Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДУБНА

Трофимов Ю.В. 1 Савватеева О.А. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (государственный университет «Дубна»)
1. Официальный сайт Фонда общественного мнения (ФОМ). // Электронный ресурс – Режим доступа: http://fom.ru (дата обращения 30.10.2020).
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения. // Электронный ресурс – Режим доступа: http:// www.wciom.ru (дата обращения 30.10.2020).
3. Официальный сайт многофункционального молодежного центра «Шанс». – Режим доступа: http://dmoshans.ru/ (дата обращения 30.10.2020).
4. Трофимов Ю.В. Формы и методы экологического образования, воспитания и просвещения детей. // Сборник материалов участников XVI Большого географического фестиваля, посвященного 200-летию со дня открытия Антарктиды русской экспедицией под руководством Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. – Спб.: Свое издательство, 2020. – С. 530-534.
5. Савватеева О.А. Комплексная система экологического образования муниципалитета. // География: развитие науки и образования. Том II. Коллективная монография по материалам ежегод. междунар. науч.-практ. конф. LXXIII Герценовские чтения. – СПб: Астерион, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – С. 228-231.

В современном мире взаимодействие человека и окружающей среды стало тревожной проблемой. Решение многих экологических проблем зависит от сознательного отношения населения к острым вопросам, которые ставит человечеству природа. Благодаря сознательности населения возможны предупреждение неблагоприятных событий и ликвидация нанесенного экологического ущерба по большинству экологических происшествий. В XXI веке отношение людей к тем или иным сферам жизни складывается под влиянием системы образования, системы общественного и семейного воспитания, СМИ. По данным фонда «Общественное мнение» и «Всероссийского центра изучения общественного мнения» 61% россиян считают, что экологическим проблемам в мире уделяется недостаточно внимания, а статистика МБУ ММЦ «Шанс» говорит о том, что на 2019 год только 40% опрошенных респондентов среди молодых людей 14-30 лет активно интересуются проблемами экологии, 4% не интересуются совсем, а для оставшихся 44% молодежи проблематика в сфере экологии «скорее интересна» [1, 2, 3].

При этом отношение молодежи к экологическим проблемам имеет большую важность, именно молодые люди в будущем станут источником формирования отношения к экологическим проблемам у подрастающего поколения и будут принимать решения по вопросам в сфере экологии. Сейчас подавляющее большинство молодых людей не включено в активное решение этих проблем и не видит в них ценности, не осознает их важности. Недостаточность экологического просвещения среди подрастающего поколения может привести к трудностям экологизации хозяйственной и иной деятельности в будущем.

В связи с этим остро встает вопрос об экологическом просвещении детей – дошкольников и школьников всех возрастов. У подрастающего поколения необходимо сформировать ответственное отношение к окружающей среде и потреблению ресурсов, а также активную позицию в решении экопроблем.

В современном школьном образовании учащиеся соприкасаются с проблемами экологии лишь частично на релевантных предметах – географии и биологии, физике и химии, соответственно, сложно сформировать целостное представление о текущем положении проблемных вопросов экологии Земли. Следовательно, большая ответственность в донесении важности этой информации ложится на систему дополнительного образования, а также просветительскую часть волонтерских движений.

В наукограде Дубна сотрудники и студенты кафедры экологии и наук о Земле государственного университета «Дубна» с 2008 г. ведут образовательную деятельность для детей по проблемам экологии и охраны окружающей среды, способствуя развитию ответственной проактивной позиции населения в решении экологических проблем. В просветительской работе используются разнообразные методы обучения – различные варианты традиционных и современных методов, а также их эффективные сочетания.

По опыту проведения занятий можно сделать интересное заключение о том, что дети в дошкольных учреждениях оказались более осведомленными в экологических вопросах, чем учащиеся школ, а также более активно проявляли свою позицию и демонстрировали знания, несмотря на ранний возраст [4].

В государственном университете «Дубна» уже 5 лет реализуется проект «Эковуз», большей частью предназначенный для студентов неэкологических направлений подготовки, реализуемый волонтерами-экологами под руководством преподавателей кафедры экологии и наук о Земле, а также положено начало взаимодействию с Домом ветеранов г. Дубны [5].

По наблюдениям и социологическим опросам населения г. Дубны можно утверждать, что заинтересованность в различных видах экологоориентированной деятельности организаций, в первую очередь образовательных, и самих участников процесса разных возрастных групп в этой сфере растёт [5].

На данный момент жители большинства городов РФ не получают достаточного количества информации для формирования устойчивой ответственной позиции по отношению к окружающей среде. Для решения этой задачи необходимо использовать любые средства образования, воспитания и просвещения – занятия и различные виды активностей сообразно возрасту участников в образовательных и досуговых учреждениях, применение возможностей СМИ и медиа-пространства, сети Интернет.  Чем больше источников и подходов будет задействовано в работе по приращению уровня экологической культуры, тем более активно будут вовлечены в деятельность на основах естественнонаучных законов жители города всех возрастов и видов занятости.


Библиографическая ссылка

Трофимов Ю.В., Савватеева О.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СРЕДИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ДУБНА // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20502 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674