Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Гусева П.В. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
В настоящее время среди детей дошкольного возраста актуально такое речевое нарушение как стертая дизартрия. Оно часто сочетается с другими речевыми расстройствами, которые еще больше усугубляют нарушения звукопроизношения у детей, не позволяют детям овладевать в нужной степени запасом слов и грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозят процесс развития связной речи. Моторика рук тесно связана с развитием речи. Изучением этой связи занимались такие учёные, как Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, которые обнаружили, что примерно треть всей площади коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. По этой причине целесообразно заниматься не только тренировкой артикуляционного аппарата ребёнка, но и развивать мелкую моторику, а именно движение пальцев рук. Данное положение определило цель нашего исследования: выявить особенности развития мелкой и артикуляционной моторики. В связи с целью исследования нами было проведено обследование детей 5-6 лет со стертой дизартрией, которое включало в себя как традиционные логопедические приемы, так и нетрадиционные дидактические методики.
логопедия
дошкольники
стертая дизартрия
мелкая моторика
артикуляционная моторика
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии /Е. Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2008. 254 с.
2. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. 240 с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004. 144 с.
4. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» – Москва, 1973 г. 142 с.
5. Монтессори, М. Развитие речи по методике Монтессори [Электронный ресурс] – М. Монтессори. – Режим доступа: https://rechrebenka.ru/razvitie-rechi-po-metodike-montessori
6. Нищева, Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики с 4 до 7 лет. ФГОС

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От постановки правильного заключения зависит выбор направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка со стертой дизартрией и эффективность этого воздействия.

Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:

  • отсутствие сильно выраженных дефектов;
  • нормальное функционирование мышц верхних конечностей;
  • подвижность кистей рук;

Для определения уровня сформированности мелкой моторики  была использована методика Марии Монтессори. [5],  а также взяты задания из диагностических методик  Галины Анатольевны Волковой [3]  и Натальи Валентиновны Нищевой [6].

Первая часть исследования проводилась при помощи специально разработанной доски – бизиборд. М. Монтессори писала, что развитие тонких движений рук напрямую связано с речью ребенка  «… если с речью у ребенка не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика» [5].

Вторая часть исследования мелкой моторики включала в себя задания из  диагностических методик  Галины Анатольевны Волковой и Натальи Валентиновны Нищевой.

При исследовании учитывались состояния: произвольной моторики пальцев рук, навыка работы с карандашом, навыка манипуляции с предметами.

 По результатам исследования высокий уровень развития мелкой моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития мелкой моторики, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики и у четырех детей уровень развития мелкой моторики ниже среднего.

Мелкая, общая и артикуляционная моторика тесно связана друг с другом. Если у ребенка не развита мелкая моторика, имеются задержки общей моторики, то это может привести к запозданию овладения речью и недостаточно развитым артикуляционным аппаратом.

Для исследования состояния артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией была использована методика Е.Ф. Архиповой [1], в которую входили задания, рекомендованные Л.В.Лопатиной и Г.В.Денюхиной.

В комплекс заданий, направленных на исследование артикуляционной моторики входит:

  • исследование кинетического орального праксиса;
  • исследование мышечного тонуса;
  • исследование кинестетического орального праксиса;
  • исследование мимической мускулатуры;

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

При анализе данных проведенного исследования  использовалась система оценок:

  • артикуляционная моторика: от 0 до 3 баллов;
  • мелкая моторика: от 0 до 3 баллов.

 При обследовании обращалось внимание на: объем выполнения движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, замедленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); длительность удержания позы.

По результатам исследования высокий уровень развития артикуляционной моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития артикуляционной моторики, у четверых детей уровень развития артикуляционной моторики ниже среднего, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

Таким образом, нами было проведено исследование состояния моторных функции у дошкольников со стертой дизартрией, которое показало, что в большинстве случаев дети со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и средний уровень развития мелкой и артикуляционной моторики.  Также стоит отметить, что уровень мелкой моторики и уровню артикуляционной моторики соответствует друг другу.

Анализ проведенного исследования состояния артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников 5-6 со стертой дизартрией показал, что состояние и уровень развития недостаточный. Проведенное исследование моторики дошкольников со стертой дизартрией выявило недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. У детей со стертой дизартрией имеются общие и специфические особенности формирования и развития психомоторики, проявляющиеся в низком уровне сформированности моторных функций, в изменениях переключаемости, темпа, ритма движений. Результаты исследования мелкой моторики дошкольников со стертой дизартрией показали, что у испытуемых отмечаются случаи чрезмерного напряжения руки, изменения темпа движений и нарушение их очередности, замены движений. Проявления недостаточности артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией выражаются в двигательной неловкости, неполном объеме артикуляторных движений, скованности, замедленности, толчкообразности движений, наличии синкинезий.

Моторные функции тесно связаны с речевыми функциями. Развитие мелкой моторики необходимо для стимуляции развития речи. Важно сформировать у детей дошкольного возраста всю моторную сферу, а именно: мелкую моторику, артикуляционную моторику, общую моторику и мимическую. 

По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на уровнях среднем и ниже среднего, т. е. словообразовательные и моторные умения у детей со стертой дизартрией сформированы недостаточно. В связи с чем, детям требуется специальная логопедическая помощь.

На основе выводов этого обследования и анализа работ авторов, которые занимались этой проблемой, нами был разработан комплекс логопедических заданий, направленный на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией.

При разработке комплекса упражнений по преодолению нарушений мелкой и артикуляционной моторики были использованы нетрадиционные дидактические средства и приемы развития мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, а также модифицированы методики Е.Ф. Архиповой, М.Монтессори, М. М. Кольцовой.

Занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики могут проводиться в индивидуальной форме. А также включаться  в логопедические занятия в качестве дополнительных.

Нами было составлено 5 комплексов. Каждый комплекс включает в себя 6 заданий:

  • 4 задания направлены на развития мелкой моторики;
  • 2 задания направлены на развития артикуляционной моторики;

Одно из нетрадиционных средств развития мелкой моторики это «бизиборд». Бизиборд – это специальная развивающая доска, которая включает в себя различные задания и упражнения, направленные на развития мелкой моторики. Первая доска была разработана  в 1907 году итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. С каждым годом доска приобретала новые задания, а старые - усовершенствовались. Бизиборд подходит для детей разного уровня.

Для младших дошкольников в заданиях используются такие предметы, к которым в повседневной жизни родители не подпускают их: выключатели, розетки, телефоны, дверные цепочки, дверные защелки и так далее. Именно это и вызывает у детей особый интерес.

Для детей старшего возраста используются уже более сложные задания. В них входят упражнения, направленные на развитие памяти; логики; мышления; изучения цветов, цифр, букв; значений много – мало, больше – меньше и т.д.

Таким образом, бизиборд способствует развитию мелкой моторики детей, а также расширяет кругозор, развивает у детей логическое мышление, творческие способности, улучшает усидчивость и внимательность. Ребенок развивает пальчиковую активность, выполняя задания с мелкими предметами.

При работе с детьми с нарушением речи важно уделять особое внимание пальчиковой гимнастике. Используя в логопедической работе нетрадиционные формы проведения пальчиковой гимнастики с элементами массажа, можно достичь отличного результата. Такие упражнения способствуют формированию и развитию моторных умений и навыков, что позволяет в дальнейшем корректировать речь и устранить дефект.

К современной нетрадиционной форме проведения пальчиковой гимнастики можно отнести гидрогимнастику. Это выполнение различных заданий в воде. Для проведения требуется специальное оборудование: различные емкости для воды, термометр, полотенце, салфетки.

Занятие проводится в первой половине дня, продолжительность 10-15 минут, 3 раза в неделю.

Выполняется массаж от простых движений к более сложным. Что образовывает тесную связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. При выполнение самомассажа, используются различные предметы: карандаши, колпачки от фломастеров, мячики, массажеры.

Все упражнения сопровождаются речью логопеда, а именно, стихами, скороговорками, чистоговорками. Важно движения выполнять синхронно с текстом и выдерживать паузы.

При работе с водой обязательно использование контрастных ванн. В прохладной воде при температуре 17 градусов упражнения выполняются 3-4 секунды, в теплой воде при температуре 36 градусов – 7-8 секунд.

Вследствие развития мелкой моторики эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь, что в свою очередь способствует предупреждению дисграфии и дислексии, при подготовке детей к обучению в школе.

В работе по развитию мелкой моторики логопед использует разнообразные игры, задания, упражнения. Все они способствуют развитию мелких мышц рук. С целью разнообразить задания, педагог использует в своей работе камешки Марблс.

 Марблс – это стеклянные камушки небольшого размера различных цветов. Но усовершенствованные камушки уже сделаны из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. 

Использование  на занятиях таких камушков направленно на решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, а также на приобретение новых знаний и умений.

Все задания подбираются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также с учетом  умственных и моторных способностей.

При работе с детьми решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие внимания, памяти и мышление;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие фантазии творческих способностей;
  • формирование правильного образа предметов;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • формирование волевых умений;

      Камушки могут использоваться как дополнительный дидактический материал для выполнения различных заданий.

Например:

  • использование при изучении лексической темы;
  • использование как фишек, для выкладывания схемы предложения, звукового анализа слова по схеме, звуко - буквенного анализа;
  • использование при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и т.д;

Игры с Марблс оказывают положительное влияние на психику ребенка. При обычном перекладывании, ребенок успокаивается, концентрируется, настраивается на дальнейшую работу. Задания с использованием данного дидактического  материала позволяет развивать творческие способности ребенка, снять усталость и напряжение. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

М. М. Кольцова в своих исследованиях выделяет такой метод коррекционной работы с детьми над развитием артикуляционной моторики как биоэнергопластика. Основная цель данного метода – это обеспечение сопряженной работы пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата [4].

При выполнении артикуляционной гимнастики с использованием движений рук активизируется внимание, мышление, развивается чувство ритма, ориентировка в пространстве. Важно тщательно отслеживать точность, синхронность, ритмичность речевых органов и кистей рук. С этой целью возможно использование на занятиях музыкального сопровождения, счета, либо стихотворных строк [2].

Статические упражнения направлены на развитие мышечной силы, а также помогают ребенку найти и принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Динамические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие переключаемости движений, плавности и точности выполнения.

Бионэргопластика улучшает моторные возможности детей, способствует коррекции звукопроизношения.  За счет параллельного развития артикуляционной и мелкой моторики сокращается вдвое время занятий, усиливается их результативность. Данная методика позволяет перейти от зрительной опоры к выполнению движений по ощущениям.

Для повышения результативности и большего интереса старших дошкольников возможно использование бионэргопластики в сопровождении со сказками.  В 1932 году профессор Э. Кунце представил метод «Каталога», который является основой в создании артикуляционных сказок. Смысл данной методики заключается в создании рассказа, в которой ребенок в праве сам выбирать героев. Данный метод направлен на снятие психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев. Дети углубляются в игру и с интересом придумывают сюжет сказки.

Данная методика направлена на:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;
  • развитие концентрации внимание;
  • развитие творческих способностей;
  • обогащение словарного запаса;
  • закрепление и развитие навыков речевого общения;
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Итак, нами были предложены комплексы логопедических заданий для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией на логопедических занятиях. В процессе логопедического обследования использовалась игровая и продуктивная деятельность. 


Библиографическая ссылка

Гусева П.В. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20207 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674