

30,80

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

19

17

10

24

6

76

%

38,80

38,60

40,00

50,00

23,10

39,60

Резиденты

Абс.

14

20

3

12

12

61

%

28,60

45,50

12,00

25,00

46,20

31,80

10

Интерны,

6 курс

Абс.

4

5

17

14

15

55

0.024

 

%

12,90

62,50

24,60

35,00

34,10

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

12

3

35

13

13

76

%

38,70

37,50

50,70

32,50

29,50

39,60

Резиденты

Абс.

15

0

17

13

16

61

%

48,40

0,00

24,60

32,50

36,40

31,80

11

Интерны,

6 курс

Абс.

18

11

8

16

2

55

0.468

 

%

28,10

32,40

34,80

25,80

22,20

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

22

14

5

31

4

76

%

34,40

41,20

21,70

50,00

44,40

39,60

Резиденты

Абс.

24

9

10

15

3

61

%

37,50

26,50

43,50

24,20

33,30

31,80

12

Интерны,

6 курс

Абс.

36

6

10

2

1

55

0.329

 

%

31,00

50,00

26,30

14,30

8,30

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

46

3

17

5

5

76

%

39,70

25,00

44,70

35,70

41,70

39,60

Резиденты

Абс.

34

3

11

7

6

61

%

29,30

25,00

28,90

50,00

50,00

31,80

13

Интерны,

6 курс

Абс.

19

12

8

12

4

55

0.035

 

%

27,10

31,60

32,00

36,40

15,40

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

30

19

11

10

6

76

%

42,90

50,00

44,00

30,30

23,10

39,60

Резиденты

Абс.

21

7

6

11

16

61

%

30,00

18,40

24,00

33,30

61,50

31,80

14

Интерны,

6 курс

Абс.

3

8

18

15

11

55

0.599

 

%

15,80

22,20

36,00

27,30

34,40

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

7

17

20

22

10

76

%

36,80

47,20

40,00

40,00

31,30

39,60

Резиденты

Абс.

9

11

12

18

11

61

%

47,40

30,60

24,00

32,70

34,40

31,80

15

Интерны,

6 курс

Абс.

5

12

12

22

4

55

0.008

 

%

11,90

25,00

50,00

36,10

23,50

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

21

26

4

19

6

76

%

50,00

54,20

16,70

31,10

35,30

39,60

Резиденты

Абс.

16

10

8

20

7

61

%

38,10

20,80

33,30

32,80

41,20

31,80

16

Интерны,

6 курс

Абс.

34

15

2

4

0

55

0.642

 

%

26,40

34,90

33,30

30,80

0,00

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

50

19

1

5

1

76

%

38,80

44,20

16,70

38,50

100,00

39,60

Резиденты

Абс.

45

9

3

4

0

61

%

34,90

20,90

50,00

30,80

0,00

31,80

17

Интерны,

6 курс

Абс.

5

8

7

22

13

55

0.044

 

%

20,80

25,00

46,70

35,50

22,00

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

11

10

3

30

22

76

%

45,80

31,30

20,00

48,40

37,30

39,60

Резиденты

Абс.

8

14

5

10

24

61

%

33,30

43,80

33,30

16,10

40,70

31,80

18

Интерны,

6 курс

Абс.

26

12

8

9

0

55

0.783

 

%

27,40

27,90

40,00

30,00

0,00

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

36

18

8

11

3

76

%

37,90

41,90

40,00

36,70

75,00

39,60

Резиденты

Абс.

33

13

4

10

1

61

%

34,70

30,20

20,00

33,30

25,00

31,80

19

Интерны,

6 курс

Абс.

12

6

7

14

16

55

0.630

 

%

40,00

37,50

25,90

21,50

29,60

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

8

7

11

31

19

76

%

26,70

43,80

40,70

47,70

35,20

39,60

Резиденты

Абс.

10

3

9

20

19

61

%

33,30

18,80

33,30

30,80

35,20

31,80

20

Интерны,

6 курс

Абс.

45

6

2

2

0

55

0.598

 

%

27,40

33,30

40,00

66,70

0,00

28,60

Интерны,

7 курс

Абс.

65

9

1

0

1

76

%

39,60

50,00

20,00

0,00

50,00

39,60

Резиденты

Абс.

54

3

2

1

1

61

%

32,90

16,70

40,00

33,30

50,00

31,80

Как видно из таблицы 3, имеется связь статуса обучающегося с такими переменными, как «Люди преувеличивают возможность животных чувствовать настроение хозяина» (р=0.001), «Я поддерживаю отстрел бездомных животных» (р=0.033), «Мне интересно, почему некоторые мои одногруппники иногда бывают задумчивы или грустны.» (р=0.024), «Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей» (р=0.024), «Глядя на бездомного мне интересно как он оказался в такой ситуации» (р=0.035), «Я считаю, что люди пожилого возраста склонны часто жаловаться» (р=0.008) и «Я активно наблюдаю за статисткой заболеваемости и смертности от Covid -19» (р=0.044). Мы ожидали увидеть результаты, отражающие снижение уровня эмпатии у молодых специалистов с повышением профессионального стажа [4, с. 267]. Однако, во всех опрошенных группах наблюдался повышенный среднеарифметический уровень эмпатии. Это свидетельствует об успешном внедрении самого понятия эмпатии в образовательный процесс у обучающихся медицинского университета, посредством изучения дисциплин, направленных на развитие коммуникативных навыков. Однако, была обнаружена связь между статусом обучающегося и ответами в отдельных вопросах, представленных в анкете. Так, резиденты оказались менее эмпатичны к бездомным людям и животным, что отразилось в ответах на вопросы номер 2, 3 и 13; в то же время эмпатия сильнее выразилась в отношении своих коллег и одногруппников, что видно по вопросу 9. Значимое отклонение у резидентов видно в вопросе 17, что отражает их большую вовлеченность в медицинскую практику, чем интернов. По 15 вопросу видно, что интерны 7 курса встречаются в своей врачебной практике с контингентом пожилых пациентов чаще, чем в других группах опрошенных, что выразилось в их ответах. Возможно, это связано со спецификой работы по специальности врача общей практики на поликлиническом уровне, где существенная доля пациентов приходится именно на пожилых людей. Поэтому, психологическая подготовка обучающихся развивает не только эмпатию, но и способность решать проблемные ситуации, с которыми будущие медики будут сталкиваться довольно часто [5, с. 105]. Это напрямую зависит от черт личности самого врача, уровня развития коммуникативных навыков и его способности сопереживать проблемам пациента.

Вывод: Таким образом, исследование показало повышенный среднеарифметический уровень эмпатии у обучающихся интернатуры и резидентуры, участвовавших в анкетировании, что свидетельствует об успешном внедрении самого понятия эмпатии в образовательный процесс в медицинском университете и достаточно высокий уровень коммуникативных навыков, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Уйданов Ж.Б., Жайдарбекова А.Ж., Мусабекова Ж.А. ЭМПАТИЯ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20571 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674