Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Кулбужева Д.А. 1
1 ФГБОУ ИнгГУ
Актуальность данной темы заключается в том, что расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. В статье проводится анализ взаимозависимости и взаимообусловленности расходов бюджетов с задачами и функциями государства, рассмотрено правовое регулирование распределения расходов между бюджетами различных уровней. В статье также анализируется понятие «расходы бюджета». Автором сформулировано авторское определение расходов бюджета, разработаны признаки расходов бюджета. Дается характеристика расходных обязательств, рассматривается цель их установления, обязательные условия их установления, а также правовые основания расходных обязательств. Расходные обязательства рассматриваются как основание для возникновения бюджетных обязательств и соответствующих денежных обязательств. В статье на основе анализа бюджетного законодательства выделены специальные режимы расходования бюджетных средств. Особое внимание также уделено нормам, регулирующим бюджет ные расход ы, которые включаются в базовую общность правовых норм – подотрасль финансового права «государственные и муниципальные расходы», а также являются частью комплексной подотрасли финансового права «бюджетное право». При совершенствовании норм, регулирующих расходы бюджета субъекта Российской Федерации, учитываются не только их взаимосвязи с правовыми предписаниями, регламентирующими иные публичные расходы, но и нормы, составляющие иные институты бюджетного права.
система правового регулирования
расходы бюджетов
дефицит бюджетных средств
расходные обязательства
бюджетные обязательства
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 17.06.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72064730/ (дата обращения: 17.06.2020
3. Орешкин М. С. Мы привыкаем жить в новых экономических условиях Финансы.-М., 2016.-№4.- с. 11-15.
4. Колесникова К.В. Расходныеобязательства бюджетов Общество и право.-2018.-№1-с. 291-293.
5. Цурова Л. А., Кодзоев А. М. Регулирование долгов России. В сборнике: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 213-214.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации в современной России существенно влияют на различные социально-экономические процессы. При совершенствовании правового механизма важно рассматривать региональные бюджетные расходы в составе единой системы государственных и муниципальных расходов. «Эффективное правовое регулирование многообразных финансовых отношений требует от законодателя понимания того, что данные отношения складываются, существуют и развиваются не в отрыве друг от друга, а в тесном взаимодействии и взаимообусловленности».

Расходы бюджета субъекта РФ как правовая категория представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения по формированию расходов бюджета субъекта РФ (возникновение расходного обязательства, соответствующего стратегическим направлениям регионального социально-экономического развития, преобразование расходного обязательства в бюджетное путем включения затрат на соответствующие нужды в закон субъекта РФ о бюджете с одновременным утверждением бюджетных ассигнований, утверждение лимитов бюджетных обязательств) и отношения по их осуществлению (принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств).

Конституционные положения о социальном характере Российского государства предопределяют преимущественно социальную направленность государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных расходов, что особенно важно в условиях рыночной экономики для предотвращения социальной напряженности в обществе. Вместе с тем, необходимого для построения социального государства уровня расходов ни по качественным, ни по количественным параметрам пока не наблюдается, о чем свидетельствует приведенная в исследовании статистическая информация.

Построению надлежащей системы правового регулирования формирования и осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации способствует полный и всесторонний анализ их видов, произведенный на основе метода классификации расходов бюджета по разным основаниям, в том числе, по ведомственному признаку, по функциональному признаку, по экономическому содержанию, по степени необходимости, по периодичности.

Для эффективного управления региональными финансами в условиях дефицита бюджетных средств и обеспечения баланса интересов разных ветвей государственной власти субъекта РФ предлагается утверждать направления приоритетных (защищенных) расходов субъекта РФ одним из следующих способов:

- в законе субъекта РФ о бюджете;

- в ходе исполнения бюджета комиссией, включающей на паритетных началах представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, контрольно-счетного органа субъекта РФ. [2]

Закрепленное в ст. 6 БК РФ определение понятия «расходные обязательства» сформулировано как обязанность, т.е. как мера должного поведения – предоставить средства бюджета в случаях, установленных соответствующим нормативным правовым актом, договором или соглашением. Каких-либо взаимосвязанных прав и обязанностей должника и кредитора, характерных для обязательства, конструкция расходного обязательства не предполагает, в связи с чем предлагается в БК РФ вместо понятия «расходное обязательство» употреблять «расходная обязанность», вместо «бюджетное обязательство» - «бюджетная расходная обязанность». [1]

Стоит отметить, что не все нормативные правовые акты обусловливают расходные обязательства. Так, не порождает расходных обязательств Конституция Российской Федерации, конституционные гарантии являются основанием для возникновения расходных обязательств, устанавливаемых нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации порождаются только нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти этого субъекта Российской Федерации или заключенными ими договорами (соглашениями). Следовательно, являются нарушением ст. 85 БК РФ случаи установления расходных обязательств субъектов Российской Федерации федеральными нормативными правовыми актами. В таких актах лишь определяются права и обязанности участников финансовых правоотношений, а также разграничиваются полномочия публичных органов, что, в свою очередь, является правовой основой для принятия субъектами РФ своих расходных обязательств. При этом в ряде случаев федеральный законодатель закрепляет за субъектом РФ дискреционные полномочий, в связи с чем принятие расходных обязательств субъекта РФ будет зависеть от финансовых возможностей его бюджета. [5]

Следовательно, нормы, регулирующие бюджетные расходы, включаются в базовую общность правовых норм – подотрасль финансового права «государственные и муниципальные расходы», а также являются частью комплексной подотрасли финансового права «бюджетное право». При совершенствовании норм, регулирующих расходы бюджета субъекта РФ, учитываются не только их взаимосвязи с правовыми предписаниями, регламентирующими иные публичные расходы, но и нормы, составляющие иные институты бюджетного права.


Библиографическая ссылка

Кулбужева Д.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20245 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674