Введение
Дошкольный возраст ‑ наиболее продуктивный и ответственный в жизни ребенка. Во время этого периода развивается творческий потенциал и способности малыша; он овладевает всевозможными видами деятельности, включая творчество. Чтобы ребенок вырос инициативным, думающим и творчески подходил к любому делу, развивать воображение необходимо с дошкольного детства, так как оно относится к числу фундаментальных психологических новообразований.
У детей с нарушениями слуха развитие воображения выполняет еще и компенсаторную функцию, поскольку их общение со взрослыми и слышащими сверстниками ограничено, в связи с чем дети со слуховой депривацией лишаются необходимого объема информации.
Цель исследования
Выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и на этой основе создать систему педагогической работы по его развитию в процессе изодеятельности.
Материал и методы исследования
Теоретический (анализ литературы); эмпирический (диагностическое исследование); интерпретационный (анализ результатов практического исследования).
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось с 19 января 2020 года по 15 февраля 2020 года. К исследованию было привлечено 9 детей. Средний возраст испытуемых составил от пяти до шести лет. Все дети посещали детский сад на протяжении всего учебного года. Большинство детей в группе имеют наследственную 2-х стороннюю нейросенсорную потерю слуха IV степени, один ребенок ‑ с множественными приобретенными нарушениями здоровья и атрофией зрительного нерва.
Как показали проведенное наблюдение и беседы, общение детей со сверстниками в группе происходит в основном на жестовом языке, без использования устной речи. Задержка в речевом развитии отмечается у всех детей. Речь детей маловнятная, в ней разборчивы лишь отдельные слова. Речевой материал (соответствующий программным требованиям) дети воспринимают с помощью табличек и в устно-дактильной форме. Хорошо знакомые слова и фразы они способны воспринимать на слухозрительной основе.
Для реализации поставленной цели, на основе анализа литературных данных , а также учета возрастных и психо-физиологических особенностей детей, нами была разработана программа диагностического исследования. Она включает следующие методики:
- «Дорисовывание фигур» Методика О. М. Дьяченко [2];
- «Субтест 2. Закончи рисунок» Методика П. Торренса [8];
- «Скульптура». Методика Р. С. Немова [3].
Выбор данных методик можно объяснить тем, что каждая из них направлена на выявление уровня развития творческого воображения у детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста, они более точно дают представление об интересующем нас вопросе, достаточно удобны в использовании и применимы к детям с нарушением слуха. Эти методики были адаптированы нами для детей с нарушенным слухом.
Методика «Дорисовывание фигур», составителем которой является О. М. Дьяченко, направлена на выявления уровня развития творческого воображения и определение способности создавать оригинальные образы у детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста [2]. Исследование проводилось в первую половину дня с каждым ребенком индивидуально.
Ребенку предъявлялся диагностический бланк с изображением 10 фигур и давалась инструкция: «Нарисуй, что хочешь». Когда ребенок дорисовывал фигуру, ему задавался вопрос: «Что это?», ребенок называл объект или объяснял жестом, ответы ребенка фиксировались.
Обработка результатов: оценивалось количество оригинальных изображений и проработанность объектов.
По полученным результатам шесть детей имеют низкий уровень творческого воображения.
Испытуемые №2, 3, 4, 5, 6, 8 показали мало оригинальных рисунков, у них представлено всего по 2-3 образца.
Трое детей имеют средний уровень творческого воображения. Испытуемые №1, 7, и 9 изобразили 4-5 оригинальных рисунков. Подход к работе отличался, им требовалось немного больше времени на выполнение, но они старались что-то придумать, в отличие от детей, которые дорисовывали несколько фигур до элементарных изображений. Легче всего дети справлялись с дорисовыванием фигуры треугольника и квадрата, так как это наиболее знакомые и уже привычные для них фигуры.
Большие сложности у испытуемых вызвали необычные фигуры, которые не встречались им в обыденной жизни. При виде таких фигур многие дети пытались рассматривать их в разных ракурсах.
Испытуемые №6 и 8 не смогли дорисовать некоторые фигуры, оставив их без изменений, объясняя это тем, что они не знают, на что данная фигура может быть похожа.
Остальные испытуемые справились с дорисовыванием всех карточек.
При предъявлении задания дети не сразу понимали инструкцию, приходилось ее иллюстрировать на примере одной из фигур. После показа все дети приступали к работе, дорисовывали карточки.
Почти все дети старались сразу объяснить, что они изображают. Способы изъяснения были различными, кто-то из детей тут же на карточке подписывал, что у него получилось, кто-то пытался с помощью дактильной азбуки пояснить, большинство детей использовали жесты. Следует также отметить, что данная методика вызвала интерес со стороны испытуемых.
Методика «Субтест 2. Закончи рисунок», составителем которой является Э. П. Торренс, направлена на выявления уровня развития творческого воображения у детей [8]. Исследование проводилось индивидуально, в первую половину дня.
Во время исследования использовались листы с изображениями геометрических фигур. Ребенку предъявлялась инструкция: «Нарисуй, что хочешь». Когда ребенок дорисовывал фигуру, он пояснял, что нарисовал. Педагог фиксировал ответы ребенка. На это тестирование каждому ребенку отводилось десять минут.
Обработка результатов: оценивалось количество оригинальных изображений и проработанность объектов.
Из полученных результатов следует, что пятеро детей имеют низкий уровень развития творческого воображения. Испытуемые №2, 3, 4, 6 и 8 не представили отличающиеся оригинальностью рисунки. Дети рисовали солнышко, очки, ветер и цифры.
Четверо детей имеют средний уровень развития творческого воображения. Испытуемые №1, 5, 7 и 9 смогли нарисовать несколько оригинальных изображений с дополнением деталей, например, были такие рисунки, как: лес, машина, лицо, часы, рогатка, откушенный кусок хлеба.
Дети сразу поняли инструкцию и приступили к выполнению задания, так как предварительно была проведена похожая методика. С заданиями дети справлялись достаточно быстро, но почти все объекты рисунка были однообразны и не имели общей связи. Данная методика не вызвала большого интереса со стороны испытуемых.
Методика «Скульптура», составителем которой является Р. С. Немов, направлена на исследование особенностей творческого воображения и способности к фантазированию у детей старшего дошкольного возраста [3]. Исследование проводилось индивидуально в первой половине дня.
Во время исследования использовался набор пластилина. Ребенку предъявлялась инструкция: «Слепи что хочешь», убедившись, что ребенок понял инструкцию, давалась инструкция: «Можно». По завершению задания у ребенка спрашивалось: «Что это?». Ответы детей фиксировались в протоколе и отмечались особенности выполнения и поведения ребенка во время задания.
Обработка результатов: каждый объект, выполненный ребенком, оценивался по шкале оценки результатов, а затем выводился общий уровень выполнения задания.
Из полученных результатов следует, что шестеро испытуемых имеют низкий уровень развития творческого воображения и способности к фантазированию. Три ребенка показали средний уровень развития данного навыка.
Испытуемые №2, 3, 4, 5 6 и 8 изготовили элементарные поделки, не отличающиеся оригинальностью, в основном, у большинства испытуемых получалась фигура шара, колбаска или блин. Дети №1, 5 и 9 показали средний уровень развития способности фантазирования. Ребенок №1слепила птицу, она акцентировала внимание на крыльях, клюве и хвосте. Ребенок №7 слепила девочку, поясняя при этом, что она изобразила себя. Ребенок № 9 слепил «зайку», он акцентировал внимание на деталях, ребенок слепил уши, хвост, лапы и наметил глаза и нос зайца.
Предъявленную инструкцию все дети восприняли с первого раза. Задание вызвало большой интерес, многие дети (№1, 3, 5, 6, 7 и 9) активно пытались слепить что-нибудь, используя при этом не один цвет пластилина, а сразу несколько цветов. Только три ребенка (№2, 4 и 8) использовали во время выполнения задания всего один цвет пластилина. Можно отметить, что все испытуемые проявили усидчивость и аккуратность в ходе проведения методики.
По результатам трех методик, следует, что у шести детей наблюдается низкий уровень развития творческого воображения и трое детей имеют средний уровень развития данного процесса. У детей недостаточно развита фантазия, оригинальность и целостность воображения. Входе диагностического этапа исследования мы выявили, что дети с нарушенным слухом при выполнении заданий действуют стереотипно. Следует отметить большое количество шаблонных композиций, повторяющихся в работах испытуемых. Из этого можно сделать вывод, что дети «привязаны» к сформированным в процессе обучения моделям, образам действий и имеют трудности трансформации имеющихся представлений. Дети в целом склонны к упрощенному, схематичному изображению объектов.
Исходя из результатов проведенных нами диагностических методик, следует вывод, что нарушение деятельности слухового анализатора, ограничивая возможности познания окружающего мира, отрицательно сказывается на деятельности воображения. Чтобы компенсировать это влияние, необходима специально организованная педагогическая работа. Эффективным средством для развития творческого воображения является изодеятельность.
При разработке педагогической работы по развитию творческого воображения у слабослышащих детей в процессе изодеятельности мы придерживались методических рекомендаций В. В. Ткачевой и Ю. А. Трухановой [6, 7]:
- использовать на занятиях по изодеятельности наибольший ассортимент природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта детей, с целью расширения у них объема представлений об окружающей действительности;
- акцентировать внимание на создание объектов в динамике, в характерных для них позах, движениях, что способствует пониманию детьми природы вещей, формированию у них развернутых представлений об окружающих объектах;
- предоставить слабослышащим дошкольникам свободу в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснить возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов;
- создавать в процессе занятий проблемные ситуации, ставить перед слабослышащими детьми задачи логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения;
- обеспечить планомерную и систематическую работу по развитию речи детей с нарушениями слуха.
Система педагогической работы включает в себя цель, задачи, этапы, методы и приемы деятельности. Цель педагогической работы: развитие творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности, через изодеятельность;
- обогащать и расширять художественный опыт детей;
- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и побудить самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- развивать творческое воображение совместно с другими процессами;
- воспитывать культуру общения слабослышащих старших дошкольников.
Для того, чтобы изобразительная деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста необходимо шире использовать различные нетрадиционные художественно-графические техники, различные синтетические и природные материалы, различные творческие задания, что обеспечит возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия.
Педагогическая работа представлена на 1 месяц, состоит из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный). Нами систематизированы задания, иллюстративный материал, упражнения и игры. При этом мы опирались на методические разработки Л. А Головчиц, Е. Е. Сапоговой, Л. Ю. Субботиной и других исследователей [1, 4, 5].
I этап – подготовительный (1 неделя).
Цель: подготовка к развитию творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
В первый этап входят дидактические игры по развитию творческих способностей.
Оптимальное время для игр – во второй половине дня. На каждую игру следует уделять не более 20 минут. Это связано с тем, что у детей низкая работоспособность, они быстро утомляются и теряют интерес. Изначально игровые задания должны быть упрощены, после того как они будут предложены повторно, их следует усложнить. Правила игр следует произносить четко и ясно. Во время игр нужно обращать внимание на всех детей, стараться, чтоб все дети попробовали себя проявить с активной позиции.
Для того чтобы детям было легче овладеть игровыми действиями, стоит придерживаться следующих методических приемов: показ действий воспитателем; показ игровых действий с привлечением детей; совместные игровые действия воспитателя и детей; обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий; называние игровых действий и предметов.
II этап – основной (2-3 неделя).
Цель: развитие творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности.
Во второй этап входят различные виды изодеятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов.
Занятия можно проводить как в индивидуальной форме, так и фронтально. На занятиях следует использовать разнообразные методы, приемы и технологии. Так как педагогическая работа ориентирована на детей дошкольного возраста, то основной метод, который применяется на занятиях – игровой. С помощью игры можно создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и комфортно.
Для того, что бы изобразительная деятельность была эффективным средством развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать различные нетрадиционные художественно-графические техники, различные синтетические и природные материалы, различные творческие задания.
Одним из наиболее эффективных средств коррекции творческого воображения является работа с различными материалами. С помощью таких материалов слабослышащие дети не только познают их свойства, но и научатся использовать их в разных композициях.
Также в процессе занятий изодеятельностью необходимо акцентировать внимание детей на форму, цвет материалов и предметов, обращать внимание детей на явления окружающей жизни. Показывать детям, как сравнивать материалы между собой, находить общее и различия. Акцентировать внимание на то, что из одних и тех же материалов можно создавать различные поделки (например, из пластилина можно не только лепить, но и делать аппликацию, можно закрашивать пластилином). Еще необходимо показать, что наоборот, используя разные материалы, можно сделать один и тот же объект (например, снег может быть из ваты, манки, соли, муки)
В процессе изобразительной деятельности у дошкольников с нарушенным слухом формируются сложные механизмы по переконструированию опыта, лежащие в основе функционирования процесса воображения.
III этап – заключительный (4 неделя).
Цель: отработать разные виды изодеятельности с использованием нетрадиционных техник.
В третий этап входят также различные виды изодеятельности, но сама деятельность усложняется. В целях усложнения предлагается использование нетрадиционных техник, большое количество материала и оборудования (для того чтобы ребенок мог сделать выбор того, что ему понадобится, самостоятельно).
На третьем этапе педагогической работы по развитию воображения у старших дошкольников с нарушенным слухом занятия изодеятельностью усложняются. На этом этапе следует научить детей нестандартным действиям с предметами, показать новые подходы к использованию знакомых объектов в необычных ролях. На данном этапе создается проблемная ситуация, которая должна быть решена детьми самостоятельно. Например, можно предложить детям подобрать необходимые для занятия материалы и инструменты, либо предложить выполнить работу по эскизу, чтобы ребенок приложил самостоятельные усилия. Такой вариант работы будет способствовать активизации творческих усилий детей с нарушенным слухом, развитию аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе деятельности воображения, становлению способности строить целостные образы. Формирование творческого воображения, выражается в способности многократного переконструирования предложенных элементов. Исправления и дополнения, которые ребенок делает в процессе занятий, формирует у него не только умение работать по плану, но и корректировать свою деятельность.
Мы предполагаем, что организация педагогической работы в соответствии с предложенным планом, позволит не только повысить уровень развития воображения слабослышащих дошкольников, но и во многом обеспечит их личностный рост. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, станут инициативнее, научатся более свободно выражать свои мысли. Они научатся помогать друг другу, научатся выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придаст уверенности даже самым зажатым детям.
Выводы и заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в процессе проведения диагностического обследования слабослышащих детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что такие условия, как: организация изодеятельности, досуговой деятельности, учет индивидуальных особенностей детей, комплексное использование методов и приемов обучения, создают благоприятную среду для детского творчества. Анализ диагностики уровня развития творческих способностей показал, что у старших дошкольников с нарушением слуха, уровень развития творческих способностей у большинства детей остается на низком и среднем уровнях. Это указывает на необходимость дальнейшей работы по развитию творческих способностей.
Библиографическая ссылка
Ивлева Н.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20203 (дата обращения: 21.11.2024).