Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Кривоносова А.В. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Статья посвящена современным научным представлениям о нарушении грамматического оформления высказывания у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. В отражены взгляды различных авторов на проблему формирования грамматического оформления высказывания у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Отражены нарушения грамматического оформления высказывания. Нами была подобрана и проанализирована психолого-педагогическая, психолингвистическая и специальная литература по данному вопросу. Представлено развёрнутое определение понятия грамматика. Содержится информация о трудностях в процессе формирования грамматического оформления высказывания. Представлены различные подходы к изучению данной проблемы. В период дошкольного возраста огромное значение для детей в большей степени имеет общение со сверстниками, а не со взрослыми. В момент общения дошкольников с ровесниками, проявляются умения слушать и слышать, взаимодействовать в контакте, проявлять свои мысли, осмысливать и понимать речь, исходя из этого, их общение между собой становится более содержательным. Для того чтобы общение ребёнка было полноценным, нужно развивать умение общаться, с раннего детства используя при этом сюжетно–ролевые игры. Самым важным компонентом общения является речь.
логопедия
грамматика
дошкольник
общее недоразвитии речи
нарушение грамматической стороны речи
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие /М. М. Алексеева, В.И. Яшина. Москва: Издательский центр Академия, 2000. 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей //Книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова. Москва: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
3. Ватрапетова, Г. М, Тычина, Л. Л. Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Сибирский учитель.– 2007.– №5.– С. 43.
4. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя 6 учеб. Пособие /А.Н. Гвоздев. Москва: Высшая школа, 2011. 499 с.
5. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс /Л. В. Ковригина. Новосибирск: НГПУ, 2011. 170 с.
6. Ковригина, Л. В. Оценка нарушений грамматического структурирования высказываний у детей с общим недоразвитием речи с учётом психологического подхода // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства материалы научно-практического семинара.– 2016.– С. 215-218.
7. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя): учеб. пособие /Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. 160 с.
8. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык /Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Москва: Айрис-пресс, 2010. 999 с.
9. Филичева, Т. Б. Основы логопедической работы с детьми /Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова. Москва: Аркти, 2005. 240 с.
10. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи /С. Н. Цейтлин. Москва: Владос, 2000. 238 с.

В дошкольном возрасте речь более гибкая, поэтому этот возраст удобен для формирования и расширения речевого общения. Речь взаимосвязана с мышлением, а также с осознанием себя и окружающего мира. Следует отметить, что огромное значение уделяется тому, чтобы у дошкольника начинал пополняться атрибутивный, номинативный, предикативный и пассивный словарь. В современном мире у большого количества детей, в большей степени у детей с общим недоразвитием речи, выявляется скудность данных словарей, это вызывает проблемы в овладении грамматической стороны речи. Обогащение и пополнение словаря, а также его автоматизация, играют огромную роль, как для социализации дошкольников, также и для всей системы речевой работы.

Главные особенности личности, основы психического и физического развития формируются и закладываются в детстве. Одним из главных процессов, в результате, которого дети находят пути преодоления всяческих затруднений, и происходит его социализация, этим процессом является дошкольное образование. Дошкольное образование, как семья вносит неимоверный вклад и является главной составляющей социального облика личности. Должно уделяться значительное внимание, со стороны семьи речевой среде ребёнка.

Научно-методической основой исследования явились теории:

– учение А. Н. Гвоздева о развитии речи ребенка в норме;

– М. М. Алексеева и Б. И. Яшина описали методику развития речи и обучения родному языку дошкольников;

– учение Р. Е. Левиной об общем недоразвитии речи;

– учение О. Е. Грибова о технологии организации логопедического обследования.

Вопрос нарушения грамматической стороны речи, остаётся актуальным и в настоящее временя, он продолжает интересовать современных исследователей: Л. В. Ковригина [6], Г. М. Вартапетова, Л. Л. Тычина [3].

Цель исследования состоит в описании современных представлений о проблеме формирования грамматического оформления высказывания у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

Современные научные суждения о грамматическом оформлении высказывания очень обширные и требующие объяснения. Достаточно важной и существенной проблемой в логопедии является, вопрос о формировании грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. В настоящее время учёные в своих работах добились существенных высот в области нарушений грамматического строя речи и создания способов для их преодоления.

По мнению М. М. Алексеева, грамматика – это наука о закономерностях и свойствах языка, которая несёт в себе «систему систем», которая соединяет синтаксис, морфологию и словообразование. В совокупности их можно именовать, как подсистемы грамматического строя речи или различными уровнями. Морфология изучает грамматические формы, свойства слова и грамматические значения в области слова, синтаксис – предложения и словообразование, образование слова на основании однокоренного слова, которое по своей сути мотивировано, то есть следует из данного слова по смыслу и по форме при помощи определённых средств, свойственных языку [1].

Грамматика способствует образованию точной и правильно организованной речи, а так же правильно построенной, содержащей смысл, ясной для окружающих. Грамматика выявляет свойство языка, это будет являться стойкой и устойчивой его частью [4].

Изучая проблему формирования грамматического строя речи В. И. Яшина выяснила, что воплощать все мысли и воображения в реальность, можно благодаря грамматике, с помощью неё наша речь станет более организованной, правильно оформленной и ясной окружающих. Большую роль имеет овладение дошкольником грамматического строя речи, потому что именно синтаксически, и морфологически правильно оформленная речь станет ясна окружающим и будет являться средством общения. Грамматическая система языка образуется благодаря взаимосвязи ряда грамматических единиц, а так же ряда средств [2].

Во время становления речи, грамматический строй постигается детьми дошкольного возраста без чьей-либо помощи, благодаря уподоблению речи окружающих. Очень значимы благоприятные условия воспитания, вполне обогащенный уровень развития словаря, фонематического слуха, состояние нервной системы дошкольника [10].

Становление синтаксической и морфологической системы языка у детей дошкольного возраста осуществляется в близкой взаимосвязи. Образование новых форм слова содействует усложнению структуры предложения, но и наоборот, использование какой-нибудь точной структуры предложения в устной речи укрепляются и грамматические формы слов. Если у дошкольника хорошо развита аналитико-синтетическая деятельность (возможность анализировать структуру слова, отмечать специфические и общие черты в разных формах слова, умение синтезировать), то именно на данной основе совершается формирование языковых обобщений [8].

Грамматический строй речи в момент становления речи осваивается самостоятельно, при помощи подражанию речи окружающих. Основной составляющей для его формирования является постоянное общение ребенка с родными взрослыми, а также совместное взаимодействие с ними. При формировании грамматического строя речи детям нужно освоить наисложнейшую систему грамматических правил. Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи будет являться овладение дошкольником языковыми обобщениями, закономерностей языка, эти усвоения помогут переводить смысл высказывания в речевые действия. Грамматические процессы сложного, тяжёлого этапа порождения речи являются предельно трудными и подразумевают довольно высочайший уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

В ходе образования новых форм слова, совершается усложнение структуры предложений, но и наоборот, использование какой-либо конкретной структуры предложений помогает закреплению грамматических форм слов. На основе этого, развитие синтаксической и морфологической систем языка у детей протекает в тесном взаимодействии .

Общее недоразвитие речи несёт в себе нарушение или отклонения от нормы основных компонентов речевой системы. Основную часть логопедической группы составляют дети со вторым и третьем уровнем речевого недоразвития речи. Большая часть работы логопеда направлена на устранение нарушений грамматической стороны речи, а так же на предупреждение возможных негативных последствий.

Развитие различных сторон грамматического строя речи ребенка, а именно: синтаксиса, морфологии, словообразования, несёт в себе определённую специфику, для их выражения и использования, нужно применять разные педагогические средства (приемы, формы организации). Для овладения морфологией и словообразованием огромное значение имеют приемы, развивающие языковые игры, для создания синтаксиса важное значение для развёрнутых высказываний будет играть создание положительной мотивации. Необходимо, проводить поэтапное обучение, потому что формирование разных сторон речи, а также грамматического строя речи дошкольников протекают одновременно. На первичных этапах активизация речевых высказываний несёт в большей степени общий, неспецифический характер, а уже затем постановка задач будет гораздо дифференцированной. На пятом году жизни особенное значение будет отводиться похвале словообразования, словотворчества, а на шестом году — более простому анализу структуры предложения, становлению грамматической правильности (в словоизменении) [2].

Речь – это главный инструмент развития высших отделов психики дошкольника. При этом нужно обратить внимание на то, что вместе с процессом обучения речи дошкольника происходит развитие интеллекта.

Рассматривая грамматические категории, А. Н. Гвоздев отмечал, что овладение дошкольниками грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые могут определяться присутствием конкретных значений и определений. Период и порядок освоения отдельных категорий имеет прямую зависимость от характера их значений. Дети сталкиваются с затруднениями в усвоении определённых форм, при которых определённое значение логически не связно с детской мыслью, то есть непонятно значение. А. Н. Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком» [5, с.160].

Основные трудности, которые возникают при нарушении грамматического строя речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи:

  1. Умение согласовывать существительные с прилагательными.
  2. Умение определять род существительных.
  3. Умение составлять согласованные предложения.
  4. Умение изменять существительные по числу.
  5. Умение подбирать однородные определения для согласования существительных с прилагательным в роде и числе.
  6. Умение употреблять предлоги.
  7. Умение достраивать предложение до конца.
  8. Умение согласовывать предлоги с существительными и прилагательными.
  9. Умение логически достраивать предложение и согласовывать в нём слова.

На рубеже этапа формирования первых форм слов и освоения флексийной системы совершается качественный скачек в формировании грамматического оформления высказывания: появляется формообразование по аналогии, происходит усвоение многих грамматических форм глаголов и существительных [7].

Существует множество методических приемов, которые направлены на выявление нарушений и формирования грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Все методики подбираются с учётом содержания занятия, степенью новизны и усовершенствования материала, а так же с учётом речевых и возрастных особенностей детей. Пути становления грамматически точной речи устанавливаются на основании общих, не специфических закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков дошкольников представленной группы и анализ причин их грамматических ошибок.

Исследуя чувство языка, как главное свойство точного порядка устной речи детей дошкольного возраста стоит отметить, что исследователи находят в осмысленном овладении грамматическим строем речи зачатки для развития связной, последовательной монологической речи, осмысление ее значительных и отличительных черт, становление обобщений явлений языка и речи. Дошкольник, который обучается в логопедической группе, обладает определёнными способностями построения простых нераспространенных и распространенных предложений, при этом используя фразы с множеством определений. Но даже в данных предложениях у большинства дошкольников обнаруживаются нарушения согласования и управления, пропуски или замены, в такой, же степени изменяется порядок слов. В основном такие ошибки характеризуют дошкольников, которые не склонны к обучению. У данной группы дошкольников происходят трудности в построение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Грамматическая категория по мнению – это не что иное, как совокупность однородных грамматических значений. К примеру, значения отдельных падежей будут объединяться в категорию падежа. Грамматические категории, по части речи, делятся на именные (характерные для местоимения, имени существительного, имени прилагательного) и глагольные (проявляющиеся у глаголов) [9].

Грамматика заключает в себя определённые разделы, одним разделом из которых будет являться морфология. Термин «грамматика» применяется в языкознании в нескольких смыслах, а конкретнее в значении грамматического строя языка и в значении учения о грамматическом строе языка. Во втором смысле грамматика будет проявляться в виде собрания норм об изменении слов, а так же сочетании слов в предложении. Поэтому грамматику разделяют на такие разделы, как: морфология – сбор правил об изменении слов, то есть учение о грамматическом свойстве слова, его формах, так же синтаксис – сбор правил о сочетании слов, то есть учение о построении предложения. Грамматика со своими разделами определяет конкретное правило для изменения слов и сочетания слов в предложении, подразумевая не определённые слова и предложения, а, в общем, слова и предложения. Грамматика отклоняет от частного и конкретного в словах и предложениях, но она принимает лишь общее, что может присутствовать в них.

Стоит отметить значимость, и эффективность поэтапной работы по формированию грамматической стороны речи, а также грамматических конструкций, основанных на усвоении согласования существительных с прилагательными, глаголами, числительными. Формирование грамматической стороны речи, будет осуществляться исходя из уровня когнитивного развития ребенка. Ребенку необходимо уметь дифференцировать грамматические значения слов, так же дошкольнику необходимо понимать значение слова, перед тем, как приступить к его анализу.

Процессы формирования в речи дошкольников различных видов предложений, грамматических категорий, овладение фонетики русского языка, наблюдения ребёнка за свойствами языка. О полном совершенствование в овладении грамматическим строем речи можно говорить в тот момент, когда усвоены парадигматические, синтаксические связи. В момент формирования грамматического строя речи происходит выделение морфем, а также сопоставление с лексическим или грамматическим значением.


Библиографическая ссылка

Кривоносова А.В. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20205 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674