Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Волкова А.М. 1 Мишагина О.М. 1
1 Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский Государственный Университет»

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

 В наше время возрастает количество неполных, многодетных, неблагополучных и использующих деструктивные методы воспитания семей. Кроме того, увеличивается число врожденных нарушений психического и физического развития, случаев жестокого обращения с детьми и подростковых суицидов. Перечисленные факторы способствуют нарушению благоприятного хода социализации, что препятствует нормальному развитию ребенка и, как следствие, попаданию его в «группу риска».

Проблема межличностных отношений и межличностного общения в малой группе была в центре внимания Р. Бейлза, С. Милгрема, Ф. Шамбо, М. Шоу и др. авторов. С. Дак в своих работах по социальной психологии уделял значительное внимание взаимоотношениям людей; Б.Т. Джонсон и А.Х. Игли занимались изучением причин проявления агрессивности в отношениях между людьми; А. Фейнгольд придавал большое значение анализу межличностных взаимоотношений, Р. Хоган, Г. Дж. Курфи, Дж. Хоган анализировали проблему лидерства в межличностных отношениях, Д.К. Симонтон изучал влияние уровня интеллекта на характер общения между людьми; X. Ким, С. М. Фалбе, Г. Юкл разрабатывали проблемы субординации в межличностных отношениях.

Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В.М. Бехтерева, A.A. Бодалёва, Л.С. Выгодского, Л.Я. Гозмана, Е.И. Головаха, И.Н. Горелова, В.В. Знакова, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, В.П. Левкович, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.Н. Мясищева, В.Н. Панфёрова, A.A. Реан, С.Л. Рубинштейна, Е.Т. Соколовой, В.И. Тютюнника, A.A. Ухтомского, К.Д. Шафранской, Д.Б. Эльконина и др.

Большинство существующих исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогике.

Психолого-педагогическая коррекция подростков, имеющих затруднения в межличностном общении как обязательное направление в профессиональной деятельности школьных педагогов-психологов и социальных педагогов активно стало развиваться только в последнее десятилетие. В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений подростков. Но к настоящему времени еще не разработана универсальная и, что самое главное, эффективная модель психолого-педагогической коррекции межличностных отношений  подростков «группы риска».

 


Библиографическая ссылка

Волкова А.М., Мишагина О.М. ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20367 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674