Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» НА ОСНОВЕ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Новикова Н.В. 1
1 СОФ НИУ БелГУ
Статья посвящена исследованию ООП ДОУ на основе вариативного подхода, в Белгородской области.
национальный проект «образование»
федеральный государственный стандарт
основная общеобразовательная программа
вариативный подход
задачи фгос
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - с.11
2. «Примерная общеобразовательная программа дошкольных учреждений» - с, 228
3. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ
дошкольного образования: сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015 - с. 186
4. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Б.: Изд-во Белый город. 2013 - с. 239
5. Л.В. Серых, Г.А. Махова, Е.А. Мережко, Ю.Н. Наседкина Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»: методическое пособие /. – Воронеж: Издат.Черноземье, 2017 - 252 с.
6. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. – с. 87
7. И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста/ Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга, 2010 - с.87
8. Источник: https://gubtrk.ru/news/society/9782-131219
9. Источник: https://gubkin.city/news/society/68744/
10. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько «Сказочные лабиринты игры»/Москва:2003 – с.110
11. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова Программа «Математические ступеньки» Новосибирск, 2016 с. - 98

Национальный проект «Образование» ставит своими целями обеспечение глобальной, конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Анализ структуры национального проекта «Образование» показывает его составляющие федеральные проекты: «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования». По мнению экспертов, все проекты выше перечисленные в полной мере касаются дошкольного образования, ее модернизирующее и поступательное развитие наблюдается с 2013 г. когда был введен федеральный государственный образовательный стандарт.

Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых дети и педагоги будут развиваться. По мнению экспертов,  решение данной задачи позволит достичь максимального уровня вовлеченности в мировой рынок распределения труда, технологическая зависимость страны перестанет быть критичной, а Россия станет значимым производителем технологий и открытий в науке [1, с.11].

17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса [2, 48].

Анализ нормативно-правовой базы современной системы дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта ДО показывает, что современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, выполнение данных задач предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Так ФГОС ДО рекомендует достигать вариативности содержания дошкольного образования через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент. Относительно Образовательная Программа ДО ФГОС ДО прописывает ее структуру, которая представлена  обязательной частью (60%) и частью, формируемую участниками образовательных отношений (не более 40%), то есть дошкольным учреждением. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с данным принципом построения образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приёмов, а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Так как именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе  миссией дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире [3, 86].

По мнению исследователей и практиков задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Объектом исследования избрана Белгородская область с хорошо развитой системой дошкольного образования.

В Белгородской области накоплен опыт внедрения вариативных форм дошкольного образования в практику работы дошкольных образовательных организаций, функционируют инновационные площадки, внедряются вариативные программы.

Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения Старооскольского, Губкинского и Чернянского городских округов Белгородской области.

Так, в Чернянском городском округе, в Центре развития ребенка «Солнышко» в вариативной части ООП используют  парциальные программы.

В  работе  по  физическому  развитию  используется  авторская программа «Играйте на здоровье!»  под ред.  Л.Н. Волошиной,  Т.В. Курилова [4, с. 8]  В общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место и является важным фактором укрепления здоровья детей и всестороннего развития личности ребенка.  Для  занятий  на  свежем  воздухе  используется  парциальная  программа «Выходи  играть  во  двор»  под  ред.  Л.Н. Волошиной, где виды и формы спортивных мероприятий на свежем воздухе повышают не только познавательный процесс, но и способствуют воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков.

Парциальная программа ДОУ  «Здравствуй, мир Белогорья!»  направлена на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей[5, с. 69]. Вариативная  часть  программы  включает    в  себя  работу  по  парциальной  программе  «От  Фрёбеля  до  робота. Растим  будущих  инженеров» под  ред. Т.В. Волосовец. Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева. Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования с учетом результатов отечественных психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования. В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми  для системного мышления [6, с. 24].

В Губкинском городском округе, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении №36 «Колокольчик» в вариативной части ООП используют парциальную программу «Ладушки», программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, а также тренинговую программу эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь» С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, которая направлена на психолого-педагогического сопровождение детей 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [7, с. 23].

В дошкольном учреждении №36 «Колокольчик» дошкольники знакомятся с технологией рисования 3D-ручкой благодаря грантовой поддержке компании «Металлоинвест». С июня 2019 года в ДОУ реализуется проект «Ручка ХХI века, или Юные инженеры». Этот проект позволяет не только развивать в детях конструкторские способности, навыки моделирования и экспериментирования, но и расширяет возможности работы по формированию прединженерного мышления детей [8, электронный ресурс].

В рамках программы «Здоровый ребенок» началась реализация проекта «Ноги с детства укрепляй – смело ГТО сдавай». Целью проекта является развитие выносливости и внутреннего физического ресурса ребенка с помощью специального оборудования (координационная дорожка и степперы). Реализация проекта предполагает использование дополнительного оборудования на занятиях физической культурой с целью развития таких качеств дошкольников, как выносливость, сила, скорость, в связи с чем повысятся результаты сдачи норм ГТО, а также понизится процент заболеваемости благодаря общему укреплению детского организма [9, электронный ресурс].

На базе дошкольного учреждения  №28 «Журавлик»  г. Губкина функционирует инновационная площадка «Абсорбация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры». В играх, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с их помощью совершенствуется интеллект, мелкая моторика рук [10, с. 5]. Инновационная площадка ФГБНУ «ИИДСВ РНО» по теме: «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы «От Фребеля до Робота» по вопросу внедрения парциальной образовательной программы дошкольного образования в Белгородской области» с участием автора программы Т. В. Тимофеевой.

В Стаооскольском городском округе в дошкольном учреждении №46 «Вишенка» в вариативную часть своей ООП добавили программу «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности [11, с 23].

Также дошкольное учреждение  № 67 «Аистенок» реализует опорную площадку «Внедрение бережливых технологий в деятельности общеобразовательных организаций Белгородской области» (Бережливая школа).

Таким образом,  исследование опыта   реализации национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» в дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области показывает системную и инновационную по обогащению и содержанию образовательных программ, и реализуются стратегия Национального проекта «Образование» в современных условиях.


Библиографическая ссылка

Новикова Н.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» НА ОСНОВЕ ВАРИАТИВНОГО ПОДХОДА К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20222 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674