Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СТАНОВЛЕНИЕ КИНОФИКАЦИИ И КИНОПРОКАТА В 1920-1950-Е ГГ. НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РОССИИ

Костырева Т.В. 1
1 Северо-Восточный государственный университет
В статье освещен характер процесса кинофикации и особенности государственной информационной политики в области кинопроката на территории Северо-Востока России, что позволяет глубже понять практику социального и культурного освоения региона. В результате показано, что кино признавалось мощным орудием политической и просветительской работы, как средство наглядной иллюстрации политической доктрины. В статье освещен характер процесса кинофикации и особенности государственной информационной политики в области кинопроката на территории Северо-Востока России, что позволяет глубже понять практику социального и культурного освоения региона. В результате показано, что кино признавалось мощным орудием политической и просветительской работы, как средство наглядной иллюстрации политической доктрины.
процесс кинофикации
государственная информационная политика
кинопрокат
северо-восток россии
практика социального освоения региона
кино
просветительская работа
средство наглядной иллюстрации
политическая доктрина
1. Всесоюзная перепись населения 1939 года : основные итоги / Рос. акад. наук, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии – М. : Наука, 1992. – 254 с.
2. Дерябин А. Летопись Российского кино: 1946-1965. Канон-плюс, М, 2010, 694 с.
3. Государственный Архив Магаданской области (ГАМО). Фонд Р-23 «Главное Управление Строительства Дальнего Севера Министерства цветной металлургии СССР (ГУСДС) г. Магадан». Опись 1.
4. ГАМО. Фонд Р-17 «Ольский районный исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся (Ольский РИК) с. Ола, 1925-1967 гг.». Опись 1.
5. Историческая хроника Магаданской области. События и факты. 1917−1972. Магадан, Кн. изд-во, 1975.
6. Календарь знаменательных и памятных дат Магаданской области на 2018 год / Арх. Агенство м-ва гос.-правового развития Магад. – Магадан : Типография, 2018. – 87 с.
7. Календарь знаменательных и памятных дат Магаданской области на 2019 год / Арх. Агенство м-ва гос.-правового развития Магад. – Магадан : Типография, 2019. – 108 с.
8. Крупская Н.К. Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование. [Электронный ресурс]. URL: https://nemaloknig.com/read-149443/?page=107 (дата обращения: 02.04.2020).
9. Магадан: Путеводитель-справ. / Сост. Л.И. Комарова; худож. В.Н. Манчук. − Магадан: Кн. изд-во, 1989. – 219 с.
10. Широков А.И. Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.: Опыт и уроки истории / Под. ред. Э.И. Черняка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. – 460 с.

Введение (Introduction). Одной из задач сталинской модели модернизации, реализуемой в СССР с конца 1920-х гг.  являлась культурная революция. В 1920-1930-е гг. Советская власть приступила к «проведению всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности». Однако осуществлению подобных социальных реформ в этот период препятствовал низкий образовательный уровень населения северо-восточных окраин, разбросанность небольших населенных пунктов, изолированность стойбищ кочевого населения, отдаленность охотничьих и рыболовецких стоянок при неразвитости транспортных связей приводили к серьезным затруднениям в организации этой работы.

Цель исследования – реконструировать процесс становления киносети на территории Северо-Востока России в 1920-е - 1950-е гг. и оценить достигнутые результаты.

Методы (Methods). В ходе исследования использовались общенаучные и конкретно-исторические методы. С помощью анализа и синтеза проводилось обобщение материала. Наиболее приемлемым для раскрытия темы автор считает проблемно-хронологический подход, что дает возможность в комплексе представить наиболее важные стороны реализации кинофикации Северо-Востока России в 1920-х-1950-х гг.

Результаты исследования и их обсуждение (Results). В целях обеспечения наиболее полного культурно-образовательного охвата местного населения шел поиск новых технических возможностей популяризации знаний, совершенствовались старые. К ним относятся: ликбезпункты, культбазы, красные яранги, движение «культармейцев».

К первой половине 1920-х гг. относится начало проникновения в быт населения региона кинопроката. Партийно-государственное руководство использовало кинопрокат как инструмент государственной политики для воспитания населения в духе построения коммунистического общества, как средство пропаганды и агитации, основной источник массовой информации.

Первые кинопередвижки на Северо-Востоке России появились в конце 1920 - начале1930-х гг. Немые фильмы показывали в домах, культбазовских клубах, среди кочевий и яранг. Несколько стационарных киноустановок было завезено тогда и в строящийся поселок Магадан. Первый кинотеатр Магадана, или, как его называли, «кинобарак», стоял почти на том самом месте проспекта Ленина, где сейчас расположен четырехэтажный жилой дом со встроенным книжным магазином «Знание» [9, с.142].

Любопытный документ есть в Государственном архиве Магаданской области.  В нем говорится, что 21 мая 1928 г. Владивостокское представительство фотокинематографического акционерного общества «Совкино» сообщило Ольскому райисполкому: «Направляем кинофильм и киноаппарат с принадлежностями». И тут же отметка: «Получены 26 июля 1928 года» [4, Д.  109. Л. 7].

Этот документ – первое упоминание о начале кинофикации в нашей области. Кинофильм, название которого нам неизвестно, и киноаппарат прибыли в Олу на том же пароходе «Дайбоши-Мару» с которого высадилась на ольском рейде первая Колымская экспедиция Ю.А. Билибина, положившая начало планомерному освоению Северо-Востока России [4, Д.  109. Л. 36-38].

Какое же впечатление произвел первый показ кинофильма на местных жителей, никогда никакого кино не видевших? Картину демонстрировали в здании Ольской школы, где обычно проводились все собрания граждан. На стену была натянута белая простыня. Нашлись охотники крутить ручку киноаппарата у движка. На тунгусов кинопередвижка в Оле произвела дикое впечатление. Причем, в течение 1928 г. наблюдается существенный рост сельской киносети, количество киноустановок на территории нынешней Магаданской области возросло до 18 штук [5, с. 68].  

Вместе с тем, удаленность от хозяйственных и культурных центров страны при неразвитости экономической инфраструктуры края порождали серьезные проблемы в деле конопроката и кинофикации в регионе. С целью приближения работы советских культурных учреждений к коренному населению и главным образом к кочевому Наркомпросом РСФСР утверждено типовое положение о передвижном политико-просветительном учреждении, названном «красной ярангой», действующим в районах Крайнего Севера. Первое учреждение культуры, предназначенное для обслуживания кочевников – красная яранга, была организована в 1929 г. на Чукотке, около Мечигменской губы [5, с. 70, 88].

Обеспечение доступа широких слоев населения края к культурному достоянию страны способствовала демонстрация звуковых фильмов, которая была впервые организована в Магадане 29 декабря 1934 г [5, с. 95]. Важным элементом популяризации и продвижения кино в массы, формирования социально ориентированной государственной системы кинофикации явилась организация киносъемки фильма о ламутах(эвенах), живущих на реке Кунтук (Тауйское побережье) и организовавших свое коллективное хозяйство «Кунтук – Ороч», которую осуществил в 1935 г. режиссер Московской студии документальных фильмов Б. Небылицкий [5, с. 98].

Именно 1930-е гг. занимают особое место в культурно-преобразовательной деятельности государства, когда в культурной жизни региона намечались коренные изменения.  На них указывала в 1934 г. Н. К. Крупская: «В смысле ликвидации неграмотности мы имеем большие успехи. Мы имеем быстрый рост советской интеллигенции, рост влияния на неё партии. В отношении культуры то, что было пятнадцать лет тому назад, и то, что мы имеем сейчас, несравнимо…» [8]. В предвоенные годы одним из главных результатов проводимых социокультурных преобразований стало значительное повышение уровня грамотности населения СССР (84,5% от общего числа граждан старше 7 лет, согласно переписи 1939 г.) [1, 83, 86-87].

В соответствии со спецификой советской модели политико-государственного устройства решение задач по повышению культурного уровня населения осуществлялось государственными органами, но направлялось соответствующими партийными комитетами. Однако территория Колымы имела особенности административного управления, т.к. с 1931 г. входила в компетенцию треста Дальстрой, а с 1938 г. Главного Управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР (ГУСДС), что также накладывало уникальные черты на организацию кинофикации на Северо-Востоке России [10, с. 120]. Важным этапом в деле кинофикации региона стало стационирование киносети – монтаж оборудования в помещении с целью регулярного кинопоказа в нем. В 1939 г. был обеспечен ввод в эксплуатацию городского кинотеатра в бывшем здании клуба УСВИТЛа. В день его открытия демонстрировался фильм «Богатая невеста» [7, с. 58].

Дальнейшее выполнение задач кинофикации могло обеспечиваться посредством роста числа предприятий кинопоказа. К весне 1940 г. темпы роста киносети возросли, в дальнейшем эта динамика продолжилась. Кинофильмы демонстрировались уже в городском кинотеатре, кинотеатре парка культуры и отдыха, Центральном клубе, клубе «Моряк» (Нагаево), а для учащихся – в кинозале Магаданской средней школы №1. В том же году Магадан получил новейшую для того времени звуковую аппаратуру «КЗС-22», поэтому кино постепенно входило в быт колымчан  [9, с. 143].

В годы Великой Отечественной войны кино играло важную роль в патриотическом воспитании жителей города. При всех издержках в достижении намеченной цели по увеличению кинопроката, скромных размерах финансирования, выделяемых на эти нужды, Дальстрой, имея своей задачей в годы войны расширение масштабов промышленного освоения Колымы, активизировал идеологическую пропаганду посредством усиления контроля за кинопрокатными организациями. Приказом руководства Дальстроя НКВД СССР от 30 июля 1941 г. кинобазы ГУСДС были переданы из ведения административно-гражданского отдела (АГО) в состав конторы культтоваров Колымснаба, а распоряжением администрации от 11 октября 1941 г. все городские кинотеатры были подчинены магаданскому Дому Культуры [3, Д. 1073. Л. 6; Д. 1077. Л. 107; Д. 1357. Л. 128]. Примечательно, что одной из главных тенденций кинофикации этого периода являлось осуществление комплекса мер по приспособлению наличного фонда площадей различного назначения для нужд кинопоказа. Оно помогало трудиться по-боевому, укрепляло веру в Победу. С огромным волнением смотрели магаданцы выдающиеся фильмы военного времени: «Она защищает Родину», «Радуга», «Два бойца», «Жди меня», «Непобедимые» [9, с. 143].

Окончание Великой Отечественной войны явилось мощным импульсом для подъема и укрепления социально-экономического, политического и культурного потенциала страны. Между тем, общие для страны послевоенные трудности в области культурного строительства усугублялись для северных районов особенностями регионального характера: удаленность от хозяйственных и культурных центров страны при отсутствии развитых транспортных связей становились препятствием в деле создания социальной инфраструктуры; низкая плотность населения, разбросанность и изолированность мелких населенных пунктов на большой территории создавали трудности в организации и размещении киносети; наконец, нельзя сбрасывать со счетов суровые природно-климатические условия края, которые обуславливали увеличение затрат на организацию строительства и  оснащение киносети.

В послевоенные годы интерес магаданцев к кино не ослаб. Только за 1946 г. в городском кинотеатре состоялось 1790 киносеансов, которые посетило 421 265 зрителей. Было показано 68 кинофильмов, из них − 23 новых [9, с. 143]. Однако планы Главного Управления кинофикации СССР на строительство по всему Союзу в первые послевоенные годы имели рекордные цифры 47 кинотеатров, для чего было выделено около 32,4 млн. руб. [2, с. 23].

Сообразно общесоюзным тенденциям в административном центре колымского края в 1948 г. состоялась торжественное открытие кинотеатра «Горняк». Автором проекта здания являлся архитектор Е.В. Симов. На открытии выступил директор магаданского Дома культуры Дальстроя им. М. Горького Венгржинский. Первым директором стала А. В. Викторова, которая возглавляла кинотеатр долгое время и удостоилась звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», человек страстно влюбленный в кино, наделенный незаурядными организаторскими способностями. В день его открытия были показаны кинофильмы «Клятва» и «Песня колхозных полей» [6, с. 57].  Так, при реализации плана улучшения кинообслуживания городов страны за период 1948-1953 гг. в Магаданской области было введено в действие 9 районных домов культуры, 26 сельских клубов, 21 красная яранга, 113 клубов [5, с. 177].  21 октября 1955 г. газета «Магаданская правда» сообщала о состоявшемся в Москве общественном просмотре нового цветного документального киноочерка «По Магаданской области», созданного на Дальневосточной студии кинохроники [5, с. 194].   

В канун 1959 г., после десятилетней эксплуатации кинотеатр «Горняк» был капитально отремонтирован и реконструирован, 600 магаданцев впервые смотрели широкоформатный фильм «Поэма о море». Повседневной работой со зрительской аудиторией коллектива «Горняка» стала организация художественных премьер, киновечеров, обсуждение остропроблемных картин стала. К участию в обсуждении кинолент привлекались лучшие лекторы, специалисты различных отраслей знаний. Здесь же были опробованы абонементное обслуживание зрителей, заключение договоров о культурном обслуживании коллективов предприятий и организаций города, создание киноуголков и другие формы работы, которые затем распространялись в других кинотеатрах города [9, с.144].

В середине 1950-х гг. художественные фильмы демонстрировались уже в трех кинотеатрах города – «Горняк», «Моряк», «Новости дня», а также в двух клубах – профсоюзов и промкомбината (с сентября 1956 г. клуб работников местной промышленности). Они использовали различные формы культурно-массовой деятельности: кинофестивали, тематические показы фильмов, кинопанорамы, киновечера, детские киноутренники. К знаменательным датам во всех кинотеатрах устраивались тематические показы лучших хроникально-документальных и научно-популярных фильмов, проводились Всесоюзные недели детского юношества кинофильма, разнообразные киновикторины [9, с.144].

Выводы (Conclusion).  В процессе исследования данной проблемы мы пришли к выводу, что в период 1920-1950-х гг. плановый кинопрокат стал одним из основных источников массовой информации как в стране, так и на территории северо-восточного края, что было обусловлено, прежде всего, теми социально-экономическими задачами, которые решались в то время, и установками партийных органов в области идеологического воспитания масс.

Агитационно-пропагандистская работа с населением в советское время посредством демонстрации фильмов шла систематически, взаимодействия зрительской аудиторией являясь важнейшим источником социальной информации и средством выражения официальной государственной идеологии. Будучи каналом связи между народом и властью, оно чаще выступало в поддержку последней, способствовало повышению ее авторитета.


Библиографическая ссылка

Костырева Т.В. СТАНОВЛЕНИЕ КИНОФИКАЦИИ И КИНОПРОКАТА В 1920-1950-Е ГГ. НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20214 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674